Цели: познакомить с буквой О, о; учить выполнять звукобуквенный анализ слов; развивать речь, мышление, память.
Оборудование: предметные картинки, свеча, схемы, альбомные листы, конвертики с фасолью, раздаточные карточки для индивидуальной работы, образец письма буквы О (о), рисунки “На что похожа буква О”, учебник “Букварь”.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудр
При встрече здороваться:
– Доброе утро!
– Доброе утро − солнцу и птицам!
– Доброе утро − улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Ритмическая часть. Психологический настрой (движение по кругу, держась за руки).
Тихо, тихо, очень тихо
Мы по кругу все пройдем.
Тихо, тихо, очень тихо
Мы усядемся вдвоем.
Просидим мы очень тихо
Может час, а может два.
Говорить мы будем тихо
Очень тихие слова (пальчик к губам).
Объявление темы и постановка целей урока.
– Сегодня мы продолжаем путешествие по “Букварю”, познакомимся с новой буквой и ее секретами.
Работа по теме урока. Работа по учебнику, с 36–37.
Знакомство с буквой О, о.
Свечка, свечечка зажгись,
Ярким светом загорись.
Сказка, в гости к нам явись.
Свечка зажигается, сказка начинается. (Зажигаю свечу.)
– А теперь приготовьтесь слушать сказку.
Сказка.
(Читаю сказку. На доске – картина к сказке.)
Жил на свете велосипед. Но он был никому не нужен, так как был старым.
Спицы его давно перестали блестеть, сиденье его провалилось, колес вообще не было.
Только звонок иногда тихо и грустно позвякивал. Так и стоял велосипед в чулане, заваленный разными вещами.
– А как было весело и радостно ездить по двору, катать ребятишек, – вспоминал велосипед. – Кто бы меня почистил, отремонтировал сиденье, колеса поставил.
Слова велосипеда услышал мальчик, который жил в этой квартире. Он достал старый велосипед. Папа помог поставить колеса, почистить. И велосипед опять стал ездить по двору, катать ребятишек, и теперь его звонкая трель далеко была слышна.
Сказка затихает, свечка потухает.
– Какой велосипед был? Опишите.
– Какой велосипед стал? Опишите.
– От чего может быть радостно?
– Сколько колес у велосипеда?
– Колеса одинаковые или разные?
– Кто увидел гостью? (Обвести мелом другого цвета.)
– Давайте нарисуем портрет буквы О. (Рисую на доске большую букву “О”, затем в воздухе. (Плакат.)
Встаньте и нарисуйте букву “О” в воздухе такую большую, какая у вас получится.
– Теперь нарисуйте портрет “О” на альбомном листе.
– Покажите, буква “О” очень рада.
– Нужна нам буква “О”? Она есть во многих словах.
Игра “Золотые ворота”.
(Выбираю 2 человек, которые будут воротами.)
Золотые ворота,
Пропустите меня
Я и сам пройду, и слово произнесу. (Называю слово “очки”.)
(Через ворота проходит каждый ученик и называет слово с буквой О.)
Звуковой анализ слова “полка”. Знакомство с буквой О (о).
– Отгадайте, какое слово живет в этом домике.
(На доске схема.)
– Туда мы ставим книги, посуду.
– Проверим, что нужно сделать?
(Прочитать, ведя указкой по домикам для звуков.)
Игра “Живые звуки”.
(5 человек у доски.)
– Наши звуки встали в ряд и сейчас заговорят. Остальные – контролеры, если услышат ошибку, должны поймать её, хлопнув в ладоши.
– Звуки, представьтесь и расскажите о себе.
1-й ученик. Полка – первый звук [п], твердый согласный. (Ставит синюю фишку.)
– У него есть мягкая пара? Какая?
2-й ученик. Пооолка – второй звук [о], это гласный звук. (Ставит красную фишку.)
– Гласный звук [о] после твердого согласного обозначается буквой “о”, поэтому вместо фишки мы уже можем поставить букву.
