Интегрированный урок (химия + английский язык) по теме "Периодический закон Д.И. Менделеева". 11-й класс

Разделы: Химия, Иностранные языки

Класс: 11


Место урока в системе уроков по теме и база знаний:

  1. Заключительный урок по теме в 11 классе.
  2. Учащиеся уже имеют представление об основных понятиях темы.
  3. Учащиеся знакомы с приемами работы в группах и имеют навыки работы по формированию ключевых компетенций.
  4. Учащиеся имеют определенные базовые знания по предмету английский язык.

Тип урока – комбинированный урок.

Методы обучения: беседа, применение ИКТ, эвристический, практический, объяснительно – иллюстративный.

Цель урока: организация обобщения и систематизации знаний по теме “Периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева”.

Задачи урока:

Образовательные

  • Закрепление знаний по изученной теме путём совершенствования ключевых компетенций.
  • Осуществление межпредметных связей химии и английского языка.
  • Формирование мотивации к изучению разных предметов – химии и английского языка.
  • Расширение представлений о личности русского ученого Д.И.Менделеева.

Воспитательные

  • Развитие чувства патриотизма, гордости за достижения российской науки.
  • Формирование ответственности за свою работу и работу в группе.
  • Формирование чувства уважения к точке зрения собеседника.
  • Способствовать формированию нравственно – эстетической отзывчивости.

Развивающие

  • Развитие атмосферы творчества.
  • Расширение кругозора.
  • Развитие компетенций применения компьютерных технологий, применения программ Microsoft Word, Power Point.
  • Развитие активности и самостоятельности.
  • Развитие коммуникативных компетенций, умения работать фронтально и индивидуально.

Общедидактические принципы, используемые на уроке:

  • Принцип сознательности и активности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип здоровьесбережения.

Предварительная подготовка:

  1. Созданы презентации.
  2. Выбран учебник химии на английском языке.
  3. Подобраны вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся.
  4. Подготовлен и распечатан раздаточный материал.
  5. Подготовлена разминка для физкультпаузы.
  6. Учащимся предложены различные домашние задания творческого характера.
  7. Создана технологическая карта урока.

Материалы для проведения урока:

  1. Мультимедийный проектор с экраном.
  2. Раздаточный материал.
  3. Учебник химии (на английском языке).
  4. Магниты для работы у доски.
  5. Призовые жетоны – игрушки для игры.

Основные этапы урока

  1. Вступление. Приветствие учащихся, сообщение о том, что данный урок – заключительный по данной теме и нам предстоит большая работа. Работать будем в группах и индивидуально.
  2. Работа с листами индивидуальных рабочих карт ученика – подписать и заполнить клетки кроссворда. Время работы – 5 минут.
  3. Самопроверка кроссворда при помощи презентации (приложение №2). Выставление полученных баллов.
  4. Выполнение задания ВЫПОЛНЯЕМ - ОБСУЖДАЕМ. Каждому члену группы предлагается ответить устно на один из вопросов (приложение №5), затем организуем взаимопроверку у соседа справа. Полученные оценки выставляются в индивидуальную рабочую карту.

Предлагаемые вопросы для беседы:

1. Каков физический смысл номера элемента?

2. Каков физический смысл номера группы?

3. Каков физический смысл номера периода?

4. Какая группа называется главной?

5. Какая группа называется побочной?

6. У какого из элементов сильнее металлические свойства – К или Ca? Почему?

7. У какого из элементов сильнее неметаллические свойства – P или S? Почему?

8. Что называется периодом?

5. Организация стадии вызова (приложение №2, слайды 3–16). Мы много уже говорили и о строении атома, и истории открытия периодического закона, о графических вариантах его представления, о законах диалектики и даже понятии валентность, которое тоже было связано с именем Д.И.Менделеева. Но, тем не менее, что – то осталось недосказанным. Что бы вам хотелось узнать еще?

Возможные варианты ответов учащихся:

- изучают ли периодический закон в других странах?

- получил ли Менделеев Нобелевскую премию?

- что за человек был этот Менделеев?

6. Хорошо, давайте двигаться в этом направлении. Сейчас я покажу вам книгу (демонстрация учебника химии на английском языке), книга представляется – это тоже учебник химии, но он предназначен не для русских школьников. Давайте посмотрим, что вы видите на одной из страниц? – периодическую систему. Значит, периодический закон используется учеными всех стран. И важно правильно переводить основные положения химической теории. Такой перевод сделали ученики 7 класса. Но при этом, будем снисходительны, они допустили несколько ошибок. Какие это ошибки? Вам предстоит найти их.

7. Идет работа с текстом учебника – химия на английском языке.

