Место урока в системе уроков по теме и база знаний:
- Заключительный урок по теме в 11 классе.
- Учащиеся уже имеют представление об основных понятиях темы.
- Учащиеся знакомы с приемами работы в группах и имеют навыки работы по формированию ключевых компетенций.
- Учащиеся имеют определенные базовые знания по предмету английский язык.
Тип урока – комбинированный урок.
Методы обучения: беседа, применение ИКТ, эвристический, практический, объяснительно – иллюстративный.
Цель урока: организация обобщения и систематизации знаний по теме “Периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева”.
Задачи урока:
Образовательные
- Закрепление знаний по изученной теме путём совершенствования ключевых компетенций.
- Осуществление межпредметных связей химии и английского языка.
- Формирование мотивации к изучению разных предметов – химии и английского языка.
- Расширение представлений о личности русского ученого Д.И.Менделеева.
Воспитательные
- Развитие чувства патриотизма, гордости за достижения российской науки.
- Формирование ответственности за свою работу и работу в группе.
- Формирование чувства уважения к точке зрения собеседника.
- Способствовать формированию нравственно – эстетической отзывчивости.
Развивающие
- Развитие атмосферы творчества.
- Расширение кругозора.
- Развитие компетенций применения компьютерных технологий, применения программ Microsoft Word, Power Point.
- Развитие активности и самостоятельности.
- Развитие коммуникативных компетенций, умения работать фронтально и индивидуально.
Общедидактические принципы, используемые на уроке:
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип наглядности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип здоровьесбережения.
Предварительная подготовка:
- Созданы презентации.
- Выбран учебник химии на английском языке.
- Подобраны вопросы и задания для самостоятельной работы учащихся.
- Подготовлен и распечатан раздаточный материал.
- Подготовлена разминка для физкультпаузы.
- Учащимся предложены различные домашние задания творческого характера.
- Создана технологическая карта урока.
Материалы для проведения урока:
- Мультимедийный проектор с экраном.
- Раздаточный материал.
- Учебник химии (на английском языке).
- Магниты для работы у доски.
- Призовые жетоны – игрушки для игры.
Основные этапы урока
- Вступление. Приветствие учащихся, сообщение о том, что данный урок – заключительный по данной теме и нам предстоит большая работа. Работать будем в группах и индивидуально.
- Работа с листами индивидуальных рабочих карт ученика – подписать и заполнить клетки кроссворда. Время работы – 5 минут.
- Самопроверка кроссворда при помощи презентации (приложение №2). Выставление полученных баллов.
- Выполнение задания ВЫПОЛНЯЕМ - ОБСУЖДАЕМ. Каждому члену группы предлагается ответить устно на один из вопросов (приложение №5), затем организуем взаимопроверку у соседа справа. Полученные оценки выставляются в индивидуальную рабочую карту.
Предлагаемые вопросы для беседы:
1. Каков физический смысл номера элемента?
2. Каков физический смысл номера группы?
3. Каков физический смысл номера периода?
4. Какая группа называется главной?
5. Какая группа называется побочной?
6. У какого из элементов сильнее металлические свойства – К или Ca? Почему?
7. У какого из элементов сильнее неметаллические свойства – P или S? Почему?
8. Что называется периодом?
5. Организация стадии вызова (приложение №2, слайды 3–16). Мы много уже говорили и о строении атома, и истории открытия периодического закона, о графических вариантах его представления, о законах диалектики и даже понятии валентность, которое тоже было связано с именем Д.И.Менделеева. Но, тем не менее, что – то осталось недосказанным. Что бы вам хотелось узнать еще?
Возможные варианты ответов учащихся:
- изучают ли периодический закон в других странах?
- получил ли Менделеев Нобелевскую премию?
- что за человек был этот Менделеев?
6. Хорошо, давайте двигаться в этом направлении. Сейчас я покажу вам книгу (демонстрация учебника химии на английском языке), книга представляется – это тоже учебник химии, но он предназначен не для русских школьников. Давайте посмотрим, что вы видите на одной из страниц? – периодическую систему. Значит, периодический закон используется учеными всех стран. И важно правильно переводить основные положения химической теории. Такой перевод сделали ученики 7 класса. Но при этом, будем снисходительны, они допустили несколько ошибок. Какие это ошибки? Вам предстоит найти их.
7. Идет работа с текстом учебника – химия на английском языке.
Учащиеся, работая в группах, находят ошибки, сделанные в переводе. После этого происходит проверка их работы.
