Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность выбранной темы

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, внутрисемейной атмосферы и отношений ребенка с близкими взрослыми, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей, становление исходно благополучной психики, и важнейшие условия, определяющие это благополучие. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

Эмоции сопровождаются определёнными физиологическими изменениями в организме. По современным оценкам, приблизительно 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты.

Нагрузка на психику ребёнка сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом виноваты ритм современной жизни, обилие информации, калейдоскоп событий и лиц и многие другие факторы. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы именно с детьми среднего дошкольного возраста.

Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания маленькой личности. Именно это направление развития ребёнка всё ещё относятся к наиболее неразработанной области дошкольного образования.

Теоретические аспекты изучения развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

Средний дошкольный возраст – это дети 4-5-ти лет. В этом возрасте активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

По мнению Л.И. Божович, новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: “Почему?”, “Зачем?”, “Для чего?” Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения (Е.Г. Макарова).

У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Она есть отражение ребёнком мира взрослых, путь познания окружающего мира. В игре ребёнок знакомится с элементарными понятиями и действиями их взрослой жизни.

М.Ермолаева указывает, что именно в среднем дошкольном возрасте огромное значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра, которая становится ведущей формой игровой деятельности. Именно сюжетно-ролевая игра является предпосылкой значительных изменений в психики ребенка, так как основное ее содержание, это моделирование – творческое воспроизведение взаимоотношений детей и их взаимодействий.

Учась решать игровые задачи коллективно, дошкольники согласовывают свои замыслы, а это значит, что правила в игре будут выполняться произвольно. 

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

На 4–5-м году жизни познавательная сфера ребенка претерпевает ряд изменений, особенно это, касается речи. Остановимся на этом и более подробно и рассмотрим качественную характеристику психических процессов.

Восприятие. Знает основные цвета. Рисунки уже сложны по сюжету, а человек, помимо туловища, рук и ног, имеет почти настоящее лицо: с глазами, ртом и иногда ушами. Ребенок твердо знает, что значит “справа”, “слева”, спереди” и “позади”. Все лучше ориентируясь в пространстве, он хочет понять, что такое время.

Внимание становится более устойчивым. Ребенок может произвольно удерживать внимание до 15 минут на каком-либо объекте. Объем внимания возрастает. Дошкольник быстро переключается с одного объекта на другой. Память. Начинают развиваться процессы произвольного припоминания, преднамеренного запоминания. В целях запоминания дети предпринимают попытки элементарно систематизировать материал в целях его запоминания. У средних дошкольников возрастает объем памяти, они более четко воспроизводят то, что запоминают.

Мышление. У ребенка этого возраста усложняется умственная деятельность. Если раньше дошкольник решал поставленную перед ним умственную задачу методом проб и ошибок, то теперь двигательные операции заменяются работой мысли. Ребенку 4-5-го жизни теперь не обязательно видеть предмет, производить действия с ним, чтобы размышлять о нем, сравнивать его с другими предметами. Малыш пытается постичь смысл общих категорий, понять, что значит счастье, справедливость, нежность, верность и любовь.

Речь. Огромные успехи в усвоении родного языка. К 4-5-ти годам словарный запас превышает две тысячи слов. В нем появляются абстрактные понятия.

Развивается воссоздающее воображение, возрастает произвольность. Несмотря на то, что начинает формироваться творческое воображение, дети пока еще не могут при составлении рассказов выйти за пределы непосредственного изображения.

Ведущей формой психики в это время становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, ролевые, сюжетные игры). Представления накладывают отпечаток на весь процесс психического развития. Различные формы психики формируются наиболее успешно в том случае, если они связаны со вторичными образами, т.е. с представлениями. Поэтому быстро развиваются такие формы психики, как воображение, образная память и наглядно-образное мышление.

Познание детьми различных свойств и связей вещей происходит в процессе оперирования образами этих вещей. Не только различные психические функции, но и речь ребенка, ее развитие в этот период связаны главным образом с представлениями. Понимание речи детьми в значительной мере зависит от содержания тех представлений, которые возникают у них в процессе ее восприятия. Развитие психических функций в дошкольном возрасте осложняется тем, что в процессе общения, познавательной и практической деятельности активно формируются социальные формы психики, не только в перцептивной сфере, но и в области памяти (вербальная память, произвольное запоминание слов и предметов). К концу дошкольного возраста появляется вербально - логическое мышление. Дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности.

