Путешествие в Коричневую страну

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели.

  • Закрепление представлений о розовом, голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах.
  • Дифференциация цветов.
  • Закрепление понятия о том, где в природе встречается коричневый цвет и как получить краску коричневого цвета из красок основных цветов.
  • Обучение согласованию прилагательного коричневый с местоимениями НАШ, НАША, НАШИ и существительными в роде и числе.
  • Развитие умения использовать в творческой работе нетрадиционный метод - печатание картофелем.
  • Развитие зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки, мелкой моторики, соотнесения речи с движением.

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Творчество, Музыка.

Оборудование. Предметы и картинки коричневого цвета; ткань коричневого цвета; ткани жёлтого, красного, оранжевого, зелёного, голубого, розового, синего, фиолетового цветов для накрывания предметов и картинок коричневого цвета; мнемотаблица к сказке “Маша и медведь”; предметные демонстрационные картинки к загадкам – картофель, лук, медведь, опята; шоколад.

Предварительная работа: Чтение сказки “Маша и медведь”, знакомство с мнемотаблицей к сказке

Ход занятия

1. Организация начала занятия.

Логопед: Скажите, в каких цветных сказках мы с вами уже побывали? Покажите ткани соответствующих цветов.

Дети: В “Желтой”, “Зеленой”, “Красной”, “Синей”, “Белой”, “Оранжевой”, “Голубой”, “Фиолетовой”, “Розовой” сказках.

Психолог: Мы с вами отправляемся в новое путешествие. Но не одни, а вместе с Машенькой из сказки “Маша и медведь”. Мы попадём в сказку, когда выполним одно задание.

2. Развитие зрительного внимания. Закрепление знания пройденных цветов и их дифференцирования.

Мультимедийная презентация

Игра “Озорные карандаши”

- Назови цвет карандашей

(дети называют цвет карандашей)

- Каким карандашом раскрасили цветок, кита, звёздочку, солнышко, огурец

(соотношение цвета предмета с цветом карандаша)

- “4-й лишний”

(нахождение “лишнего” предмета по цвету)

3. Обучение согласованию прилагательного “коричневый” с местоимениями НАШ, НАША, НАШИ и существительными в роде, числе.

Вот сейчас закроем глазки
И окажемся все в сказке.

Психолог накрывает детей прозрачной тканью коричневого цвета. Дети рассматривают группу через коричневую ткань. А в этот время логопед убирает разноцветные ткани с предметов и картинок коричневого цвета.

Логопед: Рассмотрите предметы и картинки. Какого они цвета? В какую сказку мы попали?

Про какие предметы можно сказать НАШ (НАША, НАШИ)?

Дети: Наш коричневый мишка и т. д.

4. Беседа, о том где “живёт” коричневый цвет. Исполнение “Коричневой песни”.

Музыкальный руководитель: Где в природе встречается коричневый цвет? Где он живёт? (ответы детей) Совершенно верно. Коричневый цвет – это цвет земли, коры деревьев, скорлупы орехов. В окрасе животных и птиц коричневый цвет явление частое. Коричневых фруктов, овощей и ягод – значительно меньше. Цветы коричневого цвета – и вовсе большая редкость. Но у нас в коричневой стране – коричневое всё и даже песни.

“Коричневая песня” слова Светланы Вохринцевой, музыка авторская – музыкальный руководитель Вершинина Е.А. (Приложение 2)

Расставлены игрушки - приятно посмотреть:
Коричневая лошадь, коричневый медведь.
Но почему-то рядом с коричневым котом
Коричневая лебедь, и пятнами притом.
Коричневые окна с коричневым стеклом.
А рядом за огромным коричневым столом
Блондинка в шоколаде от пяток до ушей.
А щеки, рот и руки всего коричневей
Ах, сколько мыть придется и чистить, чтоб опять
Коричневому дому обыкновенным стать.

5. Коллективное рисование – “печатание” - “Грибная полянка”

Психолог: Послушайте, какая история произошла с Машенькой.

Вывешивается мнемотаблица к сказке “Маша и медведь”

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. И Машеньку с собой позвали.

Пришли девушки в лес. Вот Машенька — деревцо за деревцо, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

А грибов найти всё никак не может.

Психолог: Давайте Машеньке поможем и на полянке грибы посадим.

А какого цвета чаще всего бывают шляпки у грибов? Верно, коричневого цвета. Существует множество оттенков этого цвета – от светлых, так называемых ореховых оттенков до более глубоких, тёмных – цвета горячего шоколада, цвета кофе. А как получить коричневый цвет, имея набор красок основных цветов?

