(Слайд 2) (Слайд 3)
Задачи урока:
- формировать умение учащихся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов;
- развивать умение учащихся распознавать спряжение глаголов;
- совершенствовать знания учащихся о временных формах глагола.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 4) Б
– Ну, ребята, подтянитесь
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!
II. Введение в тему и постановка задачи урока.
(Слайд 5)
– Разгадайте кроссворд. Ключевое слово поможет определить тему нашего урока.
– Тема нашего урока «Обобщение знаний о глаголе». Сегодня мы систематизируем те знания о глаголе, которые вы получили на уроках русского языка.
III. Работа по теме.
1) Беседа. (Слайд 6)
– Какое время года наступило? (Весна.)
– Какие краски преобладают весной? (Голубые.)
– Докажите это, глядя на иллюстрацию. (Весной небо голубое, снега голубые, голубые дали. Первые голубые сосульки и последние голубые лужи. Весь мир голубой.)
2) А теперь послушайте отрывок из рассказа «Весна» и назовите глаголы. (Слайд 7)
Весна.
На солнце нельзя было взглянуть. Весенний дождь смывает последний снег. Лохматыми, ослепительными потоками оно льёт с вышины. По синему-синему небу плывёт облако, словно куча снега. Ветерок пахнет свежей травой и птичьими гнёздами.
– С чем сравнивает автор облако? (С кучей снега.)
– Итак, какие глаголы мы запишем? (Взглянуть, льёт, плывёт, пахнет.)
– Какой глагол здесь лишний? (Взглянуть.)
– Почему?
– Что вы знаете о глаголах неопределённой формы? (Слайд 8) (Они отвечают на вопросы что делать? что сделать? Оканчиваются на -ить, -ать, -ять, -ыть, -оть.)
– В окончании каких глаголов нет ошибкоопасного места? (Льёт, плывёт.)
– Почему? (Личное окончание глагола ударное.)
– Написание каких глаголов вызывает сомнение? (Смывает, пахнет.)
– Почему? (Личные окончания глаголов безударные.)
– Почему же в окончании глаголов пахнет, смывает написали букву е? (Пахнет – н. ф. пахнуть, 1 спр.)
– На какие две группы делятся глаголы?
– Как отличить глаголы 1спр. и 2 спр. по неопределённой форме?
(Слайд 9) (Глаголы, которые оканчиваются на –ить, относятся к глаголам 2 спр. Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -уть, -ять, еть, -оть, относятся к глаголам 1 спр. Кроме глаголов-исключений.)
(Слайд 10)
– Прочитаем хором стихотворение, состоящее из глаголов-исключений.
Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и смотреть,
И терпеть, и ненавидеть,
И обидеть, и вертеть.
3) (Слайд 11) А теперь работаем над отрывком из стихотворения.
– Назовите знакомые орфограммы.
– Зажгите огоньки.
– Объясните правописание глагольных окончаний.
– Какой необычный глагол встретился в четверостишии. (Глагол возвратного значения.)
– Когда пишется мягкий знак в сочетании -ться, -тся?
(Слайд 12)
(В сочетании -ться, -тся мягкий знак пишется, если глагол стоит в неопределённой форме, и не пишется, если глагол стоит в форме 3 лица.)
4) (Слайд 13) Вставьте пропущенные буквы в следующих глаголах, докажите устно написание глагольных окончаний.
- уч…шь (учить, 2 спр.)
- верт…м (вертеть, 2 спр., искл.)
- бре…т (брить, 1 спр., искл.)
- свет…т (светить, 2 спр.)
- бега…шь (бегать, 1 спр.)
5) (Слайд 14) В стихотворении найдите глаголы, которые соответствуют данным схемам (Приложение 2).
Все мы видели, как в мае
Белый снег вокруг растаял.
Вдруг смотрю – в одном овражке,
Как у лесника в кармашке,
Мокнет серенький комок,
Видно, выбраться не смог.
Луч его теплом согрел,
Он растаял и запел.
– Назовите глаголы, которые стоят в прошедшем времени. (Видели, растаял, согрел, запел.)
– Какой суффикс указывает на прошедшее время глагола? (-л-)
6) Устно. О каком времени года мы сегодня говорим? (О весне.)
(Слайд 15)
– Весна – это прекрасное время года. Всё вокруг оживает. Кругом всё весело, ласково, приветливо. И каждому из нас в это время хочется играть, петь, читать стихи. Давайте и мы немножко поиграем. Ваша задача– определить спряжение глаголов по н. ф. Условия игры: 1 спр. – 1 хлопок в ладоши, 2 спр. – 2 хлопка в ладоши.
Дружить, петь, пить, кричать, лаять, дышать, слышать, слушать, брить, стелить, говорить.
7) Допишите самостоятельно окончания глаголов.
Суп вар…, рыбу лов…, тесто мес…, дрова кол…
(Слайд 16) Проверяем и доказываем. (Суп варят – варить, рыбу ловят – ловить, тесто месят – месить, дрова колют – колоть.)
Физкультминутка.
– Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке. (Дети встают из-за парт.)
(Слайд 17)
Ча-ча-ча, ча-ча-ча (6 хлопков по бедрам)
Печка очень горяча! (прыжки)
Чи-чи-чи, чи-чи-чи (6 хлопков над головой)
Печет печка калачи (наклоны вперед)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу (6 хлопков перед собой)
Очень калача хочу! (наклоны в стороны)
Получу калач в награду,
А сейчас за парту сяду! (Рассаживаются на места.)
8) Устно. Замените выражения близкими по значению глаголами. На слух определите спряжения.
- Клевать носом – спать.
- Класть зубы на полку – голодать.
- Обвести вокруг пальца – обмануть.
- Бить баклуши – бездельничать.
9) (Слайд 18) Под диктовку.
Весной цветёт душистая сирень, и весело щебечут соловьи.
– Нужна ли запятая перед союзом и? Почему? (Да. Это сложное предложение.)
– Составьте схему этого предложения.
10) Лексическая задача: правильно ли вы употребляете глагол в своей речи? Как правильно сказать? (Слайд 19)
– А теперь послушайте стихотворение.
(Слайд 20)
Одеть и надеть
Два этих слова
Мы часто путаем
Так бестолково!
Морозный выдался рассвет,
Оделся в шубу старый дед.
Одеть, надеть…
Давай глядеть.
Кого одеть и кого надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но, я не думаю, что дед
На шубу может быть надет.
IV. Итог урока.
(Слайд 21) Закончите следующие утверждения.
- Имена существительные склоняются, а глаголы… (Спрягаются.)
- Спряжение – это изменение глагола по числам и… (Лицам.)
- Определить спряжение легко, если окончание глагола… (Ударное.)
- В окончаниях глаголов 2 лица, единственного числа после буквы ш пишется… (ь).
- Глаголы с частицей не пишутся… (Раздельно.)
V. Рефлексия.
(Слайд 22) На экране северное сияние из слов: интересный, познавательный, трудный, радостный, длинный, грустный, светлый.
– Закончите высказывание, используя эти слова. Наш урок был…
VI. Домашнее задание.
Стр. 107, упр. 3, 4. Выполнить домашнее задание, пользуясь буклетом (Приложение 1).
(Слайд 23) Спасибо, урок окончен!