Урок окружающего мира по теме "Смена времен года"

Разделы: Начальная школа


Цель: создание условий для усвоения учащимися понятия – смена времён года.

Задачи урока.

Образовательные:

- выявление взаимосвязи между вращением Земли и смены времен года;

- ознакомление учащихся с вращением Земли вокруг Солнца как причине смены времен года;

- обеспечение усвоения новых понятий, явлений.

Развивающие:

- развитие навыка познавательной, частично-поисковой исследовательской деятельности;

- развитие внимания, речи;

- развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.

Воспитательные:

- стимулировать к поиску новых знаний;

- воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия):

личностные:

- проявлять положительное отношение к изучению окружающего мира, к учебному материалу;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

- слышать другое мнение и принимать его;

- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

регулятивные:

- организовывать своё рабочее место;

- определять проблему урока;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- выполнять самопроверку учебного задания;

- контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;

познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации;

- осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;

- выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи смены времён года;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные высказывания;

- выполнять правила учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками, включая работу в группах.

- объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения:

практические (работа с глобусом, лампой, карточками),

наглядные (работа с текстами учебника, иллюстрациями, изображениями, моделями),

словесные (беседа, рассказ, дискуссия),

частично-поисковые - сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций).

Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

Информационный материал:

А.А. Вахрушев и др. “Окружающий мир. 2 класс” ч.2, издательство “Баласс”, 2011 г.,

А.А.Вахрушев и др. “Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь”, издательство “Баласс”, 2012 г.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация (включает рисунок 2 - на сайте Yandex, рисунки – отсканированные страницы учебника).

Оборудование:

Автоматизированное рабочее место учителя,(компьютер, интерактивная доска с мультимедийным проектором, лампа, глобусы, теллурий).

Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализация знаний, постановка цели, введение знаний, первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, включая рефлексию.

Ход урока

Этапы урока/Деятельность учителя

I. Организационный момент.

Дидактическая задача этапа - подготовить учащихся к работе на уроке, организовать внимание всех учащихся.

- Прочитайте девиз урока хором.

Приложение 2 <Слайд 2>

- Какая цель стоит перед нами?

II. Актуализация опорных знаний.

Задача: актуализировать знания детей для восприятия нового материала.

А) - Чтобы открыть новое, что необходимо?

- Послушайте сказку Владимира Ивановича Даля “Старик – годовик”. Но это непростая сказка, а сказка – загадка.

- Какую цель поставите перед собой?

Приложение 1

- Так кто же из вас сумел отгадать загадки?

- О каких явлениях в природе говорится в сказке? (Cмена дня и ночи, смена времён года)

- О каком явлении мы говорили на прошлом уроке? (Смене дня и ночи)

- От чего происходит смена дня и ночи? (Движение Земли вокруг своей оси)

<Слайд 3>

Б) Введение в проблему урока.

- Какие движения Земли вы знаете ещё? (Движение Земли вокруг Солнца).

- На какой вопрос мы должны найти ответ? (К чему приводит движение Земли вокруг Солнца).

<Слайд 4>

- Какие ещё вопросы у вас возникают глядя на эти иллюстрации?(Составление плана урока).

1.Что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца?”

2. Какие изменения происходят в живой природе?

3. Почему летом тепло, а зимой холодно?

<Слайд 5>

III. Формулировка темы и цели урока.

Задачей этого этапа является формирование навыков целеполагания учащихся, осознанной потребности в усвоении знаний и умений.

Учитель направляет мыслительную деятельность учащихся и подводит учащихся к возможным предположениям:

IV. Изучение нового материала.

Задачей этого этапа является введение новых понятий.

- Попробуем решить поставленные перед нами задачи.

- Вашему вниманию предлагаются конверты с заданием. Обсудите и скажите, каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?

- Легко ли было ответить на вопросы?

- Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, предлагаю провести исследование.

На столе стоит лампа и глобус.

- Какую роль будет играть лампа?

- Представьте сначала, что поверхность Земли – это ваша рука. Включим лампу. Поднесём руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете? (Руке очень тепло).

- Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете?(Руке уже не так тепло).

- Верните в начальное положение. Что теперь?

- Опустите вниз. Тепло ли руке?

- Почему?

- Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем случаях.(В первом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случаях лучи падают наискосок.)

- Так почему в первом положении руке было теплее? (Потому что лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла).

- Проделаем такой же опыт при помощи прибора, который называется – теллурий.

- А помогут нам провести исследование учёные из научно - исследовательского института, профессора  - (Ф.И.О. ученика) и (Ф.И.О. ученицы).

Профессор 1: У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля. Ось вращения Земли всегда наклонена к Полярной звезде.

- Проведём опыт с исследователем из первой группы.

- Куда смотрит ось Земли: на Солнце или от него?

- Как вы думаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?

- Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в северном полушарии или южном.

- Какое время года в северном полушарии?

- А в южном?

Профессор 2: Приглашается исследователь из другой команды. Передвинь глобус вокруг Солнца.

Ось Земли смотрит на Солнце или от Солнца?

- Где теплее при таком положении Земли: в северном или южном полушарии?

- Какое время года в северном полушарии, а какое в южном?

- Попробуйте сделать вывод. Почему так произошло?

А) Профессор 1: Продолжите самостоятельное исследование. Поможет вам учебник, с.59. Найдите ответ на вопрос: что происходит с продолжительностью дня в разные времена года?

Учитель: Уважаемые профессора присоединяйтесь к юным исследователям.

- Что происходит с продолжительностью дня в разные времена года?

- Почему летом день длится дольше? (Наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые)

- Почему зимой холодно? (Наше полушарие повёрнуто от Солнца, поэтому дни короткие, лучи косые)

- Что произойдёт, когда Земля совершит полный круг вокруг Солнца? (Смена времён года)

- За какой период это произойдет? (365 дней)

- Рассмотрите рисунок.

<Слайд 6>

V. Закрепление пройденного.

Образовательная задача этапа - обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.

Самостоятельная работа.

- Какой вопрос у нас остался без ответа?

- Найдёте ответ на этот вопрос, выполнив задания в группах.

- Оцените работу групп. Какая группа справилась лучше?

- Эти задания помогут установить вам причинно – следственные связи.

<Слайд 7>

Вывод: Жизнь природы изменяется по сезонам. Меняется время года, меняется температура, соответственно меняется жизнь растений и животных. Животные и растения приспосабливаются к природным изменениям, чтобы выжить.

- Вернитесь к заданиям, которые получила каждая группа в начале урока. Как бы вы сейчас ответили на эти вопросы?

VI. Рефлексия, подведение итогов урока.

Цель этапа – помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка.

- Подходит к концу наш урок.

- Вспомните, какие проблемы ставили в начале урока.

- Удалось ли их решить?

- Чему научились? Что нового узнали? Что повторили?

- В как вы оцените свою деятельность на уроке? Используйте одну из звёзд: красную, синюю, жёлтую (закрашивание в еженедельнике).

<Слайд 8>

- Кто раскрасил звезду синим цветом? Почему?

- Кто жёлтым? Почему? Какие выводы для себя сделали?

- Кто закрасил красным? В чём причина неудачи? Какая помощь необходима и от кого? Домашнее задание.

Задача: закрепить полученные знания при выполнении домашнего задания.

1. Дополнительный материал для любознательных с.62-63 в учебнике.

2. Узнать есть ли место на нашей планете, где бывает только ночь или день, зима или лето.

- Урок окончен. Спасибо за труд!

Приложение (Таблица)

Приложение 3 (Карточки)