Цель урока: сформировать представление об электронной таблице, формировать умение создавать электронные таблицы в среде Microsoft Office Excel.
Задачи урока:
- Обучающие – расширить представления учащихся о табличных информационных моделях; сформировать представление об электронных таблицах;сформировать умения создания, редактирования, форматирования и выполнения простейших вычислений в электронных таблицах;
- Развивающие – развитие приемов умственной деятельности; формирование и развитие функционального мышления учащихся; развитие познавательных потребностей учащихся; создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;
- Воспитательные – достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися; формирование умения работать в коллективе; работа над повышением грамотности устной речи; правильного использования компьютерных терминов.
Предполагаемые результаты:
- Предметные: знать основные компоненты компьютера и их назначение при работе с информацией, знать классификацию программного обеспечения, уметь создавать файловую структуру в графической среде ОС Windows, выполнять файловые операции, определять характеристики файла, создавать комплексный текстовый документ, выполнять его форматирование.
- Метапредметные: уметь систематизировать, обобщать, анализировать, структурировать, вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать способ действий при выполнении практической работы.
- Личностные: уметь продуктивно сотрудничать со сверстниками и учителем при решении практикоориентированных проблемных задач
Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования знаний и умений
Формы организации работы на уроке: урок решения одной задачи – проблемы
Формы организации работы учащихся: фронтальная форма познавательной деятельности учащихся, работа в парах, тестовый контроль, индивидуальная работа по поставленной задаче.
Средства обучения: компьютеры, мультимедиапроектор, экран, презентация к уроку, индивидуальные карточки с тестовыми заданиями.
Программное обеспечение: Windows XP, MS Office. Программа для работы с электронными таблицами Microsoft Office Excel 2007.
Методическое обеспечение урока:презентация по теме урока, подготовленная в Power Point, дидактические электронные и печатные материалы по теме занятия (см. приложения).
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
№ слайда |
Деятельность учителя, его задачи |
Деятельность ученика, его задачи |
Формирование УУД (личностные, метапредметные) |
1 |
Организационный момент | Приветствие учащихся; объявление темы урока и задач урока; формирование положительной мотивации; фиксация отсутствующих; рассказ о ходе занятия; | Приветствие учителя, проверка своей готовности к уроку, положительный настрой на познавательную деятельность | Коммуникативные (умение
вступать в диалог) Регулятивные (определение своих целей, составление плана работы на уроке) |
|
2 |
Актуализация знаний, постановка проблемы | 1,2 | Знакомит учащихся с проблемной задачей:
Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 260 рублей,
чтобы купить все продукты, которые вам заказала
мама, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей? определяет условия, при которых эта задача может быть решена успешно, объявляет тему урока |
Высказывают свое мнение о поставленной проблеме (заинтересовала ли она их), задают вопросы, определяют необходимый уровень знаний и умений | Регулятивные (определение
своих целей, составление плана работы на уроке) Личностные (личная оценка поставленной проблемы) Коммуникативные (умение вступать в диалог, выражение своей позиции) |
3 |
Актуализация знаний, повторение и систематизация ранее изученного | Проводит фронтальный опрос: 1.Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием? 2.Какие таблицы называют вычислительными? 3.В таблицах какого типа можно проводить вычисления? 4. В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите пример. |
Ответы на вопросы учителя Сравнение своих знаний со знаниями одноклассников, дополнение и корректировка изложенных точек зрения |
Познавательные (умение мыслить, давать четкие ответы на поставленные вопросы, классифицировать имеющуюся теоретическую информацию по данной теме) | |
4 |
Изучение нового учебного материала |
3-12 | – Формулировка перехода от
поставленной проблемы к теме урока: «Вы уже
познакомились с обработкой текстовой. Вы можете
сделать вывод, что в ычисления с помощью ручки и
бумаги – довольно скучный процесс. Каждый знает,
как легко ошибиться, а если ошибку вовремя не
заметить, то вся работа пойдёт насмарку. Раньше,
когда не было компьютера, сложные вычисления
выполняли целые коллективы людей. Это отнимало
очень много времени и сил. А вот сегодня мы начнём
рассмотрение приёмов обработки числовой
информации. Полученные на уроке знания помогут
вам в решении поставленной в начале урока задачи. Для обработки числовой информации на компьютере служат специальные программы, которые называются электронными таблицами. – Введение понятия «электронные таблицы». – Проведение экскурса в историю создания электронных таблиц – Ознакомление учащихся со способами запуска программы, интерфейсом – Представление структуры электронной таблицы, – Введение понятия формулы, перечень основных формул, необходимых для работы с электронными таблицами |
Восприятие объясняемого учителем материала, занесение информации в рабочие тетради | Познавательные (извлечение информации, переработка её, активизация мыслительной деятельности) |
Минута релаксации | Создание условий для снятия эмоционального напряжения обучающихся и мотивирования их на активную работу на последующих этапах урока. | Восприятие звучащей музыки в спокойной обстановке | Личностные (определение важности благоприятной психологической обстановки для собственного здоровья и для успешного решения поставленных задач) |
||
Закрепление учебного материала | 13 14 |
– Проведение фронтального опроса по
изученному материалу (предложение вопросов для
обсуждения). – Актуализация внимания обучающихся на самом главном в изученном материале. |
Ответы на вопросы учителя. Самооценка и взаимооценка уровня усвоения материала. Определение трудных для себя вопросов |
Познавательные (умение мыслить, давать четкие ответы на поставленные вопросы, классифицировать имеющуюся теоретическую информацию по данной теме) | |
5 | Практическая работа за ПК по решению проблемной задачи урока | 15-18 | – Организация работы в парах: теоретик
– практик. – Проведение целевого инструктажа о правилах безопасного выполнения практической работы за ПК. – Обеспечение успешного решения задачи по предложенному алгоритму при условии использования учениками разных способов введения формулы (введение формулы в строку формул; использование знака автосуммы, при помощи диалогового окна «Мастер функций» ). – Проверка выполнения практической работы. |
Определение в паре способа выполнения
практической работы Выполнение практической работы за ПК Проведение консультаций выполнивших задание с теми, кто испытывает затруднение. Обсуждение результатов практической работы, ответы по решению проблемной задачи. |
Регулятивные (постановка
целей, составление плана предстоящей работы,
анализ хода и способа учебных действий) Коммуникативные (сотрудничество) |
6 | Итог урока | 19,20 | Привлечение учащихся к подведению
итогов урока. Оценка работы учащихся, определение наиболее активных пар. Объявление и комментирование отметок. Проведение рефлексии через ответы на вопросы эмоционально оценочного теста Определение домашнего задания, комментирование его выполнения. |
Ответы на вопросы, выполнения
предложенных заданий Определение качество решения проблемной задачи. Оценка урока в целом, высказывание своих мнений, определение своего места на уроке. |
Коммуникативные (умение
вступать в диалог, выражение своей позиции) Личностные (личная оценка урока, своей работы на нём) |
Список литературы и других источников, используемых учителем для подготовки к уроку
- Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009;
- Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009