(На доске красную фишку променять на букву “о”.)
3-й ученик. Полллка – третий звук [л], это твердый согласный звук. (Ставит синюю фишку.)
– Какая мягкая пара у этого звука?
4-й ученик. ПолКа – четвертый звук [к], твердый согласный звук. (Ставит синюю фишку.)
– Назови мягкую пару этого звука.
5-й ученик. Полкааа – последний звук, гласный [а], в этом слове он стоит после твердого согласного, его нужно обозначить буквой “а”. (Ставит строчную букву “а”.)
– Спасибо нашим звукам. Все сказали, не забыли и на место поспешили.
– Итак, мы узнали букву “о”. (Карточка с буквами О, о.)
Правило: после твердого согласного звук [о] обозначается буквой “о”.
“На что похожа буква” (Стишки про букву “о”.)
(На доску прикрепляются рисунки по ходу прочтения стихов.)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(Е. Тарлапан)Посмотри на колесо –
И увидишь букву О.
(А. Шибаев)В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
(В. Степанов)О – как обруч, захочу –
По дороге покачу.
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
(Г. Виеру)
– Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Вы сегодня обезьянки.
По-английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И пожмем соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.
– Кто запомнил, повторяйте за мной. (Еще раз повторяю слова и движения.)
– Ребята, у вас на столах конвертики с фасолью. Давайте выложим букву “О” из фасолинок.
– Молодцы! Какие чудесные буквы у вас получились!
Составление по схеме различных имен с изученными буквами.
– Рассмотрите схему на с. 36. Как вы думаете, какое имя может быть у девочки?
– Посмотрите на буквы и скажите, какие имена можно составить с буквами, обозначающими гласные звуки, чтобы они соответствовали предложенной схеме. (Каждый вариант имени, который предлагают дети, анализируется с опорой на схему слова.)
– Почему имя Яна не подойдет?
– Я предлагаю остановиться на имени Оля, потому что букву “О” только сегодня узнали.
Дифференцированная работа, с. 37.
Звуковой анализ слов “стол” и “столик”.
– Определите, какая схема соответствует слову “стол”, а какая слову “столик”. Докажите ответ (выполните звуковой анализ слов).
– “Прочитать” каждое слово по схеме звукового состава слов.
– Определите, какое слово длиннее: “стол” или “столик”.
– Какое слово короче? В каком случае говорят “стол”, а в каком “столик”?
Название слов со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам).
Игра “Где в словах звук [о]?” (по схемам).
– Рассмотрите картинки. Все предметы художник расположил в два столбца. Определите, какой столбец левый, а какой правый. Покажите сначала правый столбец. Теперь левый.
– Назовите каждый предмет, расположенный в левом столбце, двигаясь сверху вниз.
– Назовите каждый предмет, двигаясь снизу вверх.
– Что обозначают схемы?
– Определите, какие слова соответствуют первой схеме?
– Назовите другие слова, которые бы начинались на букву “о”.
– Определите, какие слова соответствуют второй схеме?
– Назовите другие слова, в которых буква “о” стоит в середине слова.
– Определите, какие слова соответствуют третьей схеме?
– Назовите слова, которые заканчивались бы на букву “о”.
Игра “Согласен – не согласен”.
– Сегодня мы познакомились с буквой “О”?
– Эта буква обозначает согласный звук?
– После твердого согласного звук [о] обозначаем буквой “о”?
– Имя Оля начинается со звука [о], и чтобы его обозначить, нужно взять строчную букву “о”?
Итог урока.
Завершился наш урок.
И подводим мы итог.
– С каким звуком познакомились на уроке?
– Какой буквой обозначается этот звук?
– Найдем место буквы в “Алфавите”. Где она живет?
Прощание.
Пусть живут здесь вместе с нами
Наши добрые дела,
А плохие пусть уходят,
Мы их гоним со двора.