Цели: познакомить с буквой Нн, согласными звуками [н], [н,], развивать фонематический слух учащихся. Речь, воспитание чувства сотоварищества, сплоченности, умения слушать друг друга.
Оборудование: пластилин, свеча, карточки с буквами, звуки-шапочки, предметные картинки, карточки со словами.
Организационный момент. Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро - солнцу и птицам!
- Доброе утро — улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ритмическая часть.
Рецитация – движение по кругу.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок –
Получается снежок.
Скороговорка. (Тихо – громко)
- Запомните и повторите:
- На дворе трава, на траве дрова. (3 раза)
- Чья чистоговорка вам больше всего понравилась? Почему?
- Посмотрите, что вы видите на доске? (На магнитной доске помещены все изученные буквы.)
- Что вы умеете делать с этими буквами? (Писать, читать слоги, слова и предложения.)
- На какие две группы можно их разделить? (На гласные и согласные буквы.)
- Вылепите из пластилина (работа в парах), те, кто сидит на первом варианте, лепят печатные гласные буквы, то, кто сидит на втором варианте, - согласные буквы.
- Молодцы! Вы все хорошо усвоили внешний вид букв. А теперь настало время с ними поиграть.
- Давайте поиграем в игру “Назови слово с нужным звуком”. Я буду называть слова с мягким согласным звуком, а вы – с твердым согласным звуком.
ни – ны не – нэ ня – на ню – ну нё – но
Чистоговорка.
- На-на-на – нам звезда видна.
- Не-не-не – ваза на окне.
- Ни-ни-ни – далеко горят огни.
- Ин-ин-ин – к нам плывет дельфин.
- Но-но-но – мы пойдем в кино.
- Он-он-он – в зоопарке слон.
- Ню-ню-ню - сена дам коню.
Основная часть урока.
- Ребята, какой звук мы чаще всего произносили и слышали? ([н]).
- Хотите послушать сказку?
Свечка, свечечка зажгись,
Ярким светом загорись.
Сказка, в гости к нам явись.
Свечка зажигается, сказка начинается.
Сказка. (Учитель зажигает свечку.)
Жил на свете великий Нехочуха. Вернее это был обыкновенный мальчик. Но он никогда ничего не хотел делать, никого не хотел слушать. Ему мама говорит, пойдем почитаем – не хочу. Папа зовет его пойти с ним на футбол – он опять говорит, не хочу. Бабушка зовет, внучек, пойдем, я тебе постряпаю пирожки с повидлом – не хочу, не буду. Дедушка зовет его в шахматы поиграть – нет, не хочет он. Даже на карусели не захотел когда его младшая сестра позвала.
И вот все он не хочу, не буду, не надо. Вот так прозвали его Нехочуха. Надоело всем уговаривать мальчика, и сказали все ему – не хочешь, не надо. Так прошел день, два, три. Видит Нехочуха, никто никуда его не зовет, ничего не предлагает. Он спрашивает – почему так? Мама ответила – ну ты же сам говоришь все время – не хочу, не буду, не надо. Ну, я так тоже не хочу. Все засмеялись. Что же тогда делать? Хочешь ли ты играть с ребятами, или нет, хочешь ли ты почитать со мной книгу или нет – это ты должен решить сам. Подумал, подумал Нехочуха и решил – все-таки с вами интереснее, чем одному. С тех пор этого мальчика больше никто не звал Нехочуха.
Сказка затихает, свечка потухает.
- Понравилась сказка? О ком эта сказка?
- Какой был Нехочуха? Опишите.
- Что решил Нехочуха? Почему он так решил?
- Какая буква спряталась в сказке?
Игра “Живые звуки”.
- Ребята, отгадайте загадку:
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
- Произнесите слово НОС, выделяя каждый звук. (НННос, нОООс, ноССС.)
- Сколько звуков в слове? (3. Вызываются 3 человека – они звуки. Надевают шапочки, берут свои звуки. Дети в это время работают индивидуально.)
- Наши звуки встали в ряд и сейчас заговорят. (Выходит каждый звук и рассказывает о себе).
- Сколько слогов в слове НОС? Какой это слог? Какой звук ударный?
