Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"

Разделы: Биология, Технология, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


ЦЕЛЬ: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и практический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки.

ЗАДАЧИ:

Познавательные:

  • Ознакомить обучающихся с особенностями развития растений.
  • Учить применять элементы проектной деятельности в ходе занятия.

Обучающие:

  • Учить работать сельскохозяйственным инвентарём - садовым совком на пришкольной территории.
  • Организовать теоретическое исследование обучающимися о развитии растений.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать воображение, наблюдательность, творческие способности, потребность к познанию растительного мира, умение составлять план работы, подбирать инвентарь в ходе совместной деятельности при выполнении практического этапа проекта.
  • Формировать способность к обобщению, классификации во время исследования проблемы.
  • Коррекция приемов работы с садовым совком, декоративной металлической проволокой, коррекция речи и активного словаря – миксбордер.

Здоровьесберегающие:

  • Соблюдение правил личной гигиены и техники безопасности при работе, безопасное использование инвентаря и приспособлений.

Воспитательные:

  • Воспитывать организованность, трудолюбие, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с растениями как объектом живой/неживой природы.
  • Воспитывать умение взаимодействовать и общаться в процессе проектирования.
  • Способствовать принятию самостоятельных решений в ходе урока.

Мотивационные:

  • Организация деятельности через поощрение добрым словом, одобрением, практическую значимость выполняемой работы (привлечение учащихся к значимости проекта, создание эстетичного вида школьного двора).
  • Фиксирование внимания на положительных результатах.

Использование межпредметных связей: с/х труд, письмо, математика.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

1. Контрольно-корректирующий этап:

  • организация оценки выполненной работы в соответствии с планируемым продуктом и критериями его оценки;
  • помощь обучающимся в выявлении недостатков в ходе проекта и возможных способах их устранения;
  • внесение корректив в процесс проектной деятельности.

2. Конструкторский этап:

  • составление плана работы;
  • подбор инвентаря.

3. Практический этап:

  • выполнение намеченного плана, соотнесение действий с проектом;
  • посадка низкорослых травянистых растений, установка ограждения миксбордера из гибкой проволоки;
  • соблюдение правил Т.Б.;

4. Заключительный этап:

  • организация самоконтроля в соответствии с уходом за миксбордером;
  • успешное завершение намеченной работы.

ОБОРУДОВАНИЕ, НАГЛЯДНОСТЬ, ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ:

  • мультимедийный проектор, экран;
  • пооперационная карта и техника безопасности в форме презентации;
  • инвентарь для обработки и полива почвы;
  • коррекционные упражнения по теме проекта.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Уход за декоративными кустарниками:

  • Прополка сорняков в цветнике.
  • Перекопка цветника.
  • Полив цветника.
  • Добавление плодородной почвы для цветника.

Подготовка кустарников к зимнему периоду:

  • Обрезка кустарников.
  • Полив кустарников.
  • Сбор опавшей листвы.
  • Укрытие корневой системы.

Оформление паспорта проекта:

  • Конкурс рисунков “Декоративные кустарники”.
  • Анализ рисунков.
  • Оформление миксбордера.
  • Предварительная разметка схемы посадки многолетнего травянистого растения.

Приобретение материала для оформления миксбордера:

  • Приобретение многолетнего травянистого растения.
  • Приобретение декоративного провода.

5. Слесарные работы:

  • Выбор возможных вариантов ограждений цветников.
  • Измерение цветника.
  • Измерение и нарезка декоративной металлической проволоки.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД:

  • индивидуальная помощь в соответствии с уровнем сформированности саморегуляции по Воронковой.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Е.А. Орг. момент

Дежурный сдаёт рапорт.

Коррекционное задание на внимание.

- Я сейчас в воздухе буду писать первую букву вашего имени, кто узнает первую букву своего имени, тот садится. Контроль за посадкой.

Контрольно-корректирующий этап

2. Н.П. Слайд 1

Ребята, над каким проектом мы с вами работаем? – Правильно, и сегодня наш урок будет посвящён этому проекту.

Слайд 2

- Что вы видите на слайде?

- Цветущую гортензию.

- Как она смотрится?

- Красиво.