Учащиеся, работая в группах, находят ошибки, сделанные в переводе. После этого происходит проверка их работы.

8. Проведение физкультпаузы. Учащиеся встают со своих рабочих мест и делают движения под следующие слоганы:

Слоганы Движения
РАЗ – ДВА, руки в горизонтали, Одновременные резкие движения двумя руками вправо и влево.
ТРИ – ЧЕТЫРЕ, руки по вертикали. Одновременные резкие движения двумя руками вверх и вниз.
Помни, период – это горизонталь, Руки на пояс, наклоны вправо и влево.
Ну, а группа – это вертикаль! Руки вверх, прыжки на месте.

9. Проведение игры, посвященной предстоящему празднику – Новому году.

Нам нужно срочно украсить елочку, ведь праздник не за горами. Каждый, кто правильно отвечает на вопрос, получает право повесить игрушку на елочку. Работа с презентацией “Игра”.

Вопросы, заданные учащимся на английском языке Перевод вопросов на русский язык
1. What did D. I. Mendeleev discover? Что открыл Д.И.Менделеев?
2. Is it a period or a group?

Li – Be – B – C – N – O – F - Ne

Это период или группа?
3. Is it a long or short period?

Li – Be – B – C – N – O – F - Ne

Это большой или малый период?
4. Is it a period or a group?

Be – Mg – Ca – Sr – Ba - Ra

Это период или группа?
5. Do metal properties in a group increase or decrease? Металлические свойства в группах увеличиваются или уменьшаются?
6. Is sodium a metal or a non-metal? Натрий – это металл или неметалл?
7. Is sulphur a metal or a non-metal? Сера – металл или неметалл?
8. Do metal properties in a period increase or decrease? Металлические свойства в периодах уменьшаются или увеличиваются?
9. How does a radius of an element`s atom change in groups? Как изменяется радиус атома элемента в пределах группы?
10. How does a radius of an element`s atom change in periods? Как изменяется радиус атома элемента в пределах периода?
11. What is the structure of the atom? Как устроен атом?
12. Does an atom have any charge? Имеет ли атом заряд?
13. What is the charge of an atom”s nucleous? Какой заряд имеет ядро в атоме?
14. What is the charge of an electron ? Какой заряд имеет электрон?
15. What does the  atomic number of an element signify? Что показывает порядковый номер элемента?
16. What does the period number signify? Что показывает номер периода?
17. What does the group number signify? Что показывает номер группы?
18. Is it a main group or a transition element sub–group? Это главная или побочная подгруппа?
19. How many electrons are there in the outer shell of a potassium’s atom? Сколько электронов на внешнем уровне атома натрия?
20. How many electrons are there in the outer shell of a nitrogen’s atom? Сколько электронов на внешнем уровне атома азота?
21. How many electrons does a barium atom have?
  1. Сколько электронов в атоме бария?
22. How many electrons does a magnesium atom have? Сколько электронов в атоме магния?
23. How many periods are there in the periodic system? Сколько периодов в периодической системе?
24. How many groups are there in the periodic system ? Сколько групп в периодической системе?
25. Who did discover the periodic system? Кто автор периодической системы?

10. Продолжение работы с презентацией №1. Итак, мы уже все запомнили, что периодический закон изучают в разных странах, но вот получил ли Менделеев Нобелевскую премию – пока невыяснен. Слайды № 17 – 24.

11. У нас сегодня тоже каждая группа представит своих художников, которые запечатлели свои представления о великом ученом России и прочитает стихи, посвященные Менделееву. Следуют выступления учащихся.

12. Работа с фрагментами биографии Д.И.Менделеева (дидактический материал на столах в каждой группе, приложение №4). Учащиеся читают и высказывают свое мнение, что более всего поразило их при знакомстве с новыми данными о великом ученом, проводя собственную рефлексию.

13. Выступления учащихся с презентацией, посвященной биографии Менделеева.

14. Заполнение индивидуальной рабочей карты ученика, самооценка и рефлексия урока и своего участия.

15. Подведение итогов, пожелание успехов и здоровья, прощание с учащимися.

Приложения.

Литература.

  1. Учебник химии на английском языке A. Sherman, Sharon J. Sherman, Leonard Russikoff. Basic Concepts of Chemistry, Houghton Mifflin Company, Boston, 1992 .
  2. Материалы сайта http://mendeleev.jino-net.ru
  3. Урок – портрет “Д.И.Менделеев”. https://urok.1sept.ru
  4. Бобылева О.Л., Долгачева Е.А. Познавательная игра “И ты можешь стать ученым”. http://www.openclass.ru/io/7/bobyleva