Бинарный урок-проект (спецтехнология + математика) "Математика – царица кулинарного стола"

Разделы: Математика, Технология


Группа: №61 (профессия “Повар-кондитер”).

Предметы: Спецтехнология и математика.

Тип урока: Урок систематизации и обобщении знаний.

Форма урока: бинарный урок-практикум с элементом игры.

Методические цели бинарного урока:

  • показать формы и методы проведения бинарного урока-проекта;
  • показать элементы педагогики сотрудничества (педагог-педагог, педагог-ученик, ученик-ученик)

Цели бинарного урока-проекта:

  • Воспитание культуры ценностной ориентации учащихся.
  • Развитие интеллектуальных способностей: синтез, обобщение на различных уровнях, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей.
  • Создание условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, возможности увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обобщить и повторить материал по темам “Пропорция. Основное свойство пропорции”, “Процент. Правила перевода десятичных дробей в проценты и проценты – в десятичные дроби”. Включить материал в систему уже имеющихся знаний.
  • Закрепить у обучающихся знания профессионального модуля (технология обработки сырья и приготовления блюд из мяса; технология обработки сырья и приготовления блюд из овощей) и умения по приготовлению блюда: “Бифштекс с картофелем фри”.
  • Стимулировать познавательный интерес обучающихся с помощью использования знаний, полученных по этим предметам.
  • Сформировать умения применения знаний по математике для составления рецептур различных блюд.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления, умения выражать правильной речью результаты мыслительной деятельности, умения обобщать.
  • Способствовать овладению учащимися необходимыми умениями и навыками самостоятельной и исследовательской работы.
  • Способствовать развитию познавательного интереса и творческой активности учащихся при индивидуальной и групповой работе.

Воспитательные:

  • Прививать у обучающихся любовь и интерес к профессии повар, к предмету “математика” посредством применения игровых и информационных технологий.
  • Воспитывать дух соревнования, коммуникабельность, информационную культуру и толерантное общение при работе в группах.

Материально-дидактическое оснащение урока:

  • презентация к уроку,
  • фильм производственного обучения “Расчет рецептуры и приготовление блюда “Бифштекс с картофелем фри””,
  • мультфильм “Как Маша варила кашу”,
  • раздаточный материал с практическими заданиями для бригад,
  • сборник рецептур, мультимедийная техника (компьютер, проектор),
  • комплект заданий для выполнения практической работы,
  • дидактический материал для самостоятельной работы.

Методы:

  • словесные;
  • демонстрационные: показ слайдов презентации, мультфильма, работа с доской;
  • практические: самостоятельная работа обучающихся.

Формы: групповая, парная и индивидуальная.

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающая, игровая, информационная, проектная.

Прогнозируемые риски: Несоответствие психоэмоционального состояния обучающихся поставленным целям и задачам урока.

Минимизация рисков.

  • Своевременная диагностика на начальных этапах урока уровня психоэмоциональной стабильности обучающихся.
  • Использование индивидуальных методов взаимодействия с обучающимися, находящихся в нестабильном состоянии (вопросы на усиление учебной мотивации).
  • Корректировка и выдача задания, измененного для следования по другому рабочему маршруту.

Формируемые универсальные интеллектуальные, регулятивные, коммуникативные и личностные действия:

  • Анализ предложенной математической ситуации.
  • Установление последовательности действий.
  • Построение логического высказывания.
  • Планирование работы.
  • Прогнозирование результата.
  • Контроль выполнения математического задания.
  • Умение работать в коллективе.
  • Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные

  • У учащихся будут сформированы представления о самостоятельности и личной ответственности, о целостности окружающего мира, понимание смысла самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности, позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми.

Предметные

  • выполнять устные и письменные вычисления;
  • проводить несложные практические расчеты;
  • решать задачи на проценты и пропорции;
  • решать уравнения с одним неизвестным;
  • составлять рецептуру блюда;
  • рассчитывать количество сырья на определенное количества порций;
  • определять расчет норм отходов при первичной и тепловой обработке сырья.

Метапредметные

Регулятивные

  • отслеживать цель учебной деятельности;
  • проверять результаты вычислений;
  • адекватно воспринимать указания на недочеты и исправлять найденные ошибки;
  • оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
  • планировать шаги по устранению пробелов.

Познавательные

  • анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель – что известно, что требуется найти);
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);
  • понимать информацию, представленную в виде текста, таблицы; дополнять таблицы недостающими данными;
  • видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в команде: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации;
  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;
  • высказывать свое мнение при обсуждении задания.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и постановка целей урока. 
3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
4. Решение практических задач.
5. Самостоятельная работа в бригадах.
6. Работа над ошибками.
7. Просмотр фильма производственного обучения.
8. Подведение итогов урока. Вручение сертификатов командам.
9. Домашнее задание. 
10. Рефлексия. Просмотр мультфильма.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительные слова педагогов.

Учитель математики.

В современном мире мы все время замечаем, что вокруг нас одна сплошная математика. Мы с математикой с рождения. Существует много профессий, но нет ни оной среди них, где не нужны были основные знания по математике. В любом поприще, в большей или меньшей степени, нужны основы математических знаний, умений и навыков. Математические задачи развивают мышление, логику, комплекс умений: умение группировать предметы, раскрывать закономерности, определять связи между явлениями, принимать решения.

Очень часто решения таких задач являются просто математическим расчётом.

Учитель спецтехнологии по профессии повар.

