Цель урока: формирование эстетического отношения детей к первобытному искусству. Получение знаний и обогащение духовного мира учащихся.
Задачи:
- Развитие творческого мышления в изучении многоплановых композиций.
- Знакомство с особенностями изображения человека в первобытном искусстве.
- Особенности графики на камне и кости.
- Побуждение интереса детей к истории искусств посредством интегрированных занятий.
- Повторение и закрепление пройденного материала.
Оборудование: музыка народа первобытного искусства; разноцветные мелки пастели и пастельная бумага.
Ход урока
1. Подготовительный этап
Учащиеся рассаживаются по командам
Учитель 1: Сегодня у нас с вами необычный интегрированный урок ИЗО и истории и его будут проводить два учителя.
Учитель 2: Мы с вами окунёмся в таинственный и загадочный мир первобытного человека, полный различных тайн и чудес.
Учитель 1: Итак, представьте, что мы с вами отправились в длительное путешествие и оказались в необычном таинственном месте.
- Показ видеофрагмента (пещера) - слайд - тайны пещер (Презентация 2)
Учитель 2: Вы уже поняли, что мы оказались в древней пещере.
Учитель 1: Давайте рассмотрим вопросы викторины «Историческая разминка». Ответы на вопросы помогут нам разобраться в устройстве жизни первобытного человека.
КОНКУРС «ИСТОРИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА» (Презентация 1, Приложение 3)
Он заключается в следующем: я задаю вам вопросы и предлагаю несколько вариантов ответа. Ваша задача написать ответ..
- Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, были обнаружены археологами в: (Восточной Африке )
- Вера в существование в природе сверхъестественных сил называется…? (религией)
- Первобытные художники на стенах пещер изображали… (животных и птиц)
- В какой пещере в 1875 году были обнаружены первые рисунки древнего человека? (Альтамира)
- Назовите первые орудия труда первобытного человека? (Палка-копалка, каменный топор, рубило, копьё, гарпун,)
- Первобытные люди считали, что добиться успеха на охоте можно, если предварительно …
- Так какие действия совершали охотники? - изображение животных поразить копьем
- Коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался… - родовая община
- Изготовленные из камня, глины или дерева изображения духов-защитников селения? - Идолы
- Почему в могилу умершего первобытные люди клали все необходимое для загробной жизни - верили в продолжение жизни в «стране мертвых »;
- Главное отличие древнейших людей от животных: - умение изготовлять орудия труда
- Первобытные люди шили себе первую одежду из…? - звериных шкур
Учитель 2: Молодцы! Вы показали хорошие знания истории. Посмотрите, в пещере куда вы попали найдены артефакты. Только правильно расшифровав эти артефакты, вы сможете узнать тайну ее обитателей.
Учитель 1: Группа археологов-первооткрывателей из каждой команды (по 1 чел.) получают артефакты.Вам необходимо расшифровать и обработать полученный материал. В конце урока вы представите свою работу.
КОНКУРС «По следам первобытных художников» команда №1
Один из африканских народов – эве – создал специальное рисунчатое письмо для записи своих пословиц.
Шаг 1. Прочитай пословицы.
Шаг 2. Зашифруй пословицы с помощью рисунков.
Шаг 3. На отдельном листе изобразите в стиле наскального рисунка расшифровку последней пословице.Работая цветными карандашами или пастелью, пользуйтесь красно-коричневыми, охристо-желтыми и черным цветом.
КОНКУРС «По следам первобытных художников»
Рисунчатое письмо | Пословица |
|
Куда иголка, туда и нитка. |
|
Маленькая иголка сшивает большие полотнища |
|
Два медведя в одной берлоге не уживутся |
|
Что написано пером – не вырубишь топором. |
|
Своя рубашка ближе к телу |
На отдельном листе |
Мой дом — моя крепость. |
КОНКУРС “По следам дикого зверя”. Команда №2 (Приложение 4)
Перед вами – ребус В нём спрятаны 15 слов, относящихся к ледниковому периоду и к первобытному человеку вообще. Среди этих слов есть названия 7 животных.
Шаг 1. Найти и выписать названия животных п предметов быта (орудий труда).
Шаг2. Выбрать одного из животных.
Шаг 3. На отдельном листе выполнить рисунок этого животного, подражая первым художникам. Работая цветными карандашами или пастелью, пользуйтесь красно-коричневыми, охристо-желтыми и черным цветом.
Конкурс “Охотники”. Команда №3
Как вы знаете, главной заботой каждого обитателя пещеры – мужчины, женщины или ребёнка – было добывание пищи. Женщины и дети могли целый день бродить в поисках пропитания. Они собирали птичьи яйца, ловили маленьких животных, таких как ящерицы, собирали орехи и ягоды. Если охотники убивали, какое-нибудь большое животное (бизона, носорога, зубра, оленя или лошадь), то еды хватало для всех.
ЗАДАНИЕ: Первобытный художник с помощью рисунков-пиктограмм рассказал маленькую историю об одном дне охотника. (см. пособие А.В. Вачьянц «Семь чудес древнего мира. Вариации прекрасного. М.: Айрис – пресс, 2004, стр. 44)
Шаг 1.Расшифруй пиктограмму и запиши рассказ.
Шаг 2. На отдельном листе изобразите в стиле наскального рисунка главного героя этого рассказа.Работая цветными карандашами или пастелью, пользуйтесь красно-коричневыми, охристо-желтыми и черным цветом.
Итог. На доске вывешиваются результаты работы. Каждая команда кратко рассказывает о них.
Учитель: Ребята, вот и подошло к завершению наше путешествие. На память нам остаются рисунки, которые мы видели в пещере «древнего художника».
Спасибо за активное участие. До новых встреч.