- Все сказали, не забыли и на место поспешили.
Аналогично проводится работа со словом НИТКИ.
Есть в клубочке, есть в катушке,
Даже есть в игольном ушке. (Нитки.)
- Какой первый звук в словах НОС, НИТКИ? ([н], [н,])
- А кто знает, какой буквой обозначают звуки [н], [м,]? Найдите ее в алфавите. Можете подставить в схему.
- Согласные звуки на письме обозначаются буквой Нн. (Учитель показывает карточку с буквой Нн.)
- Ребята, у вас на столах плоды фасоли. Давайте выложим букву Н из фасолинок.
Н легко построить можем,
Н из трех дощечек сложим.
Пригляделся к Н Николка:
- Н – кровать, катушка, полка!
В гамаке удобном этом
Я в саду качаюсь летом.
- Напечатаем в тетради букву Нн. Для чего нужна большая буква Н?
Знакомство с буквой Нн.
- С какими звуками мы познакомились сегодня на уроке?
- Что вы можете рассказать про эти звуки?
- Звуки [н], [н,] – согл., тв., мягк., глух. – обозначаются буквой Н.
- На что похожа буква Нн?
(учитель выслушивает варианты детей и предлагает свои)
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду. (показ картинки)
Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор –
Поиграем в волейбол. (показ картинки)
Физкультминутка.
Ходит важный носорог –
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех престрого.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар другой.
Тяжело шагает он –
Очень толст он и силен.
Письмо буквы Н.
- А теперь пора в тетрадь букву “эн” нам написать.
Я тетрадь свою открою и с наклоном положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
- Чем отличается письменная буква от печатной?
- Из каких элементов состоит буква?
- В каких буквах встречались эти элементы?
Учитель показывает образец на доске, дети пишут в воздухе, на ладошке, в прописях.
(Написание строчной и заглавной буквы Нн.)
- Написали аккуратно, всем в тетрадь смотреть приятно.
Чтение слогов с буквой Нн.
а) чтение по слоговой таблице (сначала читает учитель, а затем – учащиеся)
б) - В каких слогах мы слышим твердый звук [н], а в каких – мягкий?
Игра “Поймай звук”.
[н] – встают мальчики, [н,] – встают девочки
Гена, незабудки, домино, небо, Денис, няня, ночь, коньки и тд.
Чтение слов.
а) Превращение слов – волшебная цепочка.
- Замените одну букву в словах буквой Н: лед, слог, сок, сыр, рама, лупа, салки, село. (Ответ: лен, слон, сон, сын, рана, луна, санки, сено.)
б) Шарады.
Задачу ты решишь свободно:
Я – небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца –
Во мне увидишь что угодно. (Нос – сон.)
С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените –
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М –
Я пальто у вас проем. (Ноль – соль – моль.)
Чтение предложений, учебник с. 65.
а) - Прочитайте предложения. Сколько предложений?
- Они составляют небольшой рассказ.
- Почему некоторые слова внутри предложений написаны с большой буквы?
- Сколько имен встретилось в рассказе?
- Прочитайте имя няни, имя девочки.
б) Работа с пословицами.
- Буква Н знает много пословиц. Какая пословица спряталась среди слов?
НЕ ДРУГА В НЕСЧАСТЬЕ БРОСАЙ
- Не бросай друга в несчастье.
- Как понимаете эту пословицу?
- Какие еще пословицы вы знаете?
- Непобедима наша страна, дружбой народов скреплена.
- Не место красит человека, а человек место.
Итог урока.
Игра “Кивни, если согласен”.
- Мы сегодня познакомились с новой буквой?
- Это буква М? (Исправьте ошибку.)
- Это буква гласная? (Исправьте ошибку.)
- Звуки [н] [н,] обозначаются разными буквами? (Исправьте ошибку.)
- Мягкие согласные обозначаем красным цветом? (Исправьте ошибку.)
- Мое имя начинается с буквы Н?
- У нас есть в классе ребята, у которых имя начинается на букву Н? Кто?
Оценивание.
- Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?
- Понравился ли вам сегодня на уроке?
- Что понравилось, запомнилось?
- Спасибо за урок.