В 2013 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором вводится понятие “Духовно-нравственное развитие”, что нормативно обосновывает использование программ духовно-нравственного воспитания и развития в системе дошкольного образования. Для дошкольных образовательных учреждений Московской области базовым является программа и учебно-методический комплект “Добрый мир. Православная культура для малышей” (автор Шевченко Л.Л.), предназначенный для дошкольников 5–7 лет. Программа “Добрый мир” дополняет базовую программу воспитания и обучения в детском саду по содержанию образовательных областей ФГОС материалами духовно-нравственного характера, обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и начального образования в соответствии со стандартами нового поколения. Тип программы “Добрый мир” культурологический, что позволяет всем детям независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.
В нашем дошкольном учреждении эта программа реализуется в рамках кружковой работы. При этом занятия ведут воспитатели, которые отвечают основному требованию к педагогу кружка “Добрый мир” - положительное отношение к православной культуре.
Цель кружка “Добрый мир”– заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в них такие нравственные качества, которые помогут им в жизни не только отличать доброе от злого, но и противостоять злу.
На примере рассказов христианской культуры дети учатся видеть и замечать красоту окружающего мира, сотворенного Богом. Знакомятся с явлениями природы. На основе рассказов о заповедях Божиих дети учатся отличать доброе от злого, быть послушными, быть милосердными, не жадничать, не обманывать, не воровать, любить папу и маму, не обижать младших, беречь природу. На занятиях кружка дети знакомятся также с христианскими праздниками, такими как Рождество, Пасха, День Ангела.
Программа “Добрый мир” строится на соответствующих возрасту видах деятельности и формах работы с дошкольниками; обеспечивает организацию образовательного процесса в формах совместной деятельности взрослых и детей и формах самостоятельной творческой деятельности; обеспечивает преемственность с задачами развития личности на этапах дошкольного и школьного детства; направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления духовно-нравственного развития личности ребенка, независимо от культурной среды, этнической, конфессиональной принадлежности.
Учитывая принципы содержания и направления программы, педагоги ДОУ используют разнообразные формы и методы работы с детьми и родителями в рамках кружка “Добрый мир”. В начале учебного года с семьями воспитанников проводятся беседы, анкетирование, родители дают письменное согласие (или несогласие) на посещение ребенком кружка “Добрый мир”. В текущем учебном году 24 семьи из 24 в подготовительной группе дали согласие на посещение детьми занятий кружка и взаимодействие в рамках работы по духовно-нравственному воспитанию детей.
В основу реализации программы положено блочно-тематическое построение содержания, которое представлено в разных видах деятельности. Поэтому перспективное планирование кружковой работы по программе “Добрый мир” педагоги разрабатывают на основе тематических проектов. Каждому проекту отводится 2-3 занятия, на которых организуются различные виды деятельности детей по данной теме.
Последовательность реализации каждого тематического проекта включает несколько этапов, на которых педагог использует комплекс словесных, наглядных и практических методов и форм работы с детьми:
1. Ознакомительный этап:
- рассказ воспитателя по тексту книги-хрестоматии;
- беседа - знакомство с понятиями православной культуры;
- работа с иллюстрациями – рассматривание, обсуждение по вопросам;
- игры;
- разучивание стихотворений;
- чтение пословиц, поговорок;
- слушание музыки.
2. Аналитический этап:
- чтение рассказов;
- обсуждение прочитанного;
- работа с иллюстрацией - составление рассказа по картине на основе понятий по теме;
- повторение стихотворений, пословиц, поговорок, загадки по теме.
3. Закрепляющий этап:
- ситуации нравственного выбора;
- содержательное обобщение “Обсуждаем – размышляем”;
- выполнение творческих заданий из рабочей тетради;
- практические творческие работы (рисование, аппликация, конструирование поделок);
- музыкальное сопровождение творческой деятельности;
- выставка творческих работ.
В рамках кружка “Добрый мир” педагоги организуют другие формы работы с детьми и родителями:
- выставки семейного творчества (Например: “Добрые дела делаем вместе” - проект “Устроение отношений в жизни. Хорошо – плохо”, “Зарайск в стихах и красках” - проект “Родина. Отношение к родной земле”);
- семейные праздники (“День матери” - проект “Моя мама”, “Пришло Рождество – начинаем торжество” и “Радость Рождества” - проект “Рождество Христово”);
- участие в конкурсах, акциях:
- международные конкурсы рисунков, поделок “Моя мама”, “Светлая Пасха”,
- районный конкурс детского творчества “Красота Божьего мира”;
- областная благотворительная акция “Белый цветок”;
- благотворительная ярмарка ко Дню пожилого человека “Дары осени”, организованная в ДОУ;
- благотворительная акция “Подари радость” для детей Зарайского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, посвящённая Дню ребёнка.
