Цели:
Задачи:
- закрепление знаний детей о документах, регламентирующих права и обязанности человека;
- ознакомление со статьями конвенции о правах ребенка и способами их реализации;
- развитие умения применять правовые знания на практике;
- совершенствование словарного запаса;
- развитие коммуникативных навыков учащихся;
- раскрытие творческих способностей ребенка.
Ожидаемый результат.
- Приобретение практического опыта применения прав ребенка.
- Самостоятельное решение конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры по станциям в нескольких помещениях. Игра состоит из 8станций-этапов. На каждом этапе команда набирает баллы, которые записываются в “Маршрутный лист” (Приложение 1). Побеждает тот класс, который наберет в сумме большее количество баллов.
Оборудование:мультимедийная презентация, магнитофон, бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы.
Ход мероприятия
1 станция “Собери пословицу”
(несколько пословиц из списка делятся на части, командам необходимо соединить части пословицы)
Не воровством добывают деньги, | чье мясо съела. |
Легко воровать, | да на себя загляни – жить научишься! |
Хоть с умом воровать, | летит и голова |
Каков грех, | за собой и обязанности |
Один раз украл, | под старость дыра. |
Знает кошка, | тот и в ответе |
За худые слова | да тяжело отвечать. |
Права влекут | а беды не миновать |
На других погляди, | кузнец своего счастья. |
Смолоду прорешка | такова и расплата. |
Жизнь дана | на добрые дела. |
Человек | а навек вором стал. |
Кто в деле, | а трудом. |
Ответы.
2 станция “Песенная”
(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне. Приложение 2).
- “Песня бременских музыкантов” – Право на свободу передвижения.
- “Чему учат в школе” - Право на образование.
- “Песенка мамонтенка” - Право жить и воспитываться в семье.
- “Чунга-Чанга” - Право на отдых.
- “В каждом маленьком ребенке” - Право на всестороннее развитие.
- “Какой чудесный день” - Право на занятие творчеством.
- “Кабы не было зимы” - Право на отдых, каникулы для детей.
- “Антошка” - Право на труд и отдых.
- “Пусть всегда будет солнце” - Право на жизнь и свободу.
- “До чего дошёл прогресс” - Право на пользование достижениями культуры.
3 станция “Правовая”
(назвать какое право нарушено в каждой сказке. Приложение 3)
- Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” (Право на жизнь)
- Какое право зайца защитил петух в сказке “Заюшкина избушка” (Право на жилье)
- Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке “Лягушка-путешественница” (Право на свободу передвижений)
- При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке “Золотой ключик” (Право на образование)
- Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
- Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Правом быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)
- Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает?(Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)
- Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
- Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
- Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)
4 станция “Права и обязанности”
(Приложение 4. После просмотра презентации и мультфильмов предложить выполнить задание: распределить права и обязанности школьников.)
!/Приложение 4 опубликовано не полностью, т.к. превышает допустимый объем, находится у автора/!
- Бесплатное образование
- Активность в приобретении знаний
- Уважать мнение всех учащихся и учителей
- Удобное рабочее место
- Посещать школу в предназначенное для этого время
- Защита личной собственности
- Посещение школьных мероприятий
- Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
- Вести себя корректно на переменах и на уроках
- Деловое сотрудничество с учителем
- Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
- Беречь школьное имущество
Ответы: Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12.
5 станция “Жизнь с правами и без…”
Команды получают контрольные листы с таблицей:
В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации;
Во вторую колонку необходимо вписать выбранные из списка номера гражданских прав, которые помогу осуществить эти житейские ситуации. (Приложение 5)
6 станция “Анаграммы”
(из предложенных анаграмм составить слова)
- НОКЕВНИЦЯ (конвенция)
- ГОУСАРДТСОВ (государство)
- ИЖЗНЬ (жизнь)
- РБОАЗОАВИНЕ (образование)
- КЗАОН (закон)
- ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)
- АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)
- СТУЦИКОНЯИТ (конституция)
- СКОКДЕ (кодекс)
- СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)
7 станция “В лабиринте понятий”
Командам раздаются карточки, на которых написаны определения.
Задача команды быстрее соперников подобрать к каждому определению правильное слово и вписать в карточку. Список слов прилагается. (Приложение 6)
Список слов. Трудовой кодекс; Конвенция; Приговор; Преступление, Юридическая ответственность, Гражданские свободы. Презумпция невиновности; Кодекс; Конституция; Право, Вандализм, Демократия.
8 станция “Словесная”
(из предложенного слова составить как можно
больше слов)
Ведущий: Игра окончена. Все команды построились. Слово предоставляется жюри.
(Награждение победителей. Всем участникам игры раздаются памятки. Приложение 7)
Не опубликованные материалы превышают допустимый объем.