Интегрированное занятие "Учимся разрешать конфликты"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Цель: Через разновозрастное интегрированное взаимодействие научить первоклассников правильно  разрешать конфликтные ситуации, доброжелательно общаться со сверстниками и  с детьми другого возраста.

Оборудование: Мультимедийная презентация (Приложение 1), интерактивная доска, компьютер, проектор, индивидуальные карточки разного цвета, колокольчик, шаблоны варежек, цветные карандаши, картина дерева на доске, вырезанные из красной и зеленой бумаги яблоки, магнитики, корзина с яблоками для каждого ребенка.

Ход занятия

1. Вводное слово учителя первого класса.

– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли ученики третьего класса. Они уже третий год учатся в школе, многое умеют, знают, понимают и хотят вас кое-чему научить.

Далее занятие ведут учащиеся третьего класса.

2.  Введение в тему.

– Посмотрите на экран.  (Приложение 1, слайд 1)

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии? (ответы детей) (слайд 2)

3. Упражнение «Ассоциации».

– А если ссору представить в виде растения, то какого?

– А вот так ее представили наши одноклассники. (слайд 3)

– Если бы драка была животным, то каким?

– У учеников третьего класса это получилось так. (слайд 4)

4. Сценка.

– А сейчас давайте посмотрим одну историю.

Мальчик, о котором пойдет речь, учится в 1 классе. Его папа был в длительной командировке. И вот папа приехал и говорит:

– Ну-ка, сын, расскажи, какие в вашем классе есть радости и трудности?

– Класс у нас очень хороший. На уроках все вместе с трудностями справляемся. А вот на переменах иногда конфликты бывают.

– А ты знаешь, что такое конфликт?

– Конечно, знаю. Конфликт – это …

– Помогайте ребята. (слайд 5)

– Это столкновение интересов, когда один хочет сделать так, а другой – эдак. Чаще конфликт заканчивается ссорой, вызывает обиду и злость.

– А вот тут я с тобой не согласен. Конфликт – он как задача. Решишь неверно – огорчишься. А если правильно – все будут довольны. Только решать конфликт еще труднее, чем задачу.

– А ты научи меня, папа, а я потом ребятам в классе расскажу.

– Давайте и мы с вами будем учиться решать конфликты.

– А, может быть,  вы об этом уже что-то знаете? Расскажите.

5. Работа с текстом.

Прочитайте предложение. (слайд 6)

– Когда так говорят? (ответы детей)

– Возьмите желтую карточку и прочитайте текст.

(дети читают текст) – слайд 7

Однажды Фома придумал шутку. Он насыпал Маше в компот соли. А потом забыл и сам выпил. Глаза у Фомы стали круглыми. Маша спросила:

– Сладкий компот?

Подумай, как ответил Фома.

– Что мог ответить Фома?

– Чем может закончиться эта история?

– Прочитайте цепочку слов. Как вы ее понимаете?

спор → ссора → драка     (слайд 8)

– А что нужно сделать, чтобы спор не перерос в драку?

6. Упражнение «Выбирай».

– Возьмите зеленую карточку. Прочитайте и выберите нужные слова. По первому звонку – каждый работает сам, по второму – обсуждаем в группе, по третьему – один из группы отвечает.

Ты вступил в спор.

Выбирай свой стиль поведения в нём: топот ног, спокойный тон, кулаки, улыбку, крик,  добродушие, умение договариваться. (слайд 9)

7. Физ. минутка.

– Предлагаем немного отдохнуть. Пока звучит музыка, нужно успеть сделать как можно больше рукопожатий и постараться их посчитать. Помните об осторожности.

– У кого сколько получилось?

8. Работа в группах

– А сейчас в группах мы обсудим  некоторые конфликтные ситуации.

Ребята-помощники вам их прочитают, а вы внимательно послушайте и подумайте, как нужно было правильно поступить в данном случае.

(розовые карточки)

1) Мальчики играют. Подходит Коля, хочет играть с ними. Один из мальчиков отвечает:

– Отойди, ты нам мешаешь.

2) Маша хочет играть в одну игру, а Катя – в другую. Спорят, обижаются. Маша толкает Катю.

3) Перемена. Звенит звонок. Ваня хочет пройти к своему месту, но в проходе готовится к уроку Миша. Ваня отталкивает Мишу и проходит.

– Прошу рассказать свои варианты  решения этих ситуаций.

9. Упражнение «Варежка».

– Давайте перейдем от слов к делу и выполним задание без спора, без конфликта. Каждая пара получает по 2 вырезанных силуэта варежек. Нужно суметь украсить их узорами или рисунками так, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга. Здесь как-раз и проявится ваше умение договариваться с напарником. На работу вам дается 5 минут.

(дети работают)

– Работа заканчивается. Просим показать вас результаты.

(дети выходят и показывают)

Учитель первого класса.

– А сейчас предстоит очень сложная работа – нам нужно выбрать пару, в которой варежки меньше всего отличаются друг от друга. Попросим это сделать наших гостей. Самые громкие аплодисменты нам подскажут, кто это.

– Расскажите, как вам удалось договориться.

10. Итог.

– Нам очень хотелось научить вас разрешать конфликты. Получилось ли у нас это?

– Закончите предложения, обсудив сначала в группах.

(фиолетовые карточки)

1) Ссора не заканчивается дракой, если … (слайд 10)

2) Спор не заканчивается слезами, если … (слайд 11)

3) Ученики не ссорятся, когда … (слайд 12)

11. Рефлексия.

– Закончить наше занятие мы хотим у этого Волшебного дерева.

– На столе разложены красные и зеленые яблоки. Каждому из вас нужно подойти к столу и выбрать одно яблоко: красное или зеленое.

Красное обозначает, что ты научился решать конфликты, зеленое – тебе еще нужно поучиться. (слайд 13)

– Нам очень понравилось, как вы сегодня работали и в подарок вам – настоящее яблоко. Кушайте на здоровье и живите дружно. (слайд 14)