Тренинг для учителей "Мотивируем учеников на успех!"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (582 кБ)


Одним из самых популярных вопросов у учителей, обращавшихся к психологу, является “Как мотивировать учеников учиться?”. Наступает 1 сентября, все приходят в школу радостные, полные сил, учителя приходят отдохнувшие, полные энтузиазма научить маленьких будущих взрослых чему-то новому. Но тут проходит около месяца (в каких-то классах больше, в каких-то меньше) и картина начинает кардинально меняться. Некоторые ребята продолжают с интересом посещать школу, от некоторых хотелось бы больше стараний, так как мы знаем, что они могут большего, а некоторые мало того, что сами “отсиживают” учебное время с нежеланием, так еще и, бывает, усложняют работу учителю и своим одноклассникам. Как же решить этот вопрос, преследующий учителей годами?

Конкретного универсального решения абсолютно для всех учеников и учителей мы не подберем – это невозможно. Но этот тренинг поможет составить индивидуальную программу решения проблем “мотивированности” учеников для каждого учителя. Мы обсудим то, что должно присутствовать в работе учителя и то, чего следует избегать.

Упражнение: “Кому больше достается?”

Это упражнение нам понадобиться, чтобы “разрядить обстановку”. Учителя, особенно те, которые не привыкли работать с психологом, могут находиться в некотором напряжении. Возможно, для некоторых работа в формате тренинга окажется в новинку. Здесь задача психолога мягко “ввести” их в этот формат. Показать, что они пришли не только узнать что-то новое, но и испытать это на себе. Пробуя на себе учитель сразу будет понимать, что приемлемо будет в его работе, а что ну совсем не подходит. Так же, проработав упражнения тренинга, учителю будет проще привносить изменения в свою работу, так как он уже будет делать это не в первый раз, как поступал бы, например, после лекции или прочтения книги.

Еще это упражнение необходимо нам, чтобы переключили фокус учителя с них самих непосредственно на учеников, чтобы у учителей не было заблуждения, что мы будем пытаться облегчать работу методом избегания различными его способами.

  1. Разделимся на 2 команды методом “первый-второй”, только заменим на “ученик-учитель”.
  2. Затем даем каждой команде тему для обсуждения. Условие будет одинаковое. Меняться будет только субъект обсуждения. Для команды “учителей” условие будет таким: “Обсудите в течение 5 минут какие личные трудности, которые испытывает учитель, если в классе присутствуют незамотивированные ученики?”. И аналогичное условие для команды “учеников”: “Обсудите в течение 5 минут какие личные трудности испытывает незамотивированный ученик?”.

Когда время истечет, мы выслушиваем каждую команду по очереди. Желательно, для наглядности, записать кратко ответы обеих команд на доске. После ответов учителей подвести итог. Можно задать вопросы группе: “Что же вы тут видите? В общем, как можно назвать эти трудности? На кого они направлены больше всего? Кто больше всего от них страдает (пострадает)?”. Приходим к выводу, что конечно учитель испытывает неудобства из-за недостатка учебной мотивации, исходящей от учеников. Но больше всего от этого страдают сами ученики, так как их жизнь осложняется со всех сторон, и они не знают – что нужно сделать, чтобы выбраться из этой паутины. Здесь может помочь только взрослый.

Мотивация и ее виды. Что же это вообще такое и для чего она нам?

Здесь важно не только давать определения, зачитывать их, но и обсуждать их с учителями – что они думают об этом. После определений мотивации и мотива, можно обсудить примеры различных видов мотивации. Подробно остановиться на негативной мотивации, поговорить о том, какие последствия могут быть, если постоянно подкреплять негативно.

Мотивация (от лат. movere ) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция “если я наведу порядок на столе, я получу конфету” или “если я не буду баловаться, то получу конфету” является положительной мотивацией. Конструкция “если я наведу порядок на столе, то меня не накажут” или “если я не буду баловаться, то меня не накажут” является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: “Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности”. Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

В рамках данного тренинга мы будем говорить непосредственно об учебной мотивации.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Поговорим о цепочке мотив-цель.

