Занятие 2
Интеграция образовательных областей:
- “Познание”: беседа о ярмарке, задание “Закончи четверостишие”.
- “Коммуникация”: игра “Хорошо-плохо”.
- “Социализация”: игра “Бартер”.
- “Физическая культура”: физкультминутка “Канатоходцы”.
- “Чтение”: слушание стихотворения “Я люблю меняться”, повторение скороговорки “Про покупки”.
Цель: Формировать представления детей о купеческой Елабуге.
Задачи:
- Образовательные: Обобщать и систематизировать представления детей о елабужских купцах; расширять представления о Всероссийской Спасской ярмарке как о важном экономическом событии жизни не только города, но и всей страны; формировать экономическое мышление; активизировать экономический словарь; ввести в активный и пассивный словарь детей экономические понятия “натуральный обмен” и “бартер”.
- Развивающие: Развивать внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные навыки детей.
- Воспитательные: Воспитывать любовь к родному городу и уважительное отношение к деятельности елабужского купечества, а также народных умельцев, тружеников.
Словарная работа: прибыль, бартер, натуральный обмен.
Планируемые результаты: Проявляет любознательность; эмоционально отзывается на яркие красочные изделия, предметы народно-прикладного искусства, сувениры; стремится совершать добрые дела; умеет поддерживать беседу о Елабуге купеческой; высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время НОД и после нее; умеет совершать бартерный обмен в игровой форме.
Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование;компьютерная презентация на тему “Елабуга купеческая” 2 (о Спасской ярмарке) с авторскими фотографиями; канат или шнур; товары (по количеству детей): сувениры, плетеные корзины, мебель, посуда и т.д.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение русской народной сказки “Лисичка со скалочкой”.
Цели: помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости русской народной сказки “Мена”.
Цели: уточнить знания об операции взаимообмена товарами; развивать умение рассуждать в выгодных и невыгодных сделках; вызвать осуждение глупости.
Ход занятия
Вопросы к детям:
- Ребята, мы с вами познакомились с богатыми елабужскими купцами. Назовите, пожалуйста, их фамилии. (Стахеевы, Ушковы, Черновы, Гирбасовы).(Слайд 2) Чем они занимались? (Торговлей, продажей и покупкой, предпринимательством, благотворительностью.)
- Как вы думаете, хорошо ли быть богатым человеком?
Игра “Хорошо-плохо”
(ТРИЗ: Например, быть богатым хорошо, потому что богатый человек может купить разные товары: одежду, продукты и т.д. Быть богатым плохо, потому человек может потерять все свои богатства, деньги, тогда он очень расстроится.)
- Для чего нужны человеку деньги? (Ответы детей.) Правильно, деньги нужны всем, чтобы удовлетворить свои потребности. А вот елабужские купцы оказывали помощь нуждающимся людям и заслужили уважение горожан. Вспомните, пожалуйста, каким образом они оказывали помощь городу, горожанам. (Дети отвечают.)
- Какими качествами должен был обладать купец, чтобы стать богатым, в то же время быть и уважаемым? (Умным, честным, предприимчивым, грамотным, трудолюбивым, общительным, заботливым, щедрым, терпеливым человеком.)
- Легко ли было заработать деньги купцам? (Нет). Почему? (Ответы детей).
Купцы постоянно были в дороге. Транспорта как сейчас не было. Они передвигались на лошадях. Елабужские купцы разъежали по всем ярмаркам России.
Чего только не было на ярмарках! Осенью – горы овощей и фруктов, мешки с зерном ржи и пшеницы, гречки и проса. Пастухи пригоняли стада овец, коз, коров, лошадей; привозили домашнюю птицу: кур, уток, гусей. Охотники северных густых лесов приносили шкуры диких животных: песцов, лис, зайцев, росомах. Мастера выставляли свои товары – глиняную и деревянную посуду. Кузнецы – изделия из металла. А так как в те времена вначале денег не было, здесь одни вещи обменивались на другие. Такой обмен товарами называется бартером.
Например, охотники меняли шкуры пушных зверей на оружие, порох, соль и на металлические изделия, украшения одежды. Пастухи меняли несколько овец на корову или лошадь.
Но проходили годы, и, наконец, появились деньги. На ярмарках, в магазинах люди начали за товар расплачиваться деньгами.
