Обобщение знаний о глаголе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


(Слайд 2) (Слайд 3)

Задачи урока:

  • формировать умение учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов;
  • развивать умение учащихся распознавать спряжение глаголов;
  • совершенствовать знания учащихся о временных формах глагола.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 4) Б

– Ну, ребята, подтянитесь
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

II. Введение в тему и постановка задачи урока.

(Слайд 5)

– Разгадайте кроссворд. Ключевое слово поможет определить тему нашего урока.

– Тема нашего урока «Обобщение знаний о глаголе». Сегодня мы систематизируем те знания о глаголе, которые вы получили на уроках русского языка.

III. Работа по теме.

1) Беседа. (Слайд 6)

– Какое время года наступило? (Весна.)

– Какие краски преобладают весной? (Голубые.)

– Докажите это, глядя на иллюстрацию. (Весной небо голубое, снега голубые, голубые дали. Первые голубые сосульки и последние голубые лужи. Весь мир голубой.)

2) А теперь послушайте отрывок из рассказа «Весна» и назовите глаголы. (Слайд 7)

Весна.

На солнце нельзя было взглянуть. Весенний дождь смывает последний снег. Лохматыми, ослепительными потоками оно льёт с вышины. По синему-синему небу плывёт облако, словно куча снега. Ветерок пахнет свежей травой и птичьими гнёздами.

– С чем сравнивает автор облако? (С кучей снега.)

– Итак, какие глаголы мы запишем? (Взглянуть, льёт, плывёт, пахнет.)

– Какой глагол здесь лишний? (Взглянуть.)

– Почему?

– Что вы знаете о глаголах неопределённой формы? (Слайд 8) (Они отвечают на вопросы что делать? что сделать? Оканчиваются на -ить, -ать, -ять, -ыть, -оть.)

– В окончании каких глаголов нет ошибкоопасного места? (Льёт, плывёт.)

– Почему? (Личное окончание глагола ударное.)

– Написание каких глаголов вызывает сомнение? (Смывает, пахнет.)

– Почему? (Личные окончания глаголов безударные.)

– Почему же в окончании глаголов пахнет, смывает написали букву е? (Пахнет – н. ф. пахнуть, 1 спр.)

– На какие две группы делятся глаголы?

– Как отличить глаголы 1спр. и 2 спр. по неопределённой форме?

(Слайд 9) (Глаголы, которые оканчиваются на –ить, относятся к глаголам 2 спр. Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -уть, -ять, еть, -оть, относятся к глаголам 1 спр. Кроме глаголов-исключений.)

(Слайд 10)

– Прочитаем хором стихотворение, состоящее из глаголов-исключений.

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и смотреть,
И терпеть, и ненавидеть,
И обидеть, и вертеть.

3) (Слайд 11) А теперь работаем над отрывком из стихотворения.

– Назовите знакомые орфограммы.

– Зажгите огоньки.

– Объясните правописание глагольных окончаний.

– Какой необычный глагол встретился в четверостишии. (Глагол возвратного значения.)

– Когда пишется мягкий знак в сочетании -ться, -тся?

(Слайд 12)

(В сочетании -ться, -тся мягкий знак пишется, если глагол стоит в неопределённой форме, и не пишется, если глагол стоит в форме 3 лица.)

4) (Слайд 13) Вставьте пропущенные буквы в следующих глаголах, докажите устно написание глагольных окончаний.

  • уч…шь (учить, 2 спр.)
  • верт…м (вертеть, 2 спр., искл.)
  • бре…т (брить, 1 спр., искл.)
  • свет…т (светить, 2 спр.)
  • бега…шь (бегать, 1 спр.)

5) (Слайд 14) В стихотворении найдите глаголы, которые соответствуют данным схемам (Приложение 2).

Все мы видели, как в мае
Белый снег вокруг растаял.
Вдруг смотрю – в одном овражке,
Как у лесника в кармашке,
Мокнет серенький комок,
Видно, выбраться не смог.
Луч его теплом согрел,
Он растаял и запел.

– Назовите глаголы, которые стоят в прошедшем времени. (Видели, растаял, согрел, запел.)

– Какой суффикс указывает на прошедшее время глагола? (-л-)

6) Устно. О каком времени года мы сегодня говорим? (О весне.)

(Слайд 15)

– Весна – это прекрасное время года. Всё вокруг оживает. Кругом всё весело, ласково, приветливо. И каждому из нас в это время хочется играть, петь, читать стихи. Давайте и мы немножко поиграем. Ваша задача– определить спряжение глаголов по н. ф. Условия игры: 1 спр. – 1 хлопок в ладоши, 2 спр. – 2 хлопка в ладоши.

Дружить, петь, пить, кричать, лаять, дышать, слышать, слушать, брить, стелить, говорить.

7) Допишите самостоятельно окончания глаголов.

Суп вар…, рыбу лов…, тесто мес…, дрова кол…

(Слайд 16) Проверяем и доказываем. (Суп варят – варить, рыбу ловят – ловить, тесто месят – месить, дрова колют – колоть.)

Физкультминутка.

– Мы устали, засиделись,
 Нам размяться захотелось.
 Отложили мы тетрадки,
 Приступили мы к зарядке. (Дети встают из-за парт.)

(Слайд 17)

Ча-ча-ча, ча-ча-ча (6 хлопков по бедрам)
Печка очень горяча! (прыжки)
Чи-чи-чи, чи-чи-чи (6 хлопков над головой)
Печет печка калачи (наклоны вперед)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу (6 хлопков перед собой)
Очень калача хочу! (наклоны в стороны)
Получу калач в награду,
А сейчас за парту сяду! (Рассаживаются на места.)

8) Устно. Замените выражения близкими по значению глаголами. На слух определите спряжения.

  • Клевать носом – спать.
  • Класть зубы на полку – голодать.
  • Обвести вокруг пальца – обмануть.
  • Бить баклуши – бездельничать.

9) (Слайд 18) Под диктовку.

Весной цветёт душистая сирень, и весело щебечут соловьи.

– Нужна ли запятая перед союзом и? Почему? (Да. Это сложное предложение.)

– Составьте схему этого предложения.

10) Лексическая задача: правильно ли вы употребляете глагол в своей речи? Как правильно сказать? (Слайд 19)

– А теперь послушайте стихотворение.

(Слайд 20)

Одеть и надеть
Два этих слова
Мы часто путаем
Так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Одеть, надеть…
Давай глядеть.
Кого одеть и кого надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но, я не думаю, что дед
На шубу может быть надет.

IV. Итог урока.

(Слайд 21) Закончите следующие утверждения.

  • Имена существительные склоняются, а глаголы… (Спрягаются.)
  • Спряжение – это изменение глагола по числам и… (Лицам.)
  • Определить спряжение легко, если окончание глагола… (Ударное.)
  • В окончаниях глаголов 2 лица, единственного числа после буквы ш пишется… (ь).
  • Глаголы с частицей не пишутся… (Раздельно.)

V. Рефлексия.

(Слайд 22) На экране северное сияние из слов: интересный, познавательный, трудный, радостный, длинный, грустный, светлый.

– Закончите высказывание, используя эти слова. Наш урок был…

VI. Домашнее задание.

Стр. 107, упр. 3, 4. Выполнить домашнее задание, пользуясь буклетом (Приложение 1).

(Слайд 23) Спасибо, урок окончен!