Цель урока: подвести итоги изучения басен И.А. Крылова, обобщить знания учащихся.
Предварительная подготовка: урок строится на основе детской телепередачи “Звездный час”. У игроков карточки с номерами 0, 1, 2, 3, 4. Дети, выслушав вопрос, поднимают табличку с номером ответа. Учитель дает звезды за правильный ответ. После каждого тура подводится итог: выбывает из игры тот, у кого меньше всего звезд. В финал выходит тот, кто набирает большее количество звезд.
Оборудование: мультимедийная презентация; портрет И. А. Крылова; рисунки ребят к басням; эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.
Ход игры
I тур – Разминка. (Презентация. Слайд 2)
1. Ворона и лисица |
2. Мартышка и очки |
3. Стрекоза и муравей |
4. Квартет |
1. В какой из этих басен говорится о праздном времяпровождении?
(3. “Стрекоза и муравей”.)
2. Из какой басни эти строки:
“…Лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок”.
(1. “Ворона и лисица”)
3. В этой басне пять действующих лиц. Что это за басня?
(4. “Квартет”.)
4. Героиня не узнала себя в зеркале. Под каким номером это произведение? (0. “Зеркало и обезьяна” (Этой басни здесь нет.))
II тур – “Числа”. (Слайд 3)
1. 200 | 3. 10 |
2. 1769 | 4. 13 |
1. Сколько басен написал Крылов?
(1. Более 200 басен.)
2. Сколько лет было Ване, когда умер его отец, и семья лишилась последних средств к существованию?
(3. Десять лет.)
3. Сколько пьес написал И. А. Крылов, которые были опубликованы и поставлены в театре?
(4. 13 пьес.)
4. Какое число люди называют “чертовой дюжиной”?
(4. число 13.)
III тур – “Названия басен”. (Слайд 4)
1. Кот и … |
2. Чиж и … |
3. Лисица и … |
4. Мальчик и … |
1. В названии какой басни есть слово змея?
(4. “Мальчик и Змея”.)
2. Пропущенное слово повар в басне …?
(1. “Кот и Повар”.)
3. Под каким номером басня, в названии которой есть слово голубь?
(2. “Чиж и Голубь”.)
4. Слово соловей в названии басни…?
(0. Этой басни здесь нет.)
IV тур – “Писатели”. (Слайд 5)
1. Кто из этих писателей писал басни?
(1. А.С. Пушкин (“Художник и сапожник”) 2. И.А. Крылов, 3. С.В. Михалков, 4. Л.Н. Толстой.)
2. Какой автор поведал нам о дяде Стёпе?
(3. С.В. Михалков.)
3. Кто подписывался под баснями “Нави Волырк”?
(2. И.А. Крылов.)
4. Кто автор басни “Волк и журавль”?
(4. Л.Н. Толстой.)
5. V тур – “Иллюстрации”. (Слайд 6)
1. Какие из этих иллюстраций к басням Крылова?
(Все: 1, 2, 3, 4.)
2. В этой басне одно из действующих лиц – соловей?
(2. “Квартет”.)
3. К какой иллюстрации подходят крылатые слова “Да только воз и ныне там”?
4. На какой иллюстрации изображен очень трудолюбивый персонаж басни?
(3. “Стрекоза и муравей”.)
VI тур – “Назови басни”.
Назовите как можно больше басен И.А. Крылова.
Обобщение:
Пока ЖЮРИ подводит итоги, давайте ответим на вопрос:
– А для чего нужны басни вообще и басни Крылова, в частности?
(Ученики предлагают свои варианты.)
Итог урока: слово ЖЮРИ, награждение.