 Эта цепочка является неразрывной, так как цель не может быть достигнута без мотива, а мотив не может быть в принципе сформирован без цели. (В определении мотива указано: мотив — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. То есть в нашей цепочки мотив-цель “мотив” - это деятельность, а “цель” - это смысл деятельности, то есть ее предмет.)

Обозначим 2 вида мотива – “понимаемые” и “осмысленные”.

Понимаемые мотивы не обязательно приводят к цели, в то время как осмысленные мотивы всегда достигают ее. Пример понимаемого мотива: ученик знает, что ходить в школу, получать знания, прилежно учится - это его долг, но достигнет ли он цели – “успешная учеба, положительные оценки”? Не обязательно. Или пример осмысленного мотива: родители поставили условие ребенку, что он не пойдет гулять (играть), пока не выучит уроки. В этот момент в сознании ребенка остаются понимаемые мотивы (хорошие оценки, долг), но они психологически недейственны, а действенно для него именно условие родителей.

Тут нужно быть осторожнее и сразу после примера осмысленного мотива обговорить отрицательную и негативную мотивацию. Необходимо сделать акцент, что лучше использовать метод положительной мотивации, а для этого необходимо именно общение с ребенком, который и сам не против мотивировать себя чем-то (ведь взрослые тоже так делают).

Так же говорим учителям о том, что это применимо больше для родительского воспитания. То есть можно советовать родителям положительно мотивировать детей, но так, чтобы это не граничило с избалованностью. Например, можно предложить сходить в какое-нибудь интересное место, как вариант – музей или театр, если ребенок хорошо закончит четверть исходя из его интересов (можно предложить ему выбрать самому или предложить выбор из нескольких вариантов). В итоге он получит и награду за свои старания, и проведет время с пользой.

Что же делать учителям? Как в школьной обстановке заинтересовать ученика да так, чтобы он еще и “уносил” эту заинтересованность домой и приходил с ней обратно?

Упражнение: “Мозговой штурм”

Упражнения из серии общего обсуждения практически всегда охватывают все составляющие выражения, с которым мы будем работать далее.

Можно разделить участников на 2 команды (или более) и задать им одно условие, а потом сравнить ответы. (Так же, в конце упражнения, сделать акцент на том, что учителя вполне могут проводить похожие упражнения на уроках или классных часах.)

Примеры условий упражнения (ответы в Приложении 3):

“Кошка, которая любила поспать”

Кошка аптекаря из Женевы Жана Пиното любила спать в витрине. Как ни пытался Жан отучить ее от этой привычки, ничто не помогало – вновь и вновь кошка пробиралась в витрину и сладко там засыпала. Ну, раз кошку не отучить, пришлось придумать, как извлечь из этого пользу. Что придумал хозяин кошки?

“Сапоги для гусей”

Было время, когда россияне поставляли в Европу гусей. Особенно ценились серые гуси тульской породы. А перемещались птицы на “западный” рынок самым экономичным способом – своим ходом. Ни тебе транспортных затрат, ни холодильников... И корма вдоль дорог тогда было достаточно. Одно затрудняло движение: нежные лапы гусей сбивались в кровь от долгой дороги. Русских поставщиков выручила смекалка. Что они придумали?

“Деньги для Бога”

Епископ Орлеана Арнуль незадолго до 1000 года задумал перестроить “великолепным образом” церковь Сент-Круа. И деньги на это были. Но богатство церкви не хотелось показывать. Как же построить богатый храм, не кичась богатством?

После упражнения “собрать” обратную связь у участников тренинга. Спросить, было ли интересно, что именно заинтересовало, что было сложно. Как они думают – какую пользу могут оказать схожие задания в учебном процессе.

Для успешного формирования учебной мотивации необходимо запомнить одно выражение:

Ощущение самостоятельного поиска знаний + ощущение свободы выбора + ощущение успешности (компетентности) = успешная учебная деятельность ученика.

Далее обговорить подробнее каждое слагаемое.

Ощущение самостоятельного поиска знаний.

Лозунг: “Мы сделали это сами!”

