Цель: создание условий для усвоения учащимися понятия – смена времён года.
Задачи урока.
Образовательные:
- выявление взаимосвязи между вращением Земли и смены времен года;
- ознакомление учащихся с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года;
- обеспечение усвоения новых понятий, явлений.
Развивающие:
- развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности;
- развитие внимания, речи;
- развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.
Воспитательные:
- стимулировать к поиску новых знаний;
- воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
личностные:
- проявлять положительное отношение к изучению окружающего мира, к учебному материалу;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- слышать другое мнение и принимать его;
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
регулятивные:
- организовывать своё рабочее место;
- определять проблему урока;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- выполнять самопроверку учебного задания;
- контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;
познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации;
- осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;
- выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи смены времён года;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- строить понятные высказывания;
- выполнять правила учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками, включая работу в группах.
- объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: традиционная.
Методы обучения:
• практические (работа с глобусом, лампой, карточками),
• наглядные (работа с текстами учебника, иллюстрациями, изображениями, моделями),
• словесные (беседа, рассказ, дискуссия),
• частично-поисковые - сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).
Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения:
• Информационный материал:
А.А. Вахрушев и др. “Окружающий мир. 2 класс” ч.2, издательство “Баласс”, 2011 г.,
А.А.Вахрушев и др. “Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь”, издательство “Баласс”, 2012 г.
• Демонстрационный материал: мультимедийная презентация (включает рисунок 2 - на сайте Yandex, рисунки – отсканированные страницы учебника).
Оборудование:
Автоматизированное рабочее место учителя,(компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором, лампа, глобусы, теллурий).
Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализация знаний, постановка цели, введение знаний, первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, включая рефлексию.
Ход урока
Этапы урока/Деятельность учителя
I. Организационный момент.
Дидактическая задача этапа - подготовить учащихся к работе на уроке, организовать внимание всех учащихся.
- Прочитайте девиз урока хором.
Приложение 2 <Слайд 2>
- Какая цель стоит перед нами?
II. Актуализация опорных знаний.
Задача: актуализировать знания детей для восприятия нового материала.
А) - Чтобы открыть новое, что необходимо?
- Послушайте сказку Владимира Ивановича Даля “Старик – годовик”. Но это непростая сказка, а сказка – загадка.
- Какую цель поставите перед собой?
- Так кто же из вас сумел отгадать загадки?
- О каких явлениях в природе говорится в сказке? (Cмена дня и ночи, смена времён года)
- О каком явлении мы говорили на прошлом уроке? (Смене дня и ночи)
- От чего происходит смена дня и ночи? (Движение Земли вокруг своей оси)
<Слайд 3>
Б) Введение в проблему урока.
- Какие движения Земли вы знаете ещё? (Движение Земли вокруг Солнца).
- На какой вопрос мы должны найти ответ? (К чему приводит движение Земли вокруг Солнца).
<Слайд 4>
- Какие ещё вопросы у вас возникают глядя на эти иллюстрации?(Составление плана урока).
1.Что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца?”
2. Какие изменения происходят в живой природе?
3. Почему летом тепло, а зимой холодно?
<Слайд 5>
III. Формулировка темы и цели урока.
Задачей этого этапа является формирование навыков целеполагания учащихся, осознанной потребности в усвоении знаний и умений.
Учитель направляет мыслительную деятельность учащихся и подводит учащихся к возможным предположениям:
IV. Изучение нового материала.
Задачей этого этапа является введение новых понятий.
- Попробуем решить поставленные перед нами задачи.
- Вашему вниманию предлагаются конверты с заданием. Обсудите и скажите, каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?
- Легко ли было ответить на вопросы?
- Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, предлагаю провести исследование.
На столе стоит лампа и глобус.
- Какую роль будет играть лампа?
- Представьте сначала, что поверхность Земли – это ваша рука. Включим лампу. Поднесём руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? (Руке очень тепло).
- Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете?(Руке уже не так тепло).
- Верните в начальное положение. Что теперь?
- Опустите вниз. Тепло ли руке?
- Почему?
- Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случаях.(В первом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случаях лучи падают наискосок.)
- Так почему в первом положении руке было теплее? (Потому что лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла).
- Проделаем такой же опыт при помощи прибора, который называется – теллурий.
- А помогут нам провести исследование учёные из научно - исследовательского института, профессора - (Ф.И.О. ученика) и (Ф.И.О. ученицы).
Профессор 1: У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля. Ось вращения Земли всегда наклонена к Полярной звезде.
- Проведём опыт с исследователем из первой группы.
- Куда смотрит ось Земли: на Солнце или от него?
- Как вы думаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?
- Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в северном полушарии или южном.
- Какое время года в северном полушарии?
- А в южном?
Профессор 2: Приглашается исследователь из другой команды. Передвинь глобус вокруг Солнца.
Ось Земли смотрит на Солнце или от Солнца?
- Где теплее при таком положении Земли: в северном или южном полушарии?
- Какое время года в северном полушарии, а какое в южном?
- Попробуйте сделать вывод. Почему так произошло?
А) Профессор 1: Продолжите самостоятельное исследование. Поможет вам учебник, с.59. Найдите ответ на вопрос: что происходит с продолжительностью дня в разные времена года?
Учитель: Уважаемые профессора присоединяйтесь к юным исследователям.
- Что происходит с продолжительностью дня в разные времена года?
- Почему летом день длится дольше? (Наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые)
- Почему зимой холодно? (Наше полушарие повёрнуто от Солнца, поэтому дни короткие, лучи косые)
- Что произойдёт, когда Земля совершит полный круг вокруг Солнца? (Смена времён года)
- За какой период это произойдет? (365 дней)
- Рассмотрите рисунок.
<Слайд 6>
V. Закрепление пройденного.
Образовательная задача этапа - обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.
Самостоятельная работа.
- Какой вопрос у нас остался без ответа?
- Найдёте ответ на этот вопрос, выполнив задания в группах.
- Оцените работу групп. Какая группа справилась лучше?
- Эти задания помогут установить вам причинно – следственные связи.
<Слайд 7>
Вывод: Жизнь природы изменяется по сезонам. Меняется время года, меняется температура, соответственно меняется жизнь растений и животных. Животные и растения приспосабливаются к природным изменениям, чтобы выжить.
- Вернитесь к заданиям, которые получила каждая группа в начале урока. Как бы вы сейчас ответили на эти вопросы?
VI. Рефлексия, подведение итогов урока.
Цель этапа – помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка.
- Подходит к концу наш урок.
- Вспомните, какие проблемы ставили в начале урока.
- Удалось ли их решить?
- Чему научились? Что нового узнали? Что повторили?
- В как вы оцените свою деятельность на уроке? Используйте одну из звёзд: красную, синюю, жёлтую (закрашивание в еженедельнике).
<Слайд 8>
- Кто раскрасил звезду синим цветом? Почему?
- Кто жёлтым? Почему? Какие выводы для себя сделали?
- Кто закрасил красным? В чём причина неудачи? Какая помощь необходима и от кого? Домашнее задание.
Задача: закрепить полученные знания при выполнении домашнего задания.
1. Дополнительный материал для любознательных с.62-63 в учебнике.
2. Узнать есть ли место на нашей планете, где бывает только ночь или день, зима или лето.
- Урок окончен. Спасибо за труд!
Приложение (Таблица)
Приложение 3 (Карточки)