Дети: Нужно смешать зелёную и красную краску. Чтобы получить светлые оттенки, добавляют жёлтую краску, а для тёмно-коричневой краски необходимо добавление чёрной краски.

Дети смешивают необходимые краски, “печатают” кусочками картофеля грибы на полянке.

6. Соотнесение речи с движением

Логопед: Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка.

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил.

Упражнение на координацию речи и движения

под песню “Про медведя” Д. Кабалевского.

Ходит по лесу медведь, Дети идут друг за другом
Хочет сесть и посидеть. вперевалочку
Где ж такое место есть, Разводят руки в стороны , спрашивая
Чтобы мог медведь присесть? Высматривают из-под руки подходящее место
То высок пенёк, Поднимают руки на уровень груди
То торчит сучок, Сжимают пальцы одной руки в кулак и отставляют большой палец в сторону
То мокрый мох, Сжимают и разжимают пальцы, развернув ладони вниз, вверх
То мох пересох.
Ох! Вытирают ладонью лоб
То низкий пень, Нагибаются и показывают руками высоту пня
То густая тень, Разводят руки в стороны и смотрят вверх
То узкий ров, Приближают руки, развернув ладони друг к другу
То гнездо муравьёв, Показывают руками холмик, соприкасаясь пальцами
То кричит сорока, Взмахивают руками, как крыльями
То колючки сбоку, Широко раздвигают пальцы
То кустарники, Прижимают ладони друг к другу, переплетая пальцы
То речка – Разводят руки в стороны
Нет хорошего местечка. Качают головой
Эта сказка о медведе, Покачиваясь переступают с ноги на ногу
О медведе – привереде.
Л. Некрасова

Психолог: Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Стала Маша жить у медведя в избушке.

Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

— А если уйдёшь, — говорит, — всё равно поймаю и тогда уж съем! Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать.

Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денёк в деревню: я бабушке да дедушке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — вот отгадай мои загадки про предметы коричневого цвета, тогда я их сам отнесу!

Загадки

Он в коричневом мундире
Лето все сидит в земле.
Самый популярный и мире.
Частый гость он на столе. (Картофель)
Спал в берлоге до весны,
Видел он о меде сны.
Коричневый топтыжка
Косолапый... (Мишка)
Белый, сочный он внутри
Сухой, коричневый снаружи.
Лишь его разрежешь ты,
Вмиг наплачешь лужу! (Лук)
Коричневые шляпки.
Коричневые ножки.
Растут гурьбою дружной
Ребята вдоль дорожки. (Опята)

Логопед: Отгадала Машенька все загадки. Напекла она пирожков.

Пальчиковая игра “Пирог”

Мы спросили нашу печь: Дети ставят руки “полочкой” и покачивают ими.
Что сегодня нам испечь? Вытягивают руки вперед.
Печку мы спросили Поворачивают ладони вверх-вниз.
Тесто замесили. Мнут руками бедра.
Тесто скалкой раскатали, Гладят ладонями ноги.
Раскатали — не устали.
Начинили творогом “Пекут пироги” (то одна рука сверху, то другая).
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка, Вытягивают руки вперед, ладонями вверх (2раза).
Дай творожнику местечко! Хлопают в ладоши (4 раза).

Венгерская детская песенка

Потом достала большой-пребольшой короб говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб! Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик! Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину пошёл в деревню.

Идёт медведь между ёлками, бредёт медведь между берёзками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шёл-шёл, устал, говорит:

— Сяду на пенёк, Съем пирожок!

А Машенька из короба:

— Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке.
Неси дедушке!

Удивился медведь:

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!

Встал и пошёл скорее. Пришёл в деревню, нашёл дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принёс.

собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов лают. Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.

Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька. Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.

Вот и сказке конец. И наше путешествие тоже заканчивается.

7. Возвращение из “Коричневой сказки”

Вот сейчас закроем глазки

И окажемся в детском саду “Сказка”

Дети встают в кружок, накрываются коричневой тканью и закрывают глаза. Предметы и картинки коричневого цвета накрывают цветными тканями. Убирается ткань коричневого цвета.

Логопед. Вот мы и в детском саду. Домашнее задание, как всегда, поделка или рисунок коричневого цвета. А на память о “Коричневой стране” вы получите сладкое угощение коричневого цвета. Догадались, что? Конечно, шоколад!

Детей угощают шоколадом.