Главным источником учебной мотивации (да и мотивации в общем) является ощущение себя активным участником процесса. Это уместно применять в процессе самого урока. Коллективное участие, мозговой штурм – как раз такие вещи этому способствуют.

Здесь можно использовать технику “Проблемные вопросы”. (Приложение 1)

Если взрослый (учитель, родитель) использует вопросы такого рода, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения – учиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

Важно!

Не забываем повторять, что у каждого есть право на ошибку. Пусть лучше ученик ошибется, делая предположения на подаче нового материала, нежели промолчит и сделает неверное предположение в самостоятельной работе.

Не забываем хвалить. “Молодец, ты задал хороший вопрос” - тут мы делаем акцент именно на его действие – ученик самостоятельно искал и нашел, что ему нужно!

Еще одна техника для этого слагаемого “Знаю – не знаю – хочу узнать” (Приложение 1). Очень эффективный прием рефлексии. Так же это способствует пониманию ребенком откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию.

Ощущение свободы выбора

Лозунг: “Мы можем выбирать!”

Упражнение “Почему ты ходишь в школу?”

Предлагаем учителям представить себя ребенком, которому взрослый (учитель, родитель) задает вопрос: “Почему ты ходишь в школу?”.

Затем ответы учителей в роли учеников записываются на доске для наглядности. И эти ответы обсуждаются. Спрашиваем, что они думают, глядя на эти ответы, если вернуться в роль учителя, то какие чувства и мысли они вызывают?

Подводим к тому, что для ребенка этот вопрос скорее риторический – у ребенка нет выбора ходить – не ходить в школу. Это ощущение, что выбора нет, само по себе способно убить желание не только учиться, но и вообще воспринимать школу позитивно.

Важно!

Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует “заданность”, а не “выбранность”!

Что же можно сделать с этим? Да хотя бы просто следить за “любимыми” фразами любого взрослого. Меньше употребляем фразы: “Вы должны, вам следует, вы обязаны”, а больше фраз, наталкивающих на осмысленность школьных правил: “У вас есть такие-то варианты, вы можете это и это...” и т.п.

Сюда мы можем отнести технику “Выбор домашнего задания” и схему, повышающую эффективность детей. (Приложение 2)

Ощущение компетентности

Лозунг: “У меня это получается! Я научился!”

Упражнение “Кто я”:

Предлагается честно и откровенно закончить предложения:

- Я горжусь собой, когда я ...

- Я симпатичный человек, потому что ...

- У меня есть такие два замечательных качества ...

- Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(а) в своей жизни ...

Вопросы для обсуждения:

  • Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?
  • Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе “хорошо”?

Все люди продолжают с энтузиазмом делать что-то, только если считают себя компетентными. Если у нас регулярно что-то не получается – мы перестаем это делать. Дети не исключение. Наша задача на протяжении всего обучения вселять надежду, что у ребенка получится то, что ему не удается сделать, но на это потребуется время. Успех у каждого свой – мы по-разному воспринимаем наши успехи и неудачи. Кто-то радуется малейшему прогрессу, кому-то этого недостаточно. Необходимо отмечать любое достижение ученика, даже если оно кажется незначительным.

Здесь учитель опять же может использовать словесное подкрепление, лучше всего в форме +, -, +, чтобы ученик не забывал, что у него уже хорошо получается, но с чем необходимо еще поработать.

Не забывайте – мотивация может выступить хорошим показателем уровня психического благополучия ученика!

Заканчивается психологический тренинг по традиции рефлексией. Тут можно попросить участников тренинга по кругу высказать, что полезного они почерпнули сегодня, что было интересно, что показалось сложным.

Список литературы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. - ru.wikipedia.org
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, 2014.
  3. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Психотерапия, 2006.
  4. Фаер С.А. Полцарства за идею! // Серия “Библиотека Мир 2.0” / Кн. 4. Авторы сост. С.А. Фаер, В.И. Тимохов. – М.: ВИТА ПРЕСС, 2016.
  5. Сайт МБОУ ГО Заречный “ЦППМиСП” (zar-centr.ru), раздел для педагогов. Автор неизвестен.