- Обратите внимание, в цветнике много голой земли, которая постоянно зарастает сорняками.

- Что можно сделать, чтобы сорняки не росли и цветник был весь зелёный?

- Посадить траву.

- Согласна с вами.

- Что мы будем делать сегодня на уроке?

- Ответы (посадка низких травянистых растений)

Слайд 3

- Итак, тема нашего урока – читают. Откройте тетради, примите позу для письма, запишите число и тему урока. Цель урока и задачи – зачитать детям.

Слайд 4, 5, 6

В прошлом учебном году мы посадили декоративные кустарники на школьном дворе: жасмин и гортензию, ухаживали за ними летом и осенью.

Какую работу провели летом?

- Поливали, рыхлили и пололи посаженные растения.

Что мы сделали осенью?

- досадили гортензию на свободные места цветника;

- подготовили растения к зиме: провели обрезку кустарников, поливали, собрали опавшую листву и укрыли корневую систему.

3. Е.А. Слайд 7

- Ребята, осенью мы заметили, что кустарники выглядят слабыми, тонкими, а несколько растений погибли.

- Давайте выясним, почему эти растения недостаточно хорошо развиваются?

Предлагаю провести теоретическое исследование о развитии растений кустарника: жасмина и гортензии,

Слайд 8

Создаём 2 исследовательские группы по 4-5 человека:

  • 1 группа исследует кустарник жасмин – мальчики (свет, почва, вода);
  • 2 группа исследует кустарник гортензию - девочки.

Используя результаты проведённого исследования, что мы выяснили?

- Выяснили, что солнца достаточно. а почва оказалась малоплодородной.

Слайд 9

Какой сделаем вывод? - чтобы растения хорошо развивались, нужны не только солнце, воздух и вода, но и плодородная почва.

Возникла проблема – улучшить плодородие почвы. Как решить эту проблему?

Слайд 10

Рассуждение учителя биологии Е.А. (вспомните, что мы проходили на уроках биологии по плодородию почвы?)

Ответы детей (нужно вносить органические удобрения: навоз, золу; минеральные удобрения: азотные, фосфорные, калийные; плодородной земли)

- Подумайте, с экономической точки зрения, что нам лучше и выгоднее внести в почву, чтобы она стала более плодородной?

(корова, зола, торф, минеральной удобрение)

- если мы держим корову – вносим навоз;

- если у нас есть печка – вносим золу;

- если ничего нет – то на велосипеде можно съездить в ближайший лес и привезти плодородную почву или торф;

- можно купить готовое минеральное удобрение в магазине, но это дорого.

- Ещё можно привезти плодородную почву.

4. Н.П. Отчёт о проведённой работе

Осенью, мы обратились к ребятам 10 класса с просьбой – привезти плодородную почву. Мальчики охотно откликнулись на нашу просьбу и на автобусе привезли плодородной земли.

Слайд 11

Вспомните, как мы использовали эту землю?

- Внесли привезённую землю под каждый куст.

- Решили мы проблему плодородия почвы?

- Да, решили, не затратив на это денег.

Слайд 12 Сравнение миксбордеров.

- А теперь сравните, где лучше смотрятся кустарники? На 1 фото наши кустарники, на 2 фото кустарники, окружённые низкорослыми травянистыми растениями. - ответы детей. Да, лучше смотрятся кустарники с низкорослыми травянистыми растениями.

- Хотели бы вы видеть травянистые растения у нас в цветнике?

Слайд 13 – выбор травянистого растения

Давайте выберем растение для цветника? Предлагаю несколько вариантов; живучка ползучая, осока, очиток и декоративный мох. Что вам понравилось больше? - Согласна с вами, это хороший для нас вариант. Живучка ползучая или ползунок – растение неприхотливое, устойчивое к любым погодным условиям, цветёт в мае, и оно нам подходит. Представьте себе, в мае зацветёт ползунок, в июне жасмин, а в июле и августе гортензия. Какая будет красота! Только кустарники в сочетании с травянистыми растениями уже не цветник, а миксбордер.

Слайд 14 Запишите в тетрадь это сложное слово, которое происходит от двух английских слов: смешивать и бордюр. Миксбордер - это сложный цветник из травянистых растений и кустарников.