Проведению таких акций предшествуют беседы в рамках кружка, на которых педагоги в доступной форме объясняют детям, что такое “Благотворительность”, закрепляют такие понятия православной культуры как “Добро”, “Милосердие”, “Забота”, “Любовь к ближним”, “Почитание старших”, “Трудолюбие”.
Наш детский сад тесно взаимодействует с музеем “Зарайский кремль”, детской библиотекой, со школами города, с Зарайским благочинием. В планы сотрудничества с социумом включены мероприятия в рамках духовно-нравственного воспитания.
Занятия кружка “Добрый мир” проводятся в тесном взаимодействии с настоятелем Казанского храма протоиереем Григорием Решетовым. Беседы с батюшкой особо значимы при изучении трудных для детей тем, таких как “Православный храм”, “Православные праздники”.
В январе 2017 года воспитанники подготовительной к школе группы впервые посетили Церковь Иконы Божией Матери Казанская. Цель экскурсии – расширение представлений детей об устроении храма, о его значении для людей. Вместе с педагогами детей в храм сопровождали родители.
В рамках кружковой работы педагоги организуют для воспитанников экскурсии в лицей № 5 на театральные представления по духовно-нравственному воспитанию, детскую библиотеку на интерактивные программы (“Святые земли русской”, “Моя малая родина” и др.), в музей “Зарайский кремль”. Очень интересна форма сотрудничества с музеем по абонементу “Я приведу музей к тебе”, где дети знакомятся с историей родного города, с жизнью и творчеством знаменитых земляков, истоками народной культуры, народными традициями.
В 2016-2017 учебном году были организованы взаимопосещения педагогов средней школы №1 и нашего детского сада на мероприятия по духовно-нравственному воспитанию детей: открытый урок в первом классе по Основам православной культуры на тему “Рождество” и семейный праздник в подготовительной к школе группе “Радость Рождества”. В рамках сотрудничества, педагоги школы организовали для воспитанников экскурсию в школьный музей, посвящённую 100-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза В.Н. Леонова.
Воспитанники нашего детского сада принимали участие в Рождественских фестивалях, организованных Зарайским благочинием в январе 2016 и 2017 годов.
В целях распространения педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию педагоги ДОУ оформили публикации в электронном педагогическом издании “Педагогический мир”, приняли участие во всероссийском конкурсе педагогического мастерства и заняли 1 призовое место.
В октябре 2016 года на базе учреждения прошло районное методическое объединение заведующих и старших воспитателей в форме педагогической гостиной на тему “Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста”, на которой педагоги и специалисты делились опытом работы.
Итогом всей работы по духовно-нравственному воспитанию являются следующие результаты освоения программы “Добрый мир” выпускниками детского сада:
- начало развития нравственных чувств у детей: милосердия, сострадания, сопереживания, любви к семье, к Родине, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы;
- у детей расширились представления о том, как заботиться о близких, о послушании старшим, об обязанностях по отношению к родителям;
- у детей расширились представления о родной стране как стране православной культурной традиции;
- дети познакомились с православными праздниками как свидетельством красоты добродетельной жизни христиан;
- у детей обогатился словарный запас понятиями духовно-нравственной культуры (добро, зло, грех, послушание, милосердие, христиане, храм, бог, Ангел Хранитель);
- у детей сформировался элементарный объем базовых понятий православной культуры: Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель. Ангел Хранитель. Воскресение Христово. Грех. Душа. Крест. Крещение. Колокол. Любовь. Молитва. Рождество Христово. Святой. Правосавный храм. Христиане;
- у детей развились изобразительные навыки, способность к творческой деятельности, умения соотносить красоту предметов окружающего мира с ее отражением в собственной творческой деятельности.
В заключение хочется отметить, что раннее детство в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как “золотое время” в эмоциональной жизни ребенка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества как душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Эти качества являются главными сильными сторонами ребенка. Именно поэтому так важно вести работу по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном возрасте и закладывать в чистые и светлые детские души основы нравственных ценностей.