Индивидуальное занятие по коррекции аддиктивного поведения подростков. Тема: "Я для себя и для других"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: способствовать усилению ориентации подростка на себя и на окружающих людей.

Время: 1 час 20 минут

Материал: музыкальный центр , бумага формата А 4, А 3 ручка, стимульный материал,  фломастеры, цветные карандаши, нитки, клей.

1. Упражнение «Многоликое приветствие»
 Цель: создание положительного настроя на работу.
Время: 5 минут
Техника: проведения: предложить подростку подумать, а затем проговорить или придумать свое приветствие, которое было бы обращено одновременно к большой массе народа.
Инструкция: тебе  предлагается  подумать  и высказать или придумать приветствие, с которым можно обратиться к людям. Как-то в одной известной телевизионной передаче ее ведущие обращались со словами приветствия ко всей стране.
Анализ:
Понравилось ли упражнение?
Возникает ли необходимость приветствовать много людей?
Какое у тебя настроение?

2. Упражнение «Шаровое настроение»
Цель: определение настроения подростка на начало занятия.
Время: 5 минут.
Техника проведения: на листе бумаги формата А3 написано название упражнения «Шаровое настроение». Подростку предлагается в центре листа нарисовать мальчика и девочку, которые держатся за руки и обязательно улыбаются. Это является символом дружбы, взаимопонимания между людьми. На столе рядом раскладываются не надутые шары разного цвета. Предложить подростку надуть шарик того цвета, который соответствует его настроению, перевязать ниткой. После этого шарик с помощью ниточки и клея прикрепить к листу бумаги (к рукам изображенных на рисунке детей).
Материал: бумага формата А 3, цветные карандаши, фломастеры.
Инструкция: предлагаю взять тебе  лист бумаги формата А 3, на котором написано название упражнения «Шаровое настроение». В центре листа нужно нарисовать мальчика и девочку, которые держатся за руки и обязательно улыбаются. Это является символом дружбы, взаимопонимания между людьми.
Необходимо обратить внимание на стол, здесь лежат не надутые шары разного цвета. Предложить подростку надуть шарик того цвета, который соответствует  настроению в данный момент, перевязать его ниткой. Затем этот шарик с помощью ниточки и клея прикрепить к листу бумаги (к рукам изображенных на рисунке детей).
Анализ:
Понравилось ли упражнение?
Как ты себя чувствуешь?
Мы можем дальше продолжать занятие?

3. Упражнение «Сколько во мне людей?»
Цель: осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростку предлагается для обсуждения цитата из Уильяма Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро – каждый из двоих, каким он (или она) себя видят, каждый из двоих, каким его (или ее видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле».
Инструкция: я предлагаю тебе послушать и проанализировать цитату из Уильяма Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро – каждый из двоих, каким он (или она) себя видят, каждый из двоих, каким его (или ее видят другие, и каждый из двоих, какими они являются на самом деле».
Анализ:
Как ты понял эту фразу?
Как самосознание человека связано с его отношениями с родителями, друзьями, с окружающими людьми?

4. Упражнение «Я – в другом образе»
Цель: осознание собственного «Я», соотнесение себя с другим образом.
Время: 10 минут
Техника проведения: упражнение проводится в 3 этапа:
1 этап: подростку предлагается выбрать себе роль животного;
2 этап: описать в словах свое животное, например, «Что я за кошка?»
3 этап: подростку необходимо изобразить выбранное животное любыми средствами.
Инструкция:  предлагаю  выполнить тебе упражнение, которое называется «Я – в другом образе», это упражнение состоит  из 3-х этапов:
1 этап: необходимо выбрать себе роль животного;
2 этап: описать на словах свое животное, например, «Что я за кошка?»
3 этап: изобразить выбранное животное любыми средствами.
Анализ:
Трудно ли было выбрать, описать, изобразить выдуманный образ?
Можно ли соотнести этот образ со своими привычками, поведением, характером?
Какое настроение испытываешь?

5. Притча «Двое в пустыне»
Цель: формирование нравственного сознания, чувств и поведения.
Время: 10 минут.
Техника проведения: подростку предлагается послушать притчу притчи «Двое в пустыне».
Инструкция: я сейчас прочту притчу «Двое в пустыне», послушай, вдумайся в  смысл, а затем мы обсудим ее содержание.
Через пустыню шли двое и о чем-то разгоряченно спорили.
Один, то и дело, облизывая  тонкие сухие губы, страстно что-то доказывал второму, но тот лишь презрительно морщился и хрипло усмехался: «Безумны твои речи», - и в свою очередь начинал развивать собственные идеи. Но вскоре первый нетерпеливо перебивал второго, и все начиналось сначала. Каждый из них отстаивал свою правоту, старался продемонстрировать свою силу, стремился обратить другого в свою веру.
И вот, уже на пороге ночи, спор перешел в ссору, и готова была вспыхнуть вражда. И каждый уже кричал другому, что может обойтись без него. И тогда они, не сговариваясь, решили пойти врозь – каждый своей дорогой. Их уже обступила холодная мрачная ночь. Вокруг простиралась пустыня. И первый дерзко шагнул во тьму. Но вскоре он услышал за собой шаги своего спутника и подумал: «Какая во мне сила! Он пошел за мной, потому что он не может обойтись без меня»,
«Все-таки как он слаб!» Надой пойти за ним, чтобы уберечь его от бед и опасностей, иначе это будет лежать на моей совести», - думал   в это время другой, догоняя первого.
Анализ:
Понравилась ли притча?
В чем ее смысл?
Чему учит притча, о чем заставила задуматься?

    6. Работа на специализированном оборудовании.
«Стабилотест»
Цель: формирование волевых навыков.
Время: 5 минут.
Анализ:
Что испытывал, находясь на платформе?
Можно ли противостоять внешним воздействиям?
«Бослаб»
Цель: коррекция поведенческих навыков.
Время: 15 минут.
Анализ:
Какое испытываешь самочувствие?
Доволен ли выполненной работой?

7. Занятие в сенсорной комнате «Горная вершина»
Цель: снятие напряжения, улучшение эмоционального состояния.
Время: 30 минут.
Анализ:
Удалось ли расслабиться?
Какое чувство присутствует?

8. Обратная связь
Цель: узнать у подростка мнение о занятии.
Время: 5 минут.
1.Испытываешь ли удовлетворение от проведенного занятия?
2. Что понравилось?
3. С какими трудностями пришлось столкнуться?
4. Что не понравилось?
5. Доволен ли ты собой?
6. Что заставило задуматься, и что полезного удалось взять для себя?

9. Упражнение « Моя улыбка»
Цель: поднятие эмоционального фона  настроения, развитие эмпатии.
Время: 5 минут.
Техника проведения: психолог предлагает подростку  улыбнуться друг другу при расставании и говорит слова   Дейла Карнеги о цене улыбки.
Инструкция: наше занятие завершается, мы расстаемся и я предлагаю улыбнуться друг на прощание. А сейчас послушай, что нам говорит Дейл Карнеги о цене улыбки.
Цена улыбки
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она - отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечален­ных, а также лучшее противоядие, созданное приро­дой от неприятностей.
И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпро­сить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали! Ведь никто не нуждается так в улыбке, как те, у кого уже ничего не осталось, что можно было бы отдать! Итак, если ты хочешь нравиться людям  - улыбайся!
Анализ:
В чем  смысл сказанного?

10. Упражнение «Шаровое настроение» (см. упражнение 2)
Цель: определить настроение подростка на момент окончания занятия.
Время: 10 мин.