Мастер-класс для классных руководителей "Ролевая маска"

Разделы: Классное руководство


Цель: представление наиболее результативных элементов методического приема “Ролевая маска”, обеспечивающего эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Ход мастер-класса

В руках у учителя две театральные маски, он прикладывает к лицу маску с печальным выражением и под музыку читает стихотворение:

Сказал Шекспир:

“Весь мир – театр, а люди в нем – актеры!
Кто плут, кто – шут, а кто простак, мудрец или герой”.

А потому, давайте мы поспорим.

Поищем в жизни роль свою, и слепим образ свой!

Поищем в жизни роль свою. Довольно часто, чтобы понять другого человека, разобраться в себе, найти выход из сложившейся ситуации, нам необходимо посмотреть на эту ситуацию со стороны, стать на место другого человека. В этом может помочь такой нестандартный прием, как “Ролевая маска”. Прием относится к группе коммуникативных форм работы. “Ролевая маска” – прием активного обучения и воспитания, который характеризуется основными признаками:

- наличие задачи, проблемы, распределение ролей между участниками их решения;

- взаимодействие участников занятия обычно происходит посредством проведения дискуссии, каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

- ввод классным руководителем в процессе обсуждения корректирующих условий (Так, классный руководитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло);

- оценка результатов обсуждения и подведение итогов классным руководителем.

В своем мастер-классе мы хотим показать, как практически действует прием “Ролевая маска” в работе как с детьми, так и с родителями. Для обыгрывания ситуаций мы берем случаи из жизни ребят и их семей.

УС1. В классе, возможно, и у Вас была подобная ситуация: один мальчик, физически крепкий, постоянно обижал другого: обзывал, толкал руками, забирал вещи. Это наблюдали все ребята в классе. Беседы с обидчиком не приводили к положительному результату. Поэтому на классном часе я решила разыграть этот случай в виде сценки. Попросила двух ребят примерить роли обидчика и обижаемого ребенка. Потом я задала вопрос:

- Что испытывает ребенок, который толкал? Которого толкали?

Затем предложила поменяться ролями. После этого я попросила определить свою роль сидящих в классе детей, на глазах которых происходило действие. Оказалось, что в данной ситуации было не две, а три роли, три маски: обидчика, обиженного и равнодушных людей. При обсуждении ситуации мы выясняли, что страшнее: обижать или быть равнодушным и способствовать несправедливости в мире.

Преимущество этого приема в том, что проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов позволяют лучше понять мотивы поведения как участника, чья роль проигрывается, так и мотивы противоположной стороны. Этот прием наглядно помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в жизненных ситуациях. Прием “Ролевая маска” является универсальным и может применяться во всех направлениях воспитательной работы.

УС2. При воспитании здорового образа жизни и нравственного облика человека можно провести игру “Шприц”, используя прием “Ролевая маска”.

Уважаемые коллеги, просим Вас помочь нам в этой игре (помогает фокус-группа). Вы получите шприц. Вам необходимо примерить на себе две маски: роль человека, который хочет попробовать наркотик и который категорически против этого. При этом вам необходимо обосновывать свой ответ (Участники мастер-класса, стоя в кругу, передают друг другу шприц, придумывая варианты отказа от принятия наркотика и варианты предложения его попробовать).

В обычной жизни дети бывают скрытными, а когда они надевают маску, то легко высказывают свои мысли от чужого лица. Нам как классным руководителям это помогает увидеть истинную картину в классе и вовремя оказать помощь ребятам. Кроме того, человеку необходимо научиться принимать важные для него решения, чтобы в ситуации выбора он смог сказать “нет”.

УС3. Эффективен прием “Ролевая маска” и на родительских собраниях. Представьте, что у нас собрание на тему “Как понять своего ребенка?”.

Для показа приема нам нужен помощник.

– Вы (слушатель в аудитории) примерите на себе маску ребенка.

А Вы, уважаемые коллеги, - маску родителей.

Игра - сценка “Ребенок-статуя”.

- Уважаемые родители! Говорите ли вы своему ребенку: не ходи во двор, не гуляй с друзьями, стой смирно?

Ответы слушателей в роли родителей.

- Что мы делаем с ребенком?

- Ограничиваем движение.

(лентой связываем ноги помощнику)

- Уважаемые родители! Говорите ли вы своему ребенку: положи, не трогай, не лезь руками?

- Что мы делаем?

- Связываем руки.

(лентой связываем руки)

- Говорите ли вы своим детям: не слушай музыку, не слушай советы друзей?

- Что мы делаем?

- Лишаем информации.

(лентой завязываем уши)

- Скажите, говорите ли вы детям закрой рот, молчи, не лезь в разговоры?

- Что мы делаем?

- Лишаем возможности высказаться.

(завязываем рот)

- Уважаемые родители, а говорите ли вы такое: не смотри эти фильмы, не смотри по сторонам?

- Что мы делаем?

- Лишаем ориентации.

(завязываем глаза).

В результате ребенок оказывается весь связанный, не может двигаться, говорить, слушать, ничего не видит!

- Как Вы чувствуете себя в таком положении?

Ответы слушателей в роли родителей.

В данной ситуации мы применяем прием “Ролевая маска”, для того чтобы родители прочувствовали на себе состояние ребенка, которому все запрещают.

Таким образом, прием “Ролевая маска” наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных воспитательных задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобных задач является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны, и позволяет эффективно решить или предотвратить различные проблемные ситуации в классе и в семье.

В руках у учителя две театральные маски, он прикладывает к лицу маску с веселым выражением и под музыку читает стихотворение:

Наш мир – это зал! Наша жизнь – это сцена,
Где смешались смех и слезы, горе и любовь.
Но, хоть сотню жизней проживи одновременно,
Будь и оставайся ты всегда самим собой.