НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: "Звук и буква "т""

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: Звук и буква Т, общее недоразвитие речи


Цель: закрепить знания, расширить представления о звуке и букве Т.

Задачи:
- закрепить навык произношения звука Т в слогах, словах, фразах;
- учить выбирать слова с заданным звуком из ряда слов;
- закрепить навык деления слов на слоги, определения их количества;
- закрепить графический образ буквы Т, печатание буквы;
- закрепить навыки чтения и письма слогов;
- закрепить навыки словообразования и словоизменения;
- закрепить навык подбора определений к объектам;
- закрепить умение составлять предложения по двум опорным картинкам с последующим введением одного определения;
- активизировать и пополнить словарный запас детей;
- учить воспроизведению различных интонационных структур предложений;
- учить владеть своим голосом, изменять его по силе и высоте;
- закреплять умение произвольно изменять тембр голоса;
-стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, воображения;
- развивать координацию речи с движением, учить детей соотносить темп движений и темп речи;
- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, инициативность;
- совершенствовать умение слушать и слышать педагога.

Оборудование: перчаточные куклы (девочка, собачка, дракон, гномик, волшебница), замок, кочки из картона, набор предметных картинок, схема для  характеристики звуков,  индивидуальные полоски для определения места звука в слове, замки из бумаги, карандаши.

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.
- Ребята, отгадайте, кого я встретила по дороге в детский сад.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
Дети знакомятся со щенком Тотошкой. Появляется  девочка:
- Здравствуйте, ребята,  меня зовут Тома. Я ищу своего щенка. Вы его случайно не видели?
- Ребята, а вы запомнили, как зовут наших гостей? Что общего в их именах? (Начинаются на звук Т). А что мы  знаем про этот звук, давайте расскажем Томе и Тотошке.

2. Характеристика звука по схеме.

3. Воспроизведение слоговых рядов и чистоговорок.
Тома очень любит напевать песенки со своим любимым звуком, давайте и мы споем вместе с ней.
ТА – ТО - ТЫ
ТЫ – ТУ – ТА
ТО – ТА – ТУ
Та – та – та – я везу кота.
Та – та -  та -  вы не видели кота?
То – то -  то – я иду в пальто.
Ты -  ты -  ты – я люблю цветы!
Ат – ат – ат – у меня есть самокат.
От – от - от - летит в небе самолет. 
- Услышала эти веселые песенки злая волшебница Тараторка и очень рассердилась. Прилетела она и унесла Тому к себе в замок. Отправился Тотошка на поиски своей хозяйки, да только без нашей помощи ему одному не справиться.

4. Выделение звука на слух из ряда слов. Игра «Болото».
- Тотошка прибежал к болоту, нужно ему помочь перебраться по кочкам. Щенок будет прыгать с кочки на кочку тогда, когда вы хлопните. Хлопните, когда услышите слово со звуком  Т: точка, туман,  альбом, канат, паук, такси, муха, туча, пальто.

5. Игра «В гостях у гномика».
- Выбрался Тотошка из болота и оказался в дремучем лесу. Долго он бродил, пока не очутился около какого-то маленького домика. Зашел он внутрь, а там все тоже очень маленькое.
Образование уменьшительно-ласкательные форм от слов: кровать, тумба, стул, табуретка, стол, тарелка, салфетка, ваза, букет.
- А вы догадались, кто в этом домике живет? (Ответы детей).
Вскоре пришел хозяин – гномик Толя. Дети определяют настроение гномика (грустный, печальный). Он никак не может навести порядок.
Задание: Разложить по полочкам: на первую – предметы, названия      которых состоят из одного слога, на вторую - из  двух слогов, на третью - из трёх. Предметные картинки: тапки, пакет, газета, зонт, танк, конфеты, тазик.
Припоминание детьми, какие вещи, на какую полку положили.
- Какое теперь настроение у гномика? (веселое, радостное).
- Ребята, а давайте покажем Толе, что мы еще умеем.
Дети называют первый звук в имени гномика, определяют место звука в словах - названиях предметов на полках.

 Динамическая пауза.

По тропинке мы идем,
Скоро Тому мы найдем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки.
Ветер, ветер зашумел:
Ут – ут – ут - ут! 
Дождик весело запел:
Тук – тук – тук – тук!
Ну а мы с тобой не тужим.
Хлоп – хлоп – хлоп - хлоп.
Смело топаем по лужам.
Топ – топ – топ - топ.
Маленький народ идет.
Та – та – та – та.
Друга из беды спасет.
Да – да – да – да.

Шаги на месте.
Руки  поочередно на пояс, затем к плечам.
Руки вверх, хлопки.

Покачивания с поднятыми вверх руками.
Изображаем дождик.
Постукивания по ладошкам.
Руки  поочередно на пояс, затем к плечам.
Руки вверх, хлопки.
Руки  поочередно к плечам, затем на пояс.
Шаги на месте.



Хлопки.

Уточнение лексического значения слова «тужить» (горевать, печалиться, тосковать).

6. Игра «Накорми дракона».
- Вот мы и вышли из леса. Перед нами дорога, которая ведет к замку злой волшебницы. Дорогу охраняет дракон. Он голодный и злой. У него есть продукты, но всего по одному предмету. Нужно превратить один предмет во много. Мы накормим дракона, он станет … (сытым и добрым), и пропустит нас.
Составление предложений по двум опорным картинкам. Распространение предложений путем введения одного определения.
тарелка -  котлета
хлебница -  батон
корзина – тыква
конфетница - конфета
полка -  компот

7. Игра «Открой замок».
- Мы у ворот замка. На воротах -  замок. Надо его открыть. Посмотрите внимательно на замочную скважину. Что она напоминает? (Букву Т).
Дописывание буквы Т по контуру на замочках с последующим чтением получившихся  обратных слогов (ат, ут, ит). Дети хором произносят волшебное заклинание, замок открывается.

8. Игра «Передай доброту».
- Злая волшебница не хочет отпускать Тому. Давайте попробуем передать ей свою доброту с помощью слов.
Дети произносят «добрые» слова по два раза, сначала тихо, а затем громко (добрая, милая, хорошая, ласковая, приветливая, заботливая, симпатичная, приятная, умная, внимательная). На каждое новое слово на доске появляется улыбка. Тараторка отпускает Тому. Девочка благодарит детей.

9. Итог, оценка деятельности детей.
- Давайте вспомним, как мы помогли каждому, кто встретился нам по пути. Дети вспоминают, кому и как они помогли и произносят фразу от имени героев:
- Спасибо вам за помощь, ребята!