Графический редактор КОМПАС – это векторный редактор, который учащиеся нашей школы (как правило, 7 класса) начинают изучать по желанию в часы неаудиторной нагрузки. Проходя обучение в 8-11 классах, они имеют право выполнять работы во время учебного процесса с использованием ПК. Учителя математики, которые работают в классах, где преподается черчение с использованием ИКТ, говорят о том, что школьники успешнее на уроках геометрии, легче понимают стереометрию. Пространственное мышление школьников явно развито лучше. А об эффективности формирования информационной культуры говорят и учителя-предметники всей школы: учащиеся структурируют и моделируют процессы ощутимо быстрее, пользуются компьютером осознаннее: не как игрушкой, а как средством и инструментом решения проблемы.
Техническую графику в нашей школе ввели с 8 – 11-х профильных классах как обязательный предмет, который на уровне учебного плана введен как учебная дисциплина с использованием информационных технологий – на основе использования графического редактора КОМПАС. Учитель может сделать урок интересным и значимым, организована деятельность ребенка на каждом этапе познания.
Курс технической графики, который преподается сейчас, существенно отличается от классического. Во-первых, благодаря информационным технологиям сводится до минимума непродуктивная графическая составляющая любой практической работы; во-вторых, учащиеся имеют неограниченный доступ к содержанию урока в Интернет сети и, в-третьих, у учащихся – высокая эстетическая удовлетворенность от своей графической работы. Теперь ушло далеко в прошлое выполнение письменных конспектов уроков, когда приходилось вручную выполнять необходимые чертежи и рисунки, что требовало много времени на подготовку к урокам, на разработку олимпиадных задач. В настоящее время, благодаря КОМПАСу – это графические шедевры.(рис. 1 и рис.2)
Рис. 1 (Ответ к олимпиадной
задаче)
Рис. 2 (3D модель олимпиадного задания)
Создание и решение олимпиадных задач создает дополнительные мотивы обучения, гарантирует ситуацию успеха. Практика показала, что все участники олимпиады желают получить на память вариант задания и, конечно же, правильный ответ, его решение. Мы учли эти пожелания. Наше школьное проектное бюро «Лидер», используя графический редактор КОМПАС, разработало оригинальные дипломы для участников олимпиад, в оформление которых включены модели – решения предложенных на олимпиаде заданий.
Неповторимость диплома – свидетельство значимости работы ученика, что позволяет формировать позитивную Я – концепцию подростка, формирует ценности и способности саморазвития самореализации.
Программа КОМПАС позволяет более интересно и красочно выполнять занимательные задачи. В графическом редакторе КОМПАС значительно легче и быстрее готовить разноуровневый дидактический материал, появилась возможность разнообразить цветовое решение материала, обеспечить вариативность наглядного сопровождения. Опорные конспекты уроков теперь содержат много иллюстраций: объемные модели, пошаговые геометрические построения и комплексные чертежи. Теперь в оформлении результатов проектной и исследовательской работы, возможно наглядно зафиксировать все этапы деятельности.
В настоящее время всего в нескольких районах Москвы проходят олимпиады по черчению, а уж городские олимпиады по этой учебной дисциплине не существуют уже более 30 лет. Поэтому многие учителя черчения не могут показать уровень знаний своих воспитанников на городском уровне. Но благодаря фирме АСКОН и кафедре «Современной математики и информатики» МИОО созданы условия для демонстрации опыта и результатов работы учителей технической графики, использующих графический редактор КОМПАС.
Возможности 3D моделирования в этой программе позволяют развивать творческие способности учащихся, совершенствовать пространственное мышление. Даже работы только первого года обучения удивляют своей завершенностью, неповторимостью. Они доказывают, насколько легко ребята осваивают КОМПАС (рис. 3-4).
Рис. 3-4 Работы Шинкоренко Глеба, 8 класс
Доступность получения учебной версии КОМПАС увеличивает шансы использования графического редактора в профессиональной деятельности каждого педагога. В нашей школе этой программой активно пользуются не только учителя черчения, но и учителя математики, классные руководители. К сожалению, не у всех учащихся есть возможность после основных уроков посещать занятия по работе в графическом редакторе КОМПАС. Решить эту проблему предложили члены школьного проектного бюро. Шинкаренко Глеб создал проект «КОМПАС – это легко, просто, интересно!», разработал десять видеоуроков – своеобразное пособие для начинающих, которое можно сипользовать при дистанционном обучении. Этот проект был представлен в этом учебном году на Общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика», проводимым издательским домом «Первое сентября».
Предмет черчение благодаря программе КОМПАС наполнился личностными смыслами, стал социально значимым – это ли не выполнение социального заказа общества на новые подходы к образованию. Программа КОМПАС уже сегодня реализует и новые подходы к решению вопросов обеспечения образовательного процесса. К сожалению, учителя привыкли, что программное обеспечение надо добывать, а потом с трудом добиваться обновления версии, обслуживания программ. Группа компаний АСКОН – исключение. Беспрепятственно обеспечиваются учителя не только самой программой, но и методическими материалами. Да еще и конкурсы для детей проводят, да такие, что ситуация успеха обеспечена каждому. Очень важно отметить, что в настоящее время известная молодежная олимпиада «САПР – Юниор», а также международный конкурс «Будущие АСЫ 3D моделирования», проводимые для студентов, стали теперь доступны и для школьников. Поэтому есть возможность показать результаты работы ваших учеников в этой программе, если не в этом году, так в следующем.
Программа КОМПАС на наш взгляд имеет не случайное название – она является своеобразным проводником в условиях современного автоматического проектирования. Учителя и учащиеся получают эстетическое удовольствие от материалов, разработанных в этой программе. Мы педагоги ощущаем себя учителями новой культуры педагогического труда.