Г.А. Урунтаева считает, что этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. К середине дошкольного возраста происходит переход от эмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения. Таким образом, в общении со взрослыми ребенок часто усваивает нравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенное значение, прежде всего для формирования у него личностных свойств. При этом важны социально значимые эталоны поведения, которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности, как самосознание. В процессе развития у ребенка в среднем дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального “Я” - “какой я есть”), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального “Я” - “каким бы я хотел быть”). В данный возрастной период дети конструктивно взаимодействуют с окружающими, что и приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.

К 4-5 годам у детей возникает определенная позиция в группе сверстников, происходит их дифференциация по социометрическому статусу. При этом предпочтения, которые ребенок оказывает своим сверстникам в игровой деятельности, на занятиях, при выполнении трудовых поручений, отличаются относительной стабильностью. Избирательность выбора связана с формированием в дошкольном возрасте мотивационной сферы, разнообразных личностных свойств (А.И. Баркан). Главным мотивом, побуждающим детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. На втором месте находится ориентация на положительные качества выбираемого, которые проявляются в общении (веселый, добрый, честный и т.п.). В качестве мотива выбора партнера выступают также его способности к какой-либо конкретной деятельности. Ориентация на личностные особенности, которые формируются вне непосредственного игрового общения, на различных занятиях, в общении со взрослыми (трудолюбие, послушание, способности к рисованию, пению), свидетельствует о разных источниках формирования мотивов, определяющих взаимоотношения в детских группах.

В среднем дошкольном возрасте формируются как общие, умственные, так и специальные способности к изобразительной, музыкальной, хореографической и другим видам деятельности. Их своеобразие состоит в том, что в их основе лежит развитие разных форм представлений (зрительные, слуховые и т.п.).

Следовательно, складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностные свойства, психологические структуры субъекта деятельности, общения и познания, интенсивный процесс социализации естественных форм психики, ее психофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода к старшему дошкольному возрасту. Взрослые во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, в дальнейшем формируя его психологическую готовность к школьному обучению.

Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и. сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между двумя и шестью годами, сопровождается разнообразными сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения (Н. Савельева).

Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций — одна из сторон детского психосоциального развития. К середине дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, и сиюминутных затруднений: они могут восприниматься не так остро, теряя свою прежнюю значимость. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения (О.В. Хухлаева).

В возрасте 4-5 лет желания ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Так, эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Механизм эмоционального предвосхищения подробно рассмотрен и описан Т.А. Данилиной. Его суть в том, что еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Поэтому пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными (Н.М. Борытков). Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.

В.М. Минаева считает, что изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками и т.д.. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, однако внешне выражение эмоций становится у большинства детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Изменяется содержание аффектов — расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание — без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной. Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе и т.д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми.

В среднем дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха (А. Хрипкова). Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.

Эмоции и чувства формируются также в процессе общения со сверстниками. Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из собственных желаний, не учитывая стремления другого. Эмоциональный механизм сопереживания появляется позже, в среднем дошкольном детстве.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей — в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д.

Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее. Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.п.

Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников, по данным Н.Л. Кряжевой, наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Исходя их исследований психологов, целесообразность в развитии эмоциональной сферы ребенка переоценить сложно.

Основываясь на исследования Л.С. Выготского и К. Изарда можно выделить ряд особенностей эмоционального развития дошкольника.

1. Слабое вызревание позитивных базально-социальных эмоций. Отягощающими факторами данной особенности, являются:

  • Отсутствие доброго, ласкового участия в ранней, постнатальной адаптации ребенка к окружающей среде матери и других членов семьи.
  • Недостаточное словесное и предметное сопровождение матерью периода адаптации до 3-6 месяцев.
  • Искусственное вскармливание ребенка.
  • Неоправданное невнимание матери к плачу, крику ребенка как эмоциональному сигналу со стороны ребенка, направленному на адекватное ответное эмоциональное реагирование со стороны матери.