8. Проведение физкультпаузы. Учащиеся встают со своих рабочих мест и делают движения под следующие слоганы:
Слоганы | Движения |
РАЗ – ДВА, руки в горизонтали, | Одновременные резкие движения двумя руками вправо и влево. |
ТРИ – ЧЕТЫРЕ, руки по вертикали. | Одновременные резкие движения двумя руками вверх и вниз. |
Помни, период – это горизонталь, | Руки на пояс, наклоны вправо и влево. |
Ну, а группа – это вертикаль! | Руки вверх, прыжки на месте. |
9. Проведение игры, посвященной предстоящему празднику – Новому году.
Нам нужно срочно украсить елочку, ведь праздник не за горами. Каждый, кто правильно отвечает на вопрос, получает право повесить игрушку на елочку. Работа с презентацией “Игра”.
Вопросы, заданные учащимся на английском языке | Перевод вопросов на русский язык |
1. What did D. I. Mendeleev discover? | Что открыл Д.И.Менделеев? |
2. Is it a period or a group? Li – Be – B – C – N – O – F - Ne |
Это период или группа? |
3. Is it a long or short period? Li – Be – B – C – N – O – F - Ne |
Это большой или малый период? |
4. Is it a period or a group? Be – Mg – Ca – Sr – Ba - Ra |
Это период или группа? |
5. Do metal properties in a group increase or decrease? | Металлические свойства в группах увеличиваются или уменьшаются? |
6. Is sodium a metal or a non-metal? | Натрий – это металл или неметалл? |
7. Is sulphur a metal or a non-metal? | Сера – металл или неметалл? |
8. Do metal properties in a period increase or decrease? | Металлические свойства в периодах уменьшаются или увеличиваются? |
9. How does a radius of an element`s atom change in groups? | Как изменяется радиус атома элемента в пределах группы? |
10. How does a radius of an element`s atom change in periods? | Как изменяется радиус атома элемента в пределах периода? |
11. What is the structure of the atom? | Как устроен атом? |
12. Does an atom have any charge? | Имеет ли атом заряд? |
13. What is the charge of an atom”s nucleous? | Какой заряд имеет ядро в атоме? |
14. What is the charge of an electron ? | Какой заряд имеет электрон? |
15. What does the atomic number of an element signify? | Что показывает порядковый номер элемента? |
16. What does the period number signify? | Что показывает номер периода? |
17. What does the group number signify? | Что показывает номер группы? |
18. Is it a main group or a transition element sub–group? | Это главная или побочная подгруппа? |
19. How many electrons are there in the outer shell of a potassium’s atom? | Сколько электронов на внешнем уровне атома натрия? |
20. How many electrons are there in the outer shell of a nitrogen’s atom? | Сколько электронов на внешнем уровне атома азота? |
21. How many electrons does a barium atom have? |
|
22. How many electrons does a magnesium atom have? | Сколько электронов в атоме магния? |
23. How many periods are there in the periodic system? | Сколько периодов в периодической системе? |
24. How many groups are there in the periodic system ? | Сколько групп в периодической системе? |
25. Who did discover the periodic system? | Кто автор периодической системы? |
10. Продолжение работы с презентацией №1. Итак, мы уже все запомнили, что периодический закон изучают в разных странах, но вот получил ли Менделеев Нобелевскую премию – пока невыяснен. Слайды № 17 – 24.
11. У нас сегодня тоже каждая группа представит своих художников, которые запечатлели свои представления о великом ученом России и прочитает стихи, посвященные Менделееву. Следуют выступления учащихся.
12. Работа с фрагментами биографии Д.И.Менделеева (дидактический материал на столах в каждой группе, приложение №4). Учащиеся читают и высказывают свое мнение, что более всего поразило их при знакомстве с новыми данными о великом ученом, проводя собственную рефлексию.
13. Выступления учащихся с презентацией, посвященной биографии Менделеева.
14. Заполнение индивидуальной рабочей карты ученика, самооценка и рефлексия урока и своего участия.
15. Подведение итогов, пожелание успехов и здоровья, прощание с учащимися.
Приложения.
- Приложение №1. Индивидуальная рабочая карта ученика.
- Приложение №2. Презентация №1 о Д.И.Менделееве.
- Приложение №3. Фрагмент учебника химии на английском языке.
- Приложение №4. Краткие выписки биографии Д.И.Менделеева.
- Приложение №5. Технологическая карта урока.
Литература.
- Учебник химии на английском языке A. Sherman, Sharon J. Sherman, Leonard Russikoff. Basic Concepts of Chemistry, Houghton Mifflin Company, Boston, 1992 .
- Материалы сайта http://mendeleev.jino-net.ru
- Урок – портрет “Д.И.Менделеев”. https://urok.1sept.ru
- Бобылева О.Л., Долгачева Е.А. Познавательная игра “И ты можешь стать ученым”. http://www.openclass.ru/io/7/bobyleva