А в наше время тоже проводятся ярмарки в разных городах России. А у нас в Елабуге в конце лета проводится (слайд 3) Спасская ярмарка.
Кто из вас с родителями побывал в этом году на ярмарке? Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями об этом празднике. Что интересного вы там увидели? В каких развлечениях, играх, соревнованиях участвовали? (Дети делятся впечатлениями.) (В случае затруднения педагог демонстрирует слайды 4-5).
Я вам предлагаю пройтись по канату (по канату на полу), не теряя равновесие.
Физкультминутка “Канатоходец”
- Молодцы, вы оказались хорошими канатоходцами.
- Ребята, вы любите меняться? (Ответы детей.)
Послушайте стихотворение.
“Я люблю меняться”
Я люблю шалить и драться,
Но зато люблю меняться.
Яркими картинками,
Книжками, машинками
Поменяюсь на денек,
Поменяюсь на другой,
А потом верну игрушку –
Пусть идет к себе домой.
Игра “Бартер”.
- Когда люди меняют одни продукты на другие, это и есть натуральный обмен.
Бартер – это обмен товарами без денежных расчетов. Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая так и называется - “Бартер”.
Дети подходят в уголок, оформленный под сувенирную лавку. Товары по количеству детей. Воспитатель предлагает выбрать товары: сувениры, плетеные корзины, мебель, салфетки, декоративные тарелки, посуду.
Выясняется, что один и тот же товар нравится нескольким детям. Воспитатель раздает товары на свое усмотрение, предлагает найти товарища, у которого оказался понравившийся товар, договориться с ним об обмене. Выигрывает тот, кто первым смог договориться.
- Молодцы, вот вы и побывали в роли купцов и совершили бартерный обмен. А у кого сегодня не получилось, получится в следующий раз.
- Скажите, пожалуйста, где в нашем городе проводится Спасская ярмарка? (На Шишкинских прудах.)
(Слайд 6) Так же как и раньше в Елабугу съежаются гости из разных городов России:
(слайд 7) продавцы и покупатели, (слайд 8) мастера народно-прикладного искусства, туристы и горожане. Давайте, посмотрим на слайдах, какие товары можно приобрести там?
(Слайды 9-18) Дети называют товар:
- декоративные тарелки;
- глиняные горшки;
- куклы из бересты;
- матрешки;
- посуда;
- картины;
- металлические украшения;
- национальная одежда;
- сувенирная обувь;
- самовары и т.д.
- Как видите, здесь предлагаются разнообразные товары.
(Слайд 19) Праздник проходит весело. Выступают фольклорные и (слайд 20) цирковые коллективы, демонстрируют свое искусство канатоходцы; (слайд 21-22) зазывают к себе национальные подворья и (слайд 23) “Город мастеров”.Что интересного можно увидеть в национальных подворьях? (Познакомиться бытом и культурой разных народов.) А в “Городе мастеров”? (Можно приобрести сувениры елабужских мастеров.) (Слайд 24) На Спасской ярмарке предлагают покупателям свой товар современные знатоки секретов старинных искусств и ремесел. (Слайд 25) Проводится Всероссийский фестиваль колокольного звона. На него в Елабугу собираются десятки звонарей из разных городов нашей страны. (Слайд 26) Несколько часов кряду над Камой плывет, переливаясь, дивный звон колоколов.
(Слайд 27) На площади перед Спасским собором проходит большой концерт.
(Слайд 28) Помогите, пожалуйста, закончить четверостишие:
Чтоб продукты потреблять
В платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить,
Надо все это ... (Купить.)
Вы можете принести сувениры, которые купили на ярмарке и рассказать о них.
Я хочу вам подарить известную скороговорку про покупки. Вы можете ее выучить наизусть и рассказать друзьям, родителям, а они вам – другую скороговорку.
Скороговорка “Про покупки”
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки! Про покупки!
Про покупочки мои!
На этом наша непосредственная образовательная деятельность заканчивается.
Литература:
1. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 96 с.
2. Елабуга. Путеводитель. – Санкт-Петербург: Издательство “Маматов”, 2012. – 96 с., ил.
3. Краеведы Елабуги/ Авторы-составители Н.М. Валеев, И.В. Корнилова. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. – 436 с. +40 с. илл.
4. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 88с.
5. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий / Под ред. Е.А. Курака. – М.:ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.