Профилактика детского травматизма на дорогах

Разделы: Работа с дошкольниками


Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания [1;4].

По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается главной проблемой общества, требующий решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях, так как родители являются образцом поведения для своих детей. Ведь правила дорожного движения едины для взрослых и детей [2;7].

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

В современных условиях детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуре на дороге. Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания.

Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на улице нашла свое отражение в работе нашего детского сада. Нами было составлено тематическое планирование кружковой работы по Правилам дорожного движения “Азбука безопасности”.

Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей. На территории детского сада имеется дорожная разметка, на которой дети старшего дошкольного возраста на практике закрепляют Правила дорожного движения. В будущем в нашем детском саду планируется создать “Уголок безопасности”, который могут посещать все дети детского сада.

Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребенок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

И в заключении хочется сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

Литература

  1. Данилова Т.И. Программа “Светофор”. Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб, издательство “Детство-пресс”, 2009.
  2. Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий /Н.В. Елжова.-Ростов н/Д: Феникс, 2011.