5. Р.И.. Слайд 15 – А теперь физминутка

Е.А. – чистый слайд. Схема посадки (работа с паспортом).

Ребята, теперь наш сложный цветник будем называть миксбордер. Чаще всего он имеет декоративное ограждение.

Ограждение определяет границу миксбордера и делает его красивым.

В настоящее время у нас есть:

- Кустарники, травянистое растение ползунок, а ограждения нет. Эту проблему помогут решить нам ребята слесарной группы, к которым мы обратились.

6. Р.И. По просьбе девочек класса было принято решение оказать помощь в изготовлении ограждения для миксбордера.

Слайды 16, 17, 18

- Ребята, мы с вами уже провели подготовительную работу для установки ограждения миксбордера. Давайте вспомним этапы нашей работы:

- сначала выбирали вариант ограждения, учитывая наши возможности (слайды, обсуждение почему нам подходит именно один способ ограждения /наличие материалов, сложность исполнения/;

- затем измерили клумбу и имеющуюся у нас проволоку;

- определили длину одного элемента ограждения;

- нарезали проволоку нужной длины;

Таким образом для установки ограждения все готово.

2. Конструкторский этап:

7. Н.П. Слайд 19 Давайте составим план работы.

План работы:

  1. Одеть рабочую одежду
  2. Подобрать для работы: перчатки, садовый совок, рассаду, декоративную проволоку
  3. Посадить многолетние травянистые растения
  4. Полить посаженные растения
  5. Установить ограждение для миксбордера
  6. Убрать инвентарь на место
  7. Вымыть руки с мылом
  8. Снять рабочую одежду

Слайд 20

Критерии практической работы

- растения посажены по схеме посадки.

- ограждение установлено по расчётам и разметке.

2 урок будет проходить на улице, где мы выполним практическую работу. Желаем удачи! Урок окончен! Переодеваемся.

2 урок. Оформление миксбордера

Слайды 21- 25

1. Н.П. Предлагаю повторить правила по ТБ с садовым совком.

С садовым совком: инвентарь должен быть исправным и надёжно закреплённым

- работу выполнять в резиновых перчатках;

- обращаться с совком так, чтобы не поранить ноги и руки;

- совок нести рабочей частью вниз;

- после работы воткнуть совок в почву остриём вниз.

2. Р.И. ТБ с проволокой:

- Работать в спецодежде и перчатках

- При переноске и установке проволоки соблюдать осторожность самому и обеспечить безопасность товарищей.

3. Практический этап:

Итак, сажаем растения по схеме

3. Е.А. Вспомните схему посадки ползунка

- ответы

4. Н.П. и Е.А. Посадка ползунка по схеме

- подготовка лунок

- посадка травянистого растения - ползунка

Р.И. Полив растений

- принести подготовленную проволоку

- взять лейки

- наполнить лейки водой

- полить посаженные растения

5. Р.И. Установка ограждения миксбордера

Мальчики устанавливают, девочки помогают – поддерживают ограждение при установке.

4. Заключительный этап:

Слайд 26

Н.П. Оценка по критериям. Как выполнено.

- Е.А., скажите, девочки работали точно по схеме?

- Комментарии.

Р.И., скажите, по вашей работе есть замечания?

- Комментарии.

Н.П. - А сейчас посмотрите каждый на свою выполненную работу и ответьте: оформили мы миксбордер?

- Да.

- Посадили ползунок? – Да.

- Установили ограждение?

- Да.

- Давайте сделаем вывод: миксбордер оформлен, цели и задачи урока выполнены.

Е.А. Все очень старались и заработали оценки за урок

Е.А и Р.И.

Мы с вами подходим к концу проекта, который будет завершён осенью после летней трудовой практики. Будем надеяться, что получим красивую композицию из цветущих декоративных кустарников и многолетних растений.

- Вы сможете создать миксбордер у себя в саду или во дворе дома, тоже не затратив денежных средств.

- Пригодятся ли вам эти умения в будущей жизни? - Да.

Р.И. - Обратите вниманий, что миксбордер мы оформили без затрат денежных средств. Урок окончен: переодеваемся, моем руки, идём в мастерскую. Спасибо за урок!