Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление детей о некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды). Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Дать представления о пятом океане.
Материал: Стакан, бумага, воздушные шары и резиновые игрушки разной формы, таз с водой, лодочка с дыркой и целая лодочка, глобус.
Предварительная работа: рассматривание карты мира, глобуса.
Ход занятия
Воспитатель: (покрутив глобус).
Дети, что вы видите у меня в руках? (Глобус.) Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.
Какие цвета вы видите на нем? (Синий, зеленый, желтый, коричневый.)
А как вы думаете, что изображено зеленым цветом ? (Ответы детей.)
Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе – это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.
Воспитатель: Дети, а вы знаете сколько океанов омывает сушу?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Кто сможет перечислить их?
Дети: Северный – Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан.
Воспитатель: Кто живет в океане?
Дети: Рыбы, киты, дельфины (воспитатель выслушивает все ответы, корректирует их).
Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди?
Дети: Люди живут на земле, т.е. на суше.
Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Вы со мной согласны? (Ответы).
Эксперимент “Воздух в стакане”.
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Это стакан.
Воспитатель: В стакане что-то есть?
Дети: Ничего нет. Стакан пустой.
Воспитатель: Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?
Дети: В стакане воздух.
Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Воздушный океан. Именно так называется пятый океан, в котором мы с вами живем.
Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
торой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
Дети: Везде
Воспитатель: А что такое воздух?
Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?
Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями!
Дети: Как это сделать? Поймать его нельзя!
Наблюдение “Как обнаружить воздух в помещение”.
Воспитатель показывает, как рукой обмахивать лицо, чтобы почувствовать движение воздуха. Предлагает детям сделать тоже самое. Спрашивает у них: что они почувствовали? (Подул ветерок.) Какой воздух? (Прохладный, холодный воздух.)
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить.
Делают вывод: Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый.
Воспитатель: А как вы думаете, нам воздух нужен?
Дети: Да, нужен.
Воспитатель: Зачем?
Дети: Чтобы дышать.
Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Воспитатель: Кому не нужен воздух?
Дети называют объекты неживой природы.
Делают вывод: второй секрет воздуха – воздух необходим для дыхания.
Наблюдение “Воздух легче воды”.
Воспитатель показывает по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, гвоздь, пуговица и пр.). Спрашивает, есть ли в этих предметах воздух? (Выслушивает ответы детей.) Потом предлагает внимательно смотреть на банку с водой. Воспитатель бросает в воду один предмет; дети наблюдают пока он опускается на дно. Затем бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать.
Воспитатель: Что вы видели?
Дети: Предмет тонет (падает на дно), при этом из него выходят маленькие пузыри, которые поднимаются вверх.
Воспитатель: Что это за пузыри поднимаются на поверхности воды? Дети, эти пузыри – это воздух. Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому – что камень тяжелый, а пузырьки поднимались вверх.
Воспитатель: Потому – что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из воды.
Делают вывод: Третий секрет воздуха – воздух легче воды. А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?
Воспитатель раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.
Воспитатель: Что находится внутри игрушек?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Какую форму воздух имеет в ваших игрушках? Воздух принял форму того предмета, в котором находится.
Опыт “Воздушный шарик”.
(Воспитатель берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой.)
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Он надувается.
(Воспитатель ставит бутылку в таз со льдом и снегом.)
Воспитатель: Что происходит с шаром?
Дети: Шар не надувается.
Воспитатель: Четвертый секрет воздуха – При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Упражнение “ Холодно и горячо”.
Воспитатель предлагает детям изобразить, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Дети, держась за руки, расширяют круг.) Что произойдет с воздухом, если его охладить? (Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа.)
Упражнения повторяют 4–5 раз.
Опыт с лодочками.
Перед вами две пластмассовые лодки с пробоиной (с дыркой), другая целая – без пробоины (без дырки). Сейчас мы с вами проверим, утонет ли лодка, если ее опустить на воду. Сначала возьмем лодку без пробоины (без дырки) и опустим ее на воду.
Воспитатель: Что происходит с лодкой?
Дети: Она держится на воде, не тонет.
Теперь берем лодку с пробоиной (с дыркой) и опускаем на воду.
Воспитатель: Что происходит с лодкой?
Дети: Лодка заполняется водой и тонет.
Воспитатель: Что же удерживало первую лодку на поверхности воды?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Почему утонула вторая лодка? Потому что вода вытеснила воздух, лодка утонула.
Воспитатель: Пятый секрет воздуха – вода вытесняет воздух.
Наблюдение “Чем пахнет воздух”.
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха.)
Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем, вы будете с закрытыми глазами угадывать предметы, которые имеют запахи. Кто хочет поиграть? Давай я тебе завяжу глаза шарфом, а ты по запаху определи, какой предмет я тебе поднесла?
Воспитатель: Вот мы с вами поиграли и не заметили, как наше занятие подошло к концу. А теперь давайте вспомним, с каким пятым океаном мы сегодня познакомились?
Дети: С воздушным.
Воспитатель: Мы постоянно окружены воздухом и так привыкли к нему, что почти его не замечаем. Но взмахните резко рукой или немного пробегите – и убедитесь, что вас окружает воздух. Мы живем в нем и дышим им.
Воспитатель: А в заключении нашего занятия, я прочитаю стихотворение:
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Какие секреты воздуха вы сегодня узнали?
Вот про эти секреты воздуха вы можете рассказать своим родителям.