Взаимодействие специалистов и родителей как важное средство в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Период от рождения до поступления в школу, является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Данные специальных исследований и опыт показывают – необходимо разумное и совместное руководство разных специалистов и родителей для достижения результатов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Сегодня родители спокойно отдают детей с ОВЗ в реабилитационный центр. Удивительные люди работают с этими детьми. Благодаря их доброте, теплу, профессионализму лежачие дети начинают ползать, ползающие пытаются самостоятельно, держась за поручни, делать первые шаги, не говорящие дети начинают говорить. Каждый успех ребенка вызывает восторг не только у родителей, но и у специалистов, педагогов, медиков, которые сделали все возможное. Специалисты реабилитационного центра делают все, чтобы дети с ОВЗ не чувствовали себя ущемленными, обиженными, обделенными. Педагоги знают, каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо уважать и создать условия для ее воспитания развития.

Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все в группе - логопед, воспитатели, родители – станут действовать согласованно. Координация усилий специалистов, работающих в реабилитационном центре, является сложной и первостепенной задачей. Учителю-дефектологу работающему в группе, приходится объединять действия коллег: воспитателей, психолога, социального педагога, воспитателя по игротерапии, учителя по ручному труду, по татарскому языку, музыкального руководителя, инструктора ЛФК, врачей. Коллективом педагогов и медицинских работников была разработана схема взаимодействия участников коррекционного процесса, ибо только комплексное воздействие способно привести к эффективным результатам.

Воспитатели групп, ориентируясь на консультации логопеда, дефектолога осуществляют контроль за соблюдением речевого режима на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики, психических процессов, проводят индивидуальные занятия, коррекционные часы. Специалист по игротерапии развивает психические процессы, учит играть, дружить, самостоятельно организовывать игры, в процессе игр расширяется словарь по изученным темам. Музыкальный руководитель формирует темпоритмическую сторону речи и способствует автоматизации звука посредством специально подобранных распевок, песен. Трудно переоценить значимость деятельности психолога по развитию и коррекции когнитивных процессов, напрямую влияющих на эффективность логопедических занятий, он преодолевает негативные отношения детей к занятиям, друг к другу. Социальный педагог осуществляет комплексную работу с семьей. Все педагоги трудятся в тесной взаимосвязи, согласно рекомендациям, принимаемым по каждому ребенку во время медико-психолого - педагогического консилиума. Инструктор ЛФК работает над развитием общей моторики и координации движений, использует комплексы упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука. Несмотря на то, что большую часть дня дети находятся в центре, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. В условиях современной жизни российского общества более всего страдает семья. Ослабляются сложившиеся нравственные и этические нормы, традиции семьи. Возрастает напряженность отношений в семье вследствие недостаточной ее экономической защищенности. Семейное неблагополучие становится важнейшей причиной возросшего количества детских эмоциональных отклонений и нарушений. Это создает значительные проблемы в развитии ребенка и затрудняет процесс специальной коррекционно-педагогической помощи. Серьезной проблемой становится ухудшение состояния здоровья детей. Научный прогноз в области изучения физического и психического здоровья детей дает основание предполагать, что только совместные усилия специалистов и родителей могут привести к положительным результатам. Специалисты реабилитационного центра включают родителей в коррекционный процесс на основе выявления положительных сторон семьи и активизируют ее реабилитационный потенциал. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми становится разработка педагогических и организационных условий включения родителей в реализацию индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения. Разработаны направления и организационные формы работы специалистов с семьей, способствующие формированию у родителей положительного отношения к малышу и обеспечивающие освоение эффективных и доступных форм взаимодействия с ребенком в бытовых, эмоциональных и игровых ситуациях. Совместная работа логопеда, дефектолога, воспитателя и родителей определяет общий успех коррекционного обучения. Логопед, дефектолог, социальный педагог обязаны систематически встречаться с ними, информировать об успехах и неудачах детей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Для этого:

- проводятся групповые консультации для родителей по вопросам коррекции недостатков речи, ознакомлению со специфическими приемами логопедической, дефектологической работы,

- проводится анкетирование родителей,

- проводятся индивидуальные консультации,

- родители участвуют в занятиях, утренниках, тренингах,

- проводится встреча родителей со специалистами, экскурсии в зимний сад, сенсорную комнату, кабинет татарского языка, игровую комнату,

- ведут вместе с детьми индивидуальные логопедические тетради.

Логопед рассказывает родителям об основных приемах обучения, подборе наглядного иллюстративного и речевого материала, дидактических игр, а также о требованиях, предъявляемых к речи детей на занятиях. Дефектолог знакомит с работой по развитию познавательной деятельности, психических процессов. Успех зависит от эмоционального контакта логопеда, дефектолога, воспитателя с ребенком и родителями, интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка, сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Работа с родителями должна отвечать основным принципам педагогическим работы:

- максимальное использование в работе различных анализаторов;

- сознательность;

- поэтапность;

- последовательность и параллельность;

- формирование произношения в условиях естественного живого общения;

Фиксация содержания домашних занятий проводится в индивидуальных тетрадях, где указываются различные виды деятельности, речевого и познавательного материала. Их эффективность тем выше, чем больше предлагается игровых и увлекательных упражнений. Домашние задания направлены на:

- расширение активного словаря;

- развитие психических процессов;

- закрепление навыков составления связного рассказа по плану и самостоятельно.

Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми и построены с учетом следующих требований:

- помогать закреплению изученного материала;

- учитывать принцип ведущей деятельности.

Среди родителей существует типичное и весьма оптимистическое бытовое представление о преодолении речевых, познавательных проблем у ребенка, которые якобы можно устранить при помощи волшебного вмешательства специалиста. Большинство родителей всерьез полагают, что никто, кроме знающего, но постороннего для малыша взрослого, не сумеет справиться с его недостатками. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребенка эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей. Лишь постоянное, последовательное и адекватное способностям и потребностям ребенка вмешательство близкого взрослого гарантирует наилучший результат.

В реабилитационном центре на протяжении учебного года систематически проводится индивидуальное консультирование родителей специалистами медико-психолого-педагогического консилиума. Врач консультирует родителей по вопросам выбора медикаментозных средств, выбора и коррекции схемы лечения в соответствии с динамикой обучения. Учитель – дефектолог консультирует родителей по вопросам развития интеллектуальной, речевой и эмоционально-личностной сфер ребенка, эффективного взаимодействия и общения с ребенком. Психолог и социальный педагог - исследуют личностные особенности детей, консультируют родителей по результатам диагностического обследования, помогают скорректировать условия семейного воспитания. Логопед сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны. Обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения, показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную, пальчиковую гимнастики, закреплять поставленные звуки, подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома. Каждый год в центре проходит День открытых дверей. Родители знают, что здесь есть специалисты, врачи, но не вполне понимают, чем занимаются они. Анкетирование позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь. Ежемесячно в родительском уголке обновляется подборка тематических материалов и консультаций. В каждой группе организован родительский клуб “Школа почемучек ”. Родители посещают занятия специалистов, участвуют в занятиях совместно с детьми, являясь полноправными участниками учебного процесса. Проводятся деловые игры, где родителей знакомят с играми на развитие психических процессов, внимания, памяти, мышления, на развитие мелкой моторики. Воспитатели учат работать с соленым тестом, это очень полезно для развития пальцев, в этой работе нам помогает специалист по ручному труду. Речевые дефекты все труднее поддаются коррекции традиционными способами. Поэтому в центре практикуем не только артикуляционную гимнастику, но и логопедический массаж. Он включает в себя массаж языка, губ, щек, скул. Родителей знакомят с ним, обучают приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Родители с удовольствием идут на контакт с педагогами и выполняют их рекомендации, потому что убеждаются в эффективности работы, профессионализме и добрых намерениях педагогов. Работа строится на сотрудничестве всех специалистов и родителей. Логопед, дефектолог, социальный педагог не остаются один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку работают со специалистами в тандеме.

Единая направленность деятельности врача, дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога, воспитателя, родителей является залогом успешности в преодолении нарушений.

Совместная работа строится с учетом сенситивных периодов развития ребенка, с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом ее в зону актуального развития. Подобная координация позволяет детям постепенно преодолевать затруднения и создает условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач. Методами психокоррекции и психопрофилактики владеют и применяют их не только психологи, но и логопеды, дефектологи, социальные педагоги, воспитатели и специалисты реабилитационного центра. Среди различных психопрофилактических мер особое место занимает психогимнастика. Она наиболее доступна для педагогов, так как в ее основе лежит игра, побуждающая ребенка к действию. Психогимнастика может быть альтернативой физкультминуток. Выполняя ее, происходит чередование движений (попеременное мышечное напряжение и расслабление), которое рефлекторно влияет на гармонизацию деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, исчезает инертность.

Самое главное, в совместной работе специалистов - создавать у ребенка установку на успех, стараться не употреблять в беседах с ним частицу “не”. Предупреждение: “Не делай ошибок!” - не эффективно. Верная фраза звучит так: “У тебя все получится. Ты будешь делать это правильно!”. Установки: “Я умный, я люблю заниматься, я буду лучше всех заниматься!” - помогают повысить самооценку ребенка, усиливают веру в свои силы. Задачи коррекционной работы специалстов центра тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов, будь то мышление или речь. Ребенок должен научиться управлять своим вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче. И только потом, на этой базе нужно начинать работать над коррекцией и развитием речи и познавательных процессов.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач осуществляется благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей. Так сотрудничество невролога и учителя – логопеда, дефектолога, обеспечивает выбор адекватной коррекционной методики. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную деятельность логопеда, дефектолога, социального педагога, психолога, музыкального руководителя, инструктора ЛФК, воспитателей, врачей.

Коррекционное направление является ведущим, а образовательное - подчиненным. Педагоги должны следить за речью детей и закреплять полученные навыки. Все специалисты занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним психических процессов. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс, значительно повышает его эффективность. Педагоги и специалисты считают, что родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную. Родители должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешить. Участие родителей в жизни детей не только дома, но и в центре помогает им:

- понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, нужно радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи;

- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

- знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

- проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

- установить демократический стиль общения с ребенком.

Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве”. На гармонии и сотрудничестве строятся отношения специалистов и родителей.