Сегодня мы проводим бинарный урок. Наша задача на этом уроке показать всем, что без знаний по математике повар не сможет составить рецептуру, рассчитать количество сырья на определенное количество порций, приготовить блюда. Для этого мы покажем, какие задачи с пропорциями приходится решать на уроках производственного обучения.

2. Сообщается тема урока.

Ведущий 1. Слайд №2.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова выдающегося русского математика Н.И. Лобачевского: “...нет ни одной области в математике, которая когда-либо не окажется применимой к явлениям действительного мира...”

Ведущий 2. Слайд №3.

Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она, порождает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Это улыбка. Так давайте друг другу улыбнемся. Она придаст нам уверенности.

3. Актуализация опорных знаний:

Ведущий 3. Слайд №4.

Наука в школе есть одна.
Во всех профессиях нужна
Учителям, врачам и поварам.
Бухгалтерам, певцам и продавцам.
Всем математика важна.
Царица всех наук она.

Ведущий 1. Слайд №5.

Математика в профессии повара важна наравне с практическими умениями.

Повар должен уметь:

- определять расчет норм закладки продуктов в блюдо,

- определять расчет норм отходов при холодной и тепловой обработке сырья,

- рассчитывать дневную норму питания в процентах,

- производить калькуляцию,

- проводить учёт продуктов питания.

Поэтому важны для этой профессии математические задачи на проценты, на части и вообще математика в целом.

Ведущий 2. Слайд № 6.

Наша задача сегодня на уроке показать всем, что знания по математике необходимы в профессии повар. Для этого мы будем решать различные задачи, которые часто приходится решать на уроках производственного обучения.

Ведущий 3. Слайд № 7.

Повар - это не просто человек, который колдует на кухне. Для приготовления различных блюд соблюдается рецепт. В рецепте указывается точное соблюдение соотношение продуктов. При взвешивании используются единицы измерения массы и объема, а также измеряется время. Чтобы стать хорошим поваром, нужно иметь навыки устного вычисления, уметь вычислять нормы закладки продуктов и исчислять продажную цену продукции.

Слайд №8. (Выступление преподавателя производственного обучения)

Ведущий 1. Слайд №9.

На примере блюда “Бифштекс с картофелем фри” по рецептуре №336 с выходом 1 кг рассчитаем выход блюд на 1 порцию. Слайд №10.

Ведущий 2. Слайд №11.

Чтобы решить задачу №1, необходимо вспомнить основные понятия - пропорция, члены пропорции, как читаются пропорции, составляются пропорции из отношений, сформируем основное свойство пропорции.

Частное двух чисел называют отношением этих чисел.

Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго, или какую часть первое число составляет от второго.

Слайд №12.

В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов. Сформулируйте обратное утверждение.

Решение практических задач.

Ведущий 3. Слайд №13 .

Задание №1.Рассчитаем количество картофеля фри на 1 порцию с выходом 150 грамм. Слайд №14 , Слайд №15, Слайд №16, Слайд №17 .

Ведущий 1. Слайд №18. Дана рецептура №265. Бифштекс с выходом 200 грамм.

Ведущий 2.

Задание №3.

Сколько картофеля массой брутто надо взять, чтобы получилось 1 кг очищенного картофеля в апреле? Количество отходов в апреле – 50%.

Чтобы решить данную задачу, вспомним, что такое процент?

Слайд №21.

Процентом называют одну сотую часть величин.

Слайд №22.

Чтобы перевести десятичную дробь в проценты, надо ее умножить на 100.

Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо ее разделить на 100. Слайд №23.

Ведущий 3.

Сделаем следующую практическую работу. Слайд №24-26.

Возвращаемся к нашей задаче. Решаем ее. Слайд №27.

5. Самостоятельная работа. Производственная ситуация. Слайд №28.

Учитель спецтехнологии.

Делимся на две команды по 6 человек. Каждая команда получает свою эмблему и занимает свое место. Раздаются производственное задание для каждой команды и в течении 10 мин. каждая команда работает в сплоченном коллективе.

  • Задача №1. Рассчитать количество сырья блюда “Бифштекс с картофелем фри” на 5 порций.
  • Задача №2. Сколько картофеля массой брутто надо взять, чтобы получилось 1 кг очищенного картофеля в сентябре? Количество отходов в сентябре – 20%.
  • Задача №3. Рассчитайте, сколько порций полуфабриката получится из вырезки массой 550 гр. для блюда “Бифштекс”, если масса брутто на 1 порцию равна 110 гр.
  • Задача №4. Потери при жарке мяса составляют 40%. Сколько надо взять массой брутто мяса, чтобы получилось 100 гр жареного мяса? Слайд №29.

6. Работа над ошибками.

Учитель математики.

Проверяем результаты самостоятельной работы. Подводятся итоги самостоятельной работы. Командиры бригад сдают папочки с заполненными решениями. Совместно проводим исправление произведенных ошибок. Слайд №30-34. 7.

7. Просмотр подготовленного фильма.

Во время просмотра фильма производственного обучения “Расчет и приготовления блюда – Бифштекс с картофелем фри” заполняются сертификаты на каждого участника командам за1 и 2 места.

8. Подведение итогов урока. Вручение сертификатов командам.

9. Выдача домашнего задания. Слайд № 35-38. Раздаются карточки-задания.

10. Рефлексия. Просмотр мультфильма.

Ведущий 1. А теперь посмотрите, что происходит с теми, кто даже понятия не имеет, что такое “пропорция”. Мультфильм “Как Маша варила кашу”. Слайд №39.

Пусть этот конкурс станет лишь началом,
Мгновеньем на пороге мастерства.
Быть поваром всегда же означало,
Дарить любовь и свет тепла.