Цель урока: Знакомство с рассказом Е. Пермяка “Пичугин мост”.
Учебные задачи:
- воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающему миру (природе, людям);
- формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”;
- обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу;
- обучать планированию своей работы;
- учить высказывать своё отношение к героям рассказа;
- обучать правильности и выразительности речи;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим;
- создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
Учебные умения:
- читать модели обложек;
- составлять план последовательности действий;
- воспринимать произведение на слух;
- самостоятельно моделировать обложки и проверять по образцу;
- обосновывать свой выбор;
- указывать признаки рассказа (реальная история);
- высказывать своё отношение к рассказу и героям;
- соотносить книгу и модель обложки;
- определять тему прочитанного произведения;
- оценивать поступок героя с точки зрения нравственности.
Оборудование:
- Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Уроки слушания: 1 класс. Учебная хрестоматия – М., “Вентана – Граф”, 2011;
- Барто А, Стихи детям Екатеринбург: Литур, 2009;
- Пантелеев Л. Буква “ТЫ”, М., 1986; Е.Пермяк Пичугин мост, “Малыш”,М., 1986;
- Сутеев В.Ёлка, М., 2002; цветные карандаши, условные знаки для построения плана работы (Приложение 1),
- набор карточек с заместителями жанров (Приложение 2),
- карточки – настроения, модели обложек изученных произведений (Приложение 3),
- выставка книг, интерактивная доска, компьютер с доступом в интернет.
Оформление доски: В центре доски модели обложек для постановки проблемы (Приложение 3).
Примечание к уроку: Урок построен на основе деятельностного метода. Техника чтения у учащихся класса достаточно высокая от 45 до 96 слов в минуту. В классе 8 первоклассников.
Для самостоятельного моделирования обложки у учащихся набор карточек 1/4 листа с заместителями жанров (Приложение 2). Дети самостоятельно выбирают нужную карточку и работают с ней при моделировании обложки – это позволяет сократить время работы на уроке.
В малочисленном классе работа проводится в парах. Если количество учащихся в классе позволяет, то работу по соотнесению книги и моделей обложек можно провести в группах.
Конспект урока
I. Активизация внимания. Эмоциональный настрой. (1 мин)
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Учитель: Всем, всем добрый день!
Дети:
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться! [1]
[1] - Ирина Сергеевна Епанчинцева, ПРОШКОЛУ.РУ
II. Введение в тему урока. Постановка проблемы. (5мин)
Выявление читательского опыта.
Учебные задачи:
- обучать правильности и выразительности речи;
- формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”;
- обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу;
Учебные умения:
- читать модели обложек;
- выявлять проблему и ставить учебную задачу;
Учитель: Посмотрите на модели обложек книг и расскажите о произведениях: автор, название, жанр и тема произведения. (Приложение3)
(Дети читают модели обложек у доски.)
Учитель: С какой проблемой мы столкнулись?
Дети: На одной модели указан автор, а больше никакой информации нет.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы решить проблему?
Дети: Нужно познакомиться с этим произведением.
III. Построение плана работы на уроке.
Учебные задачи:
- обучать планированию своей работы;
- обучать правильности и выразительности речи.
Учебные умения:
- составлять план последовательности действий;
- обосновывать сой выбор.
Учитель: В какой последовательности мы будем работать? Составьте план работы над произведениями.
(Учащиеся с помощью условных знаков (заместителей) составляют план работы над произведением.)
Познакомиться с произведением – определить тему и жанр прочитанного – ответить на вопросы, выполнить задания – работа в парах – вывод (что узнал нового).
IV. Решение проблемы. Работа с текстом.
Учебные задачи:
- воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающему миру (природе, людям);
- формировать понятие о жанре “рассказ”;
- учить высказывать своё отношение к героям рассказа;
- обучать правильности и выразительности речи;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим;
- создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
Учебные умения:
- воспринимать произведение на слух;
- самостоятельно моделировать обложки и проверять по образцу;
- указывать признаки рассказа (реальная история);
- определять тему прочитанного произведения;
- высказывать своё отношение к рассказу и героям;
- оценивать поступок героя с точки зрения нравственности.
