Коррекционная НОД (развитие зрительного восприятия) для детей с нарушением зрения старшей группы по теме «Транспорт»

Разделы: Коррекционная педагогика


Образовательные задачи

Формировать у детей обобщающее понятие «Транспорт». Систематизировать представления о видах транспорта и сопутствующих профессиях. Конкретизировать представления о машине (целое и части). Упражнять в классификации и сравнение предметов. Развивать логическое мышление методом исключения.

Коррекционные задачи

Развивать анализирующее восприятие, глазодвигательные функции, зрительно-двигательный контроль.

Материал

Картины из серии «Профессии»; сюжетная картина «Играем в поезд» художника Е. Батуриной и силуэты к ней; стихи о профессиях, ксерокопии с заданиями, оранжевый силуэт машины для зрительной гимнастики.

ХОД НОД

На доске большие картины из серии «Профессии», на которых изображены водитель, лётчик, машинист и космонавт.

– Дети, перед вами представители разных профессий, связанных с транспортом. Кто слева?
Чтение стихотворения педагогом или подготовленным ребёнком.

Водитель

Я держусь за руль рукой –
Посмотрите — я какой!
Я — внимательный водитель:
Вы поедете со мной!

Задание 1. Графическое упражнение «Какой части не хватает?»

– Для начала заглянем в автосервис. Что делают в автосервисе?  (Ремонтируют машины)
– Вот сломанные машины. Почините их. Дорисуйте недостающие части.

Задание 2.  Графическое упражнение «Собери машину», либо разрезная картинка

– А где делают машины? На автомобильном заводе. Отправимся туда и пусть каждый из вас сам соберёт машину из частей. Проведите линии от частей к месту, где они должны быть.

Задание 3. Графическое упражнение «Дорожки для машин»

– Машины готовы? Отправляемся в путь.
– Проведите линии по узким прямым и волнистым дорожкам, стараясь не касаться краев.

Зрительная гимнастика «Машина»

Детям предлагается следить глазами за передвижением машины по доске в разных направлениях.

Задание 4. Графическое упражнение на картинке с пересечёнными контурами              «Машины на дороге»

– В городе много разного транспорта. Узнайте, какие это машины. Сколько их? Обведите понравившуюся машину.

Задание 4. Графическое упражнение – лабиринт «Машина едет в гараж»

– Куда машины отправляют на ночь? Отправьте машину в гараж.

Дети выходят к доске.

– Дети, кто на картине справа? (Машинист)

             Машинист

Как быстрый конь несется
По рельсам тепловоз,
Все ближе раздается
Веселый стук колес.
Зеленые вагоны
На солнышке горят
И машинист в кабине
Приветствует ребят!

Рассмотреть сюжетную картину «Игра в поезд»

– Что водит машинист? (Поезд)

Задание 5. «Найти отличия»

– Дети, найдите отличия между большой и маленькой картинами.

Найти отличия между картиной и маленькой копией с изменёнными деталями (либо формой, либо цветами деталей).

– Наложите силуэты на предметы.

Дети подходят к доске.

Летчик

Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.

Попробуем взлететь на самолётах.

Зрительная гимнастика «Самолёты»

По группе расклеены самолёты (на стенах, на потолке, на окнах.)

– Где зелёный самолёт? Куда он летит? (влево) и т.д.

Дети подходят к доске.

Моряк

Плывёт моряк на корабле
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море — дом его родной.

Задание 5. «Погасим огни на корабле»

– Рассмотрим наши корабли. В какую сторону они плывут. Назовём огни в иллюминаторах по светлоте:
– Самый светло-синий – потемнее  – ещё темнее…  и самый тёмно-синий.
Погасите огни (наложить белые кружочки).

Дети подходят к доске.

– Дети, кого вы видите на картине посередине?

Космонавт

Ракета вглубь небес
проложит след,
И мрак прошьет
серебряною нитью,
И человек
готовится к полёту
В пределы неизведанных планет.

Физкультминутка «Невесомость»

– Дети, застёгиваем молнии на комбинезонах, зашнуровываем бахилы, прикручиваем скафандры. Готовы? Выходим в открытый космос…(дети выполняют движения. имитирующие невесомость).

Итог

– Какие профессии мы сегодня вспомнили? Все старались. Молодцы!

Литература

1. Стихотворение «Водитель», автор не известен
2. Стихотворение «Машинист», Н. Нарзуллаев, пер. с узбекского И. Иртеньев
3. Стихотворение «Лётчик», С.Чертков
4. Стихотворение «Моряк», В. Кочетков
5. Стихотворение «Космонавт», В. Кочетков
6. Картины из серии «Профессии» (любые)
7. Сюжетная картина «Играем в поезд», художник Е. Батурина