Проект "Филаментальные возможности развития речи и произношения"

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (367 кБ)


Данное пособие носит исключительно практический характер. Оно предназначено, прежде всего, для логопедов, учителей и воспитателей школ глухих и слабослышащих воспитателям детских садов, а также родителям, которые без труда также могут заниматься по этой книге.

Речевой материал, находящийся в этой книге не уводит детей от школьной программы, а наоборот динамично дополняет её, так как многие задания даются в игровой форме и направлены на развитие логического мышления смекалки, сообразительности.

Книга хорошо иллюстрирована. Материал дается по нескольким разделам (направлениям).

В первом разделе представлен прием «комбинированного разложения слов» или прием разложения слов на составляющие его звуко –буквенные выражения. Этот прием удобен тем, что на примере одного слова логопед может обучать ребенка произношению многих звуков, составляющих данное слово. Работая по данному разделу не рекомендуется спешить, переходить от одного слова к другому следует не спеша, необходимо усвоить правильное произношение всех звуков слова. В разделе представлены слова на звуки С, З, Ш, Ж. Но, используя предлагаемую методику, учитель легко может в дальнейшем и сам работать с любыми словами по предложенной схеме. Учите детей не бояться говорить, со словами можно играть и дружить с ними.

Метод разложения слова, как состав числа, позволит детям расслабиться и немного поиграть со словами. Начинать тренировать детей необходимо с простых слов. : папа мама, дом. Конечно, необходимо дать первые сведения о гласных и согласных звуках. Использование этого метода в практике позволяет развивать зрительный анализатор, логическое мышление, произношение. В книге дается образец использования данного метода.

В следующем (3 разделе) впервые представлен прием составления и чтения слова по контуру предмета. Он направлен на развитие речи, мышления, как логического так и абстрактного, памяти, сообразительности. Развивает зрительный анализатор, навыки рисования различных предметов. Буквы по контуру предмета необходимо распределить так, чтобы все они вписались в контур нарисованного предмета, часть может распределиться внутри предмета, но так, чтобы не осталось ни одной лишней буквы.

Варианты распределения букв по контуру предмета могут быть самыми различными, поэтому часть рисунков данного раздела деется без готового ответа, на сообразительность ребенка и его самостоятельную деятельность. Он сам должен расставить буквы и прочитать слово. В этом же разделе даются такие задания, как составь слово из букв по образцу.

Если ребенок затрудняется, то в конце книги даются списки слов. Списки этих слов можно дополнить самим. Для закрепления слов в речи, предлагаемых в данном разделе даются небольшие стишки-считалки. Дети могут их выучить и использовать в своих играх, конкурсах чтецов. В книге также даются пустые прямоугольники, в которых ребенку дается проявить свое личное творчество и фантазию. Он может нарисовать здесь любой предмет, название которого начинается на данную букву. Расставить буквы по контуру предмета, прочитать слово.

Задача учителя, объяснить или помочь ребенку, если он затрудняется в выполнении данного задания. Спешить не надо, работать необходимо вдумчиво и внимательно. В конце данного раздела дается игра «Улитка» – на угадывание и составление слов. Здесь даются начальные и конечные буквы слов, надо угадать, какое слово, сколько букв. Ответы можно найти в конце книги. Но, если вы придумали другое слово, совпадающее с начальными и конечными буквами, пожалуйста, впишите свое слово. «Улитка» составляется очень просто. Ставите точку ручкой или карандашом на листе и по часовой стрелке начинаете вести линию по кругу, постепенно увеличивая размеры «Улитки». В центре ставите любую букву, это будет начало первого слова, затем отсчитываете количество клеток, каждая клетка, соответствует одной букве, и в конце слова ставите букву, на которую заканчивается слово. Эта буква будет началом следующего слова. И так далее. Можно не составлять сразу большую «Улитку», можно потренироваться на маленькой.

В последующем разделе: слово – глагол, слово – местоимение, слово– прилагательное, и т.д. – учимся задавать вопросы, отвечать на вопросы. Даются наиболее типичные случаи употребления этих слов, где дети чаще всего ошибаются.

Разнообразие тренировочных упражнений и задания данной книги будут способствовать быстрому усвоению и запоминанию слов. Большое внимание уделяется обучению детей описывать любой предмет в мельчайших подробностях.

Учитель может составлять с детьми короткие рассказы- описания, опираясь на образцы предлагаемой методики в книге.

В конце книги дается дополнительный материал в рисунках, направленный на закрепление полученных навыков развития речи и произношения.

Только конкретность и точность в работе со словом, может принести хорошие результаты. К этому выводу пришла автор книги в результате многолетней работы логопедом в специальной школе. Этим опытом и делится автор с Вами, дорогие читатели!

Практический тренинг произношения и развития речи