2. Превышение скорости аффективного реагирования над действием, речью, мыслью. Это обусловлено:

  • Невнимательным отношением матери к активному бодрствованию ребенка с 3 и более месячного возраста.
  • Ранняя “самостоятельная деятельность” ребенка “загоняет” позитивные эмоции в блок нереализованных мотивов к ! году жизни.
  • Недостаточно развитая предметно-игровая, сенсомоторная деятельность.
  • Втягивание ребенка в круг психогенного поля семьи, других окружающих взрослых.

3. Поздняя дифференциация мыслеобразующих процессов, восприятия, воображения. Это детерминировано следующим:

  • Многоплановой, объемной, недетской информационной сферой.
  • Искусственным подавлением интереса через блокирование наглядно-действенного мышления из-за отсутствия или недостатка материальной наглядности и практической деятельности с ней.
  • Отсутствие у ребенка возможности самостоятельной адаптации как исследователя пространства и времени окружающей среды до полного удовлетворения своей аффективной сущности и ключевому самостоятельному переходу к аффективной цепочке “желания, вызывающего желать” (Л.С. Выготский).
  • Скудность совместной с матерью сюжетно-отобразительной деятельности: предметных игр, игр экспериментов, игр с элементарными правилами, сюжетно-ролевых игр.

4. Невозможность ребенка 3-7 летнего возраста оценить эффективность своего реагирования. Оценка, как правило, смешанная: позитивно-негативная. Существует путаница между плохим и хорошим. Ребенок принимает любую стороннюю оценку без возражений, но с ответным мимическим или кинестетическим реагированием (иногда неадекватным). Отягощающей детерминантом данной особенности являются:

Отсутствующее содержание творческих игр (с сюжетными игрушками, сюжетно-ролевые игры, игры-имитации, игры-фантазии).

Отсутствие самостоятельной театрализованной деятельности (строительные игры, театральные игры, игры-забавы, игры-драматизации), режиссерской игры.

Отсутствие системного подхода к игровой деятельности в целом.

В этот период малыш продолжает самоутверждаться. Чтобы “пустить пыль в глаза” приписывает себе качества и свойства, которыми еще не обладает, но очень хотел сам обладать. Чтобы привлечь внимание взрослых к себе малыш способен на любые трюки вплоть до капризов и продуманных истерик. И это несмотря на то, что он уже усвоил нравственные нормы. В 4-5 лет у ребенка может появиться его первая влюбленность, наивнее и чище которой нет. Малыш так, как и раньше, весь в эмоциях, то загорается, то потухает. Но он уже скрывает обиду и даже сдерживает слезы и страх. В пять лет у малышей обычно пик страхов перед сказочными персонажами. Он боится нападения, воров... Но больше всего его мучит страх наказания родителями за шалость и баловство. От 4 до 5 лет у многих из них обычно появляются стереотипы их полового поведения, что больше всего отражается в игре. Обычно это возраст — возраст начала половой индентификации ребенка. При этом романтическая любовь к родителям еще не прошла, и девочки по-прежнему безумно обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам.

По мнению Н.А. Рычкова, возникновение новых эмоций, прежде всего, связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка.

В дошкольном возрасте в контексте различных продуктивных видов деятельности (лепка, рисование), знакомства с природой и музыкой развиваются эстетические переживания как умение чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Занятия и дидактические игры развивают интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих суждениях и действиях, радость от найденного решения.

Группа интеллектуальных эмоций способствует овладению ребенком познавательной деятельностью, ее способов и приемов. Нравственные эмоции развиваются у ребенка в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди.

Таким образом, основную роль в развитии сложных чувств и эмоций ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности.

Выводы

Проведя теоретическое исследование по проблеме развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам:

  1. В среднем дошкольном возрасте  восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. В игровой деятельности детей  появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания.
  2. При переходе от раннего к дошкольному возрасту происходит изменение содержания эмоций. Возрастная динамика содержания эмоций у ребенка заключается в том, что одни значимые чувства сменяются другими, появляются нового типа эмоциональные состояния, ранее не бывшие; объекты и действия, вызывающие прежде горячий интерес, теперь его больше не вызывают, но зато появляются новые объекты и действия, приковывающие к себе большое внимание.
  3. В ходе формирования эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста на первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе.