УМК: «Начальная школа XXI века».
Цели урока:
- Образовательная: создать условия для формирования представления об окружности и круге, как о геометрических фигурах и познакомить с их элементами, развивать практическое умение – пользоваться циркулем.
- Развивающая: создать условия для развития творческой деятельности, речи и мыслительных операций: обобщение, анализ, сравнение.
- Воспитательные: создать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, активности, способности к познанию.
Оборудование: геометрические фигуры (квадрат, куб, шар, круг), модель круга (на каждого ученика), учебник для 2 класса В.Н. Рудницкой «Математика» 1 часть, рабочая тетрадь, циркуль, линейка, картинка с изображением Карандаша (человечка), альбомные листы с изображением окружностей, карточки.
Ход урока
I. Организация класса
«Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю всем удачи -
За работу, в добрый час!»
II. Актуализация знаний
Игра. На столе разложены различные геометрические фигуры (накрыты платком).
- Найдите на ощупь: квадрат, куб, шар, круг.
- Чем отличаются? (учитель держит в руках и показывает шар и круг).
III. Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке, мы с вами отправимся в удивительную страну геометрию, где познакомимся с новой геометрической фигурой и её элементами.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с понятием «окружность».
- Найдите на столе у каждого из вас круг. Возьмите его в руки. Обведите пальчиком границу круга так же как я.
- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется граница круга? (выслушав ответы детей, учитель вывешивает карточку на доску).
- Прочитайте слово: по слогам, с ударением. Закройте глаза, представьте это слово и ещё раз проговорите его по слогам.
- Какие буквы в этом слове похожи на окружность? («О»). А что вы можете рассказать об этих буквах? (Это безударные гласные, которые нужно запомнить.)
- А теперь возьмите круг, положите его на страницу тетради и обведите шаблон по его границе.
- Уберите шаблон. Посмотрите, у вас получилась окружность. Но для того, что бы построить окружность, не обязательно каждый раз пользоваться шаблоном.
2. Построение окружности с помощью циркуля.
а) - Для построения окружности существует специальный инструмент.
- Послушайте загадку:
«Сговорились две ноги
Делать дуги и круги». Это ...... (циркуль).
Учитель вывешивает карточку на доску и показывает инструмент.
- Обратите внимание на гласную, которая пишется после буквы «Ц». Кто может объяснить?
- Какое слово спряталось в слове «циркуль»? («цирк»).
- Слово «цирк» в переводе с латинского языка означает «круг».
- Как вы думаете, почему значение слова связано с кругом? Вспомните, как выглядит арена. (Она круглая, как-будто её построили с помощью циркуля).
б) - У циркуля есть 2 ножки: одна - с остриём, другая - с грифелем.
С циркулем нужно работать очень осторожно. Назовите правила пользования циркулем (нельзя подносить к лицу и глазам, нельзя передавать циркуль соседу иглой вперёд, нельзя им играть, циркуль должен находиться в специальном футляре).
- А теперь посмотрите, как работают с этим инструментом (показ учителя): «Разведу ножки на небольшое расстояние: ножку с остриём ставлю на бумагу, а ножка с грифелем касается бумаги. Аккуратно поворачиваем циркуль вокруг своей оси, при этом сохраняя расстояние между ножками, и получаем окружность. Если расстояние изменится - окружность не получится».
в) - Начертите окружность в тетрадях так же как я. (самостоятельная работа детей, помощь учителя), но сначала повторим порядок работы.
г) Обобщение:
- Что вы начертили? (окружность). Как вы думаете, почему её так назвали?
- Окружность - линия, которая идёт по границе круга.
- Посмотрите на свои фигуры. Чем круг отличается от окружности? (показать).
- Круг - это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью; его можно погладить. Погладьте. Окружность - это только граница круга (проведите пальчиком по линии), внутри пустая. Круг и окружность как брат и сестра. Они всегда вместе! Нарисовали окружность - возник круг, вырезали круг - ножницы обозначили окружность.
Физминутка.
- А теперь отдохнём, встаньте!- Начертите окружность:
- левой рукой в воздухе;
- правой ногой на полу;
- на спине у соседа;
- носом на потолке.
- Садитесь! Продолжаем работать дальше!
3. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на странице 88, найдите №6.
