Русский язык. 3 класс.
Цели урока
- Образовательная: повторить изученные орфограммы и продолжать формировать навык осознанного правописания слов с изученными орфограммами (орфографическую грамотность); закрепление знаний об однородных членах предложения и правил постановки знаков препинания (в объёме изученного).
- Развивающая: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать обобщение и выводы, аргументировать свои ответы; развивать навыки самостоятельной работы и навыки работы в группе; развивать произвольное внимание, память, логическое мышление и усидчивость.
- Воспитательные: прививать любовь к русскому языку как к учебному предмету, и желание узнать новые «тайны» русского языка, воспитывать чувства сплочённости.
Формируемые УУД
- Предметные: применять полученные ранее орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов (в объёме изученного); контролировать свои действия, проверять записанное.
- Личностные: проявлять мотивацию учебно - познавательной деятельности и личностного смысла учения; стремиться к развитию памяти, внимания, логического мышления; достигать положительных результатов труда.
- Регулятивные: уметь формулировать цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, рассуждать, делать обобщение и выводы; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить необходимые коррективы в действия.
- Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения необходимой задачи.
- Коммуникативные: формировать умение работать в группе, учитывая разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить диалоги.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» С.В.Иванов и другие: 3 класс, часть №1;
- рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно» 3 класс;
- карточки;
- мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтобы услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе,
Все, конечно, молодцы!
- Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех.» станет девизом нашего урока.
- Итак, начинаем урок!
II. Минутка чистописания
- А начинаем мы его с оформления рабочей тетради. Запишите сегодняшнее число и «Классная работа».
На доске:
- Прочитайте предложение, записанное на доске. Как вы это понимаете? (выслушиваются ответы детей)
- Действительно, знания тоже являются силой. Запомните это высказывание и запишите в тетрадь, обращая внимание на правильное написание букв и соединений.
III. Актуализация опорных знаний. Определение темы и целей урока
- Сегодня у нас с вами будет необычный урок - урок-соревнование. Гостем на нём будет Грамотейка.
- Вы будете работать сегодня в группах (командах) - обсуждать, но выполнять задания будете каждый в своей тетради. За каждый правильный ответ от Грамотейки команда будет получать по одному жетону).
Дети рассаживаются по группам.
- Тема нашего урока (учитель замолкает) ... А вот тему отгадайте сами, но для этого каждой команде нужно поработать с карточкой.
- Откройте учебник, урок № 65. Сравните, правильно ли вы определили тему урока (за правильно определённую тему урока - 1 жетон).
- С какими орфограммами в словах вы встретились, выполняя карточку? (за каждый правильный ответ - 1 жетон)
- И так, что же мы будем повторять? (выслушиваются ответы детей)
- А повторять сегодня мы будем изученные орфограммы, а также правила постановки знаков препинания в простых предложениях.
- Значит цель нашего сегодняшнего урока - повторить полученные знания.
- Какие задачи вы можете поставить перед собой, чтобы достичь цели (выслушиваются ответы детей)?
IV. Работа по теме урока
- И так, начинаем наше соревнование!
«И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.»
Раунд №1
- Что мы называем орфограммой? (за правильный ответ - 1 жетон)
- Выполним из учебника на с.157 упр.3.
- Прочитайте про себя слова.
- Гена считает, что во всех словах пропущена буква «а». Согласны ли вы с ним? (Нет, так ка в слове м…ря пропущена буква «о»)
- Разделите слова на 3 группы по орфограммам. На какие группы по виду орфограмм вы могли бы их разделить? (выслушиваются ответы детей и за правильный ответ выдаётся 1 жетон)
- Запишите слова в 3 столбика в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.
Проверка:
- Итак, зачитайте слова с орфограммой:
- «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»
- «Проверяемая безударная гласная в корне слова»
- «Безударная гласная в приставке»
(команда получает по 1 жетону за правильно записанные слова в каждой группе)
Раунд №2
- А сейчас переходим к повторению следующих орфограмм.
- Для этого выполним из учебника на с.157 упр.5.
- Выпишите только те слова, в которые нужно поставить букву. Обратите внимание на подсказку «Проверь себя».
- Сколько должно быть выписано слов? (5 слов)
Проверка:
поздний, прелестный, капустный; подъём, подъезд.
- Все ли выписанные вами слова на одну и ту же орфограмму? (нет)
- Какие орфограммы встретились в выписанных словах? (команда получает 1 жетон за правильный и быстрый ответ)
- Устно подберите проверочные слова к словам с орфограммой «Непроизносимые согласные» (1 жетон за правильный и быстрый ответ команды)
- А как доказать, что в словах второй группы будем писать «Разделительный Ъ»? (Графически. Разделительный «ъ» пишется между приставкой, оканчивающейся на согласную и корень, начинающийся на йотированный гласный). (за правильный ответ - 1 жетон)
- Итак, раздел «Орфография» мы повторили, вспомнили изученные орфограммы.
- А сегодня на уроке я вам предлагаю повторить ещё и раздел «Синтаксис. Знания о простом предложении», но сначала мы немного отдохнём.
Физминутка
Выполняли мы заданья по порядку,
А теперь я приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки - раз, два, три.
Лёгкие шажки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два,
Раунд №3
- Прочитайте стихотворение.
(за правильно прочитанное стихотворение - 1 жетон)
- Какие птицы с нами остаются зимовать? (воробей, снегирь, щегол)
- Чем в предложении будут являться эти слова? (однородными членами; за правильный ответ - 1 жетон)
- Почему вы так решили? (произносятся с интонацией перечисления, а разделяет их запятая; не подчиняются друг другу)
- А как ещё могут соединяться в предложении однородные члены? Посмотрите на памятку и вспомните. (затем памятка убирается)
Раунд №4
- А сейчас переходим к следующему раунду.
- Каждая команда может выбрать себе по желанию и выполнить 1 из двух заданий: упр.2 на стр.156 в учебнике или упр.5 на стр.46 в тетради.
- Составьте предложения и запишите их (каждый в своей тетради), не забывая о запятых.
Проверка:
- 1 ученик каждой команды зачитывает 1 предложение, объясняя постановку знаков препинания.
- Другие команды проверяют и ставят «+», если предложение записано правильно. (жетоны командам даются по количеству правильных предложений)
V. Итог урока. Рефлексия
«Быстро время пролетело и идёт к концу урок.
Так давайте без задержки подведём всему итог!»
- Какова была тема сегодняшнего урока? (Повторение)
Что сегодня мы повторяли на уроке? (Повторяли разные виды орфограмм и вспомнили как их нужно проверять, а также вспомнили об однородных членах предложения.)
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?
- Какой вид работы вам понравился больше?
- Что сегодня получилось хорошо?
- Над чем следует поработать?
- А теперь оцените свою работу на уроке выбором двух фразеологизмов.
- За урок сегодня получили отметки … (учитель выставляет отметки самым активным на уроке ученикам)
- А наш гость Грамотейка тоже подвёл свои итоги по жетонам за правильные ответы.
- Итак, победителем становится команда … (объявляется победитель)
Домашнее задание
- Учебник - стр.157 упр.4.
- Тетрадь - стр.45 упр.4.