Цель: Через разновозрастное интегрированное взаимодействие научить первоклассников правильно разрешать конфликтные ситуации, доброжелательно общаться со сверстниками и с детьми другого возраста.
Оборудование: Мультимедийная презентация (Приложение 1), интерактивная доска, компьютер, проектор, индивидуальные карточки разного цвета, колокольчик, шаблоны варежек, цветные карандаши, картина дерева на доске, вырезанные из красной и зеленой бумаги яблоки, магнитики, корзина с яблоками для каждого ребенка.
Ход занятия
1. Вводное слово учителя первого класса.
– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли ученики третьего класса. Они уже третий год учатся в школе, многое умеют, знают, понимают и хотят вас кое-чему научить.
Далее занятие ведут учащиеся третьего класса.
2. Введение в тему.
– Посмотрите на экран. (Приложение 1, слайд 1)
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? (ответы детей) (слайд 2)
3. Упражнение «Ассоциации».
– А если ссору представить в виде растения, то какого?
– А вот так ее представили наши одноклассники. (слайд 3)
– Если бы драка была животным, то каким?
– У учеников третьего класса это получилось так. (слайд 4)
4. Сценка.
– А сейчас давайте посмотрим одну историю.
Мальчик, о котором пойдет речь, учится в 1 классе. Его папа был в длительной командировке. И вот папа приехал и говорит:
– Ну-ка, сын, расскажи, какие в вашем классе есть радости и трудности?
– Класс у нас очень хороший. На уроках все вместе с трудностями справляемся. А вот на переменах иногда конфликты бывают.
– А ты знаешь, что такое конфликт?
– Конечно, знаю. Конфликт – это …
– Помогайте ребята. (слайд 5)
– Это столкновение интересов, когда один хочет сделать так, а другой – эдак. Чаще конфликт заканчивается ссорой, вызывает обиду и злость.
– А вот тут я с тобой не согласен. Конфликт – он как задача. Решишь неверно – огорчишься. А если правильно – все будут довольны. Только решать конфликт еще труднее, чем задачу.
– А ты научи меня, папа, а я потом ребятам в классе расскажу.
– Давайте и мы с вами будем учиться решать конфликты.
– А, может быть, вы об этом уже что-то знаете? Расскажите.
5. Работа с текстом.
– Прочитайте предложение. (слайд 6)
– Когда так говорят? (ответы детей)
– Возьмите желтую карточку и прочитайте текст.
(дети читают текст) – слайд 7
Однажды Фома придумал шутку. Он насыпал Маше в компот соли. А потом забыл и сам выпил. Глаза у Фомы стали круглыми. Маша спросила:
– Сладкий компот?
Подумай, как ответил Фома.
– Что мог ответить Фома?
– Чем может закончиться эта история?
– Прочитайте цепочку слов. Как вы ее понимаете?
спор → ссора → драка (слайд 8)
– А что нужно сделать, чтобы спор не перерос в драку?
6. Упражнение «Выбирай».
– Возьмите зеленую карточку. Прочитайте и выберите нужные слова. По первому звонку – каждый работает сам, по второму – обсуждаем в группе, по третьему – один из группы отвечает.
Ты вступил в спор.
Выбирай свой стиль поведения в нём: топот ног, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик, добродушие, умение договариваться. (слайд 9)
7. Физ. минутка.
– Предлагаем немного отдохнуть. Пока звучит музыка, нужно успеть сделать как можно больше рукопожатий и постараться их посчитать. Помните об осторожности.
– У кого сколько получилось?
8. Работа в группах
– А сейчас в группах мы обсудим некоторые конфликтные ситуации.
Ребята-помощники вам их прочитают, а вы внимательно послушайте и подумайте, как нужно было правильно поступить в данном случае.
(розовые карточки)
1) Мальчики играют. Подходит Коля, хочет играть с ними. Один из мальчиков отвечает:
– Отойди, ты нам мешаешь.
2) Маша хочет играть в одну игру, а Катя – в другую. Спорят, обижаются. Маша толкает Катю.
3) Перемена. Звенит звонок. Ваня хочет пройти к своему месту, но в проходе готовится к уроку Миша. Ваня отталкивает Мишу и проходит.
– Прошу рассказать свои варианты решения этих ситуаций.
9. Упражнение «Варежка».
– Давайте перейдем от слов к делу и выполним задание без спора, без конфликта. Каждая пара получает по 2 вырезанных силуэта варежек. Нужно суметь украсить их узорами или рисунками так, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга. Здесь как-раз и проявится ваше умение договариваться с напарником. На работу вам дается 5 минут.
(дети работают)
– Работа заканчивается. Просим показать вас результаты.
(дети выходят и показывают)
Учитель первого класса.
– А сейчас предстоит очень сложная работа – нам нужно выбрать пару, в которой варежки меньше всего отличаются друг от друга. Попросим это сделать наших гостей. Самые громкие аплодисменты нам подскажут, кто это.
– Расскажите, как вам удалось договориться.
10. Итог.
– Нам очень хотелось научить вас разрешать конфликты. Получилось ли у нас это?
– Закончите предложения, обсудив сначала в группах.
(фиолетовые карточки)
1) Ссора не заканчивается дракой, если … (слайд 10)
2) Спор не заканчивается слезами, если … (слайд 11)
3) Ученики не ссорятся, когда … (слайд 12)
11. Рефлексия.
– Закончить наше занятие мы хотим у этого Волшебного дерева.
– На столе разложены красные и зеленые яблоки. Каждому из вас нужно подойти к столу и выбрать одно яблоко: красное или зеленое.
Красное обозначает, что ты научился решать конфликты, зеленое – тебе еще нужно поучиться. (слайд 13)
– Нам очень понравилось, как вы сегодня работали и в подарок вам – настоящее яблоко. Кушайте на здоровье и живите дружно. (слайд 14)