Рассмотрите: как изображаются на плоскости круг и окружность. Сравните. В чём сходство и различие?
- А какие предметы в учебнике на странице 87 в №1 являются окружностью? (Обруч, огненное кольцо, оправа от очков). Назовите предметы, которые имеют форму круга. (Стекло от очков, леденец, солнышко). Приведите свои примеры.
- Ребята, к нам на урок пришёл гость - весёлый Карандаш и принёс с собой замечательную песенку про круг и окружность (вывешивается картинка с изображением Карандаша).
- Послушайте её (учитель поёт):
«У круга есть одна подруга
Знакома всем её наружность.
Она идёт по краю круга
И называется ..... » (окружность).
4. Элементы окружности
- Дома вы можете сочинить свою песенку про круг и окружность.
- А сейчас Карандашик просит вас помочь ему выполнить некоторые задания:
а) - Как и любая фигура, окружность тоже имеет свой центр. Помогите найти её Карандашу.
- Как вы думаете, где она будет находиться? (Найдите у себя прокол от острой ножки циркуля - это и есть центр окружности).
- Отметьте его точкой и обозначьте латинской буквой «O».
б) - На странице 87 учебника, на чертеже найдите центр окружности.
- А какой ещё элемент окружности вы видите на чертеже? Прочитайте!
- Карандашик просит вас помочь ему построить радиус окружности.
- Как же это сделать?
в) - Отметим на окружности точку в любом месте. Я здесь, а вы можете поставить точку в другом месте (показать), но обязательно на окружности и обозначим её латинской буквой «А». (Учитель и дети работают одновременно).
- Соедините точку «А» с центром окружности (по линейке, цветным карандашом).
- Какая получилась фигура? (отрезок ОА).
- Отрезок ОА и есть радиус.
- Радиус - это расстояние от центра окружности до любой точки, лежащей на окружности.
- А можно ещё провести радиус? Кто сможет, попробуйте? (2 ученика у доски).
- Как можно узнать длину радиуса? (с помощью линейки и циркуля).
- Как вы думаете, радиусы, которые мы построили будут одинаковыми или разными? Докажите! (измерьте с помощью линейки или циркуля).
г) - А ведь знаете, в математике есть ещё одно определение окружности.
- Представьте себе, что вы бы отметили множество точек, которые находятся на одинаковом расстоянии от центра, и когда их соединили между собой, то, что получилось тогда? (окружность).
- Вот вы и сами дали второе определение окружности: окружность - это множество точек, которые находятся на одинаковом расстоянии от центра окружности.
5. Рефлексия
- А теперь подведём итог урока, то есть выясним: какие же открытия вы совершили сегодня для себя на уроке? (высказываются дети).
- Ребята, а полученные знания вам в жизни пригодятся? Где?
- Итак, что такое окружность? (2 определения: Окружность - это граница круга, замкнутая кривая линия. Окружность - это множество точек, находящихся на одинаковом расстоянии от центра окружности).
- Как называется этот элемент окружности? (учитель показывает на центр окружности)
- Как называется расстояние от центра окружности до любой точки, лежащей на окружности? (радиус)
6. Творческое задание
– Вы сегодня отлично поработали на уроке, узнали много нового. Молодцы!
А теперь Карандашик предлагает вам немного отдохнуть и выполнить творческое задание.
а) – Посмотрите, что изображено у каждого из вас на альбомном листе? (окружность)
- Проявив свою фантазию, дорисуйте окружности так, чтобы получились разные предметы. А для этого вам пригодятся знания, полученные на уроках «Окружающего мира» и «Технологии».
- А может быть, кто-нибудь из вас захочет использовать в своей работе не окружность, а круг.
- Что же тогда нужно сделать? Как превратить окружность в круг? (закрасить).
- Итак, приступаем к работе. А интересные работы вы продемонстрируете нашему Карандашику в конце урока. (Включить музыку).
б) Просмотр интересных работ детей и учителя (эмблема олимпийского флага – на основе окружности и дорожный знак «Движение пешеходов запрещено» - на основе круга).
7. Домашнее задание
- Дома потренироваться в построении окружности с помощью циркуля и нахождении её элементов: центра и радиуса (всем учащимся обязательно).
- Сочинить песенку или стихотворение про круг и окружность (по желанию учащихся).