Cлушание рассказа Е.Пермяка “Пичугин мост”. Первичное восприятие.
(Учитель читает текст, автор и заголовок не называется)
Учитель: Понравилось вам это произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? (Ответы детей)
Учитель: Что особенно понравилось и запомнилось?
Дети: Понравилось, как мальчик построил мост, и появилась короткая дорога. Очень понравилось, что Сема не хвастался, а взял и сделал для всех мост. А мне понравилось, что Семе дедушка помог. Самое интересное название у этого моста “Пичугин мост” и т.д.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (Моделирование обложки)
(Учащиеся определяют жанр, выбирают модель обложки, определяют тему и закрашивают заместитель жанра, указывают автора и заголовок произведения, проверяют выполненную работу по образцу, если необходимо исправляют свои ошибки. Учитель с помощью вопросов руководит работой и выставляет модель на доску последовательно, для самопроверки каждого шага. В итоге получается модель обложки А4.
Учитель: Ребята, что вы слушали? Подумайте, что это – рассказ, сказка или стихотворение? Выберите карточки для моделирования.
(Дети определяют жанр и выбирают карточку.)
Учитель: Кто скажет словами, что вы слушали? Правильно это рассказ.
- Проверьте, кто выбрал карточку как я. У кого другая, исправьте. У кого правильно поставьте + (на доску прикрепляет образец, который заполняется по мере выполнения работы детьми).
- О ком рассказ? Подумайте и покажите цветом.
- Ребята скажите словами о ком рассказ. Правильно это рассказ о детях.
- А хотите узнать, кто написал этот рассказ? Может кто-то знает автора этого рассказа?
Дети: Это, наверно, Евгений Пермяк. В начале урока мы встретились с проблемой: нам известен был автор, и мы не знали, какое произведение мы будем слушать.
Учитель: Молодцы! Какие вы внимательные! Да, этот рассказ написал Евгений Пермяк. Давайте вместе произнесем: Евгений Пермяк. Покажите на модели фамилию автора. Напишите печатными буквами слово “Пермяк”.
- Поставьте пальчик на фамилию автора, прочитаем – Пермяк.
- А как вы думаете, какой заголовок у рассказа?
Дети: “Новый мост”, “Короткая дорога”, “Сёма построил мост”, “Сёмин мост”, “Пичугин мост”. И т.д.
Учитель: Где можно узнать какой заголовок выбрал автор?
Дети: В учебнике, где вы читали.
Учитель: Откройте учебник на стр.102 (страница записывается на доске).
(Дети открывают учебник и самостоятельно находят и читают заголовок)
- Кто прочитает нам вслух заголовок рассказа?
Дети: Я почти угадал. А я назвал правильно.
Учитель: Укажите заголовок на своих моделях. Напечатайте “Пичугин мост”.
- Поставьте пальчик на заголовок, прочитаем – Пичугин мост.
- Ребята, проверьте, у кого получилось как у меня. У кого по-другому, исправьте. У кого правильно поставьте +.
Учитель: Кто скажет, что мы слушали?
Дети: Рассказ о детях.
Учитель: А кто скажет по-другому, более точно?
Дети: Е.Пермяк “Пичугин мост”.
Учитель: Кто сможет определить тему нашего урока?
Дети: Мы послушали рассказ Евгения Пермяка “Пичугин мост”. Тема нашего урока: “Знакомство с рассказом о детях Е.Пермяка “Пичугин мост””
Учитель: Посмотрим наш план работы. Что мы выполнили?
Дети: Познакомились с произведением, определили жанр и тему, составили модель обложки. Теперь мы будем отвечать на вопросы и выполнять разные задания.
Физкультминутка (2 мин) Зарядку проводит дежурный ученик. Зарядка на внимание: “Запрещенное движение”. Ученик определяет запрещенное движение, например: “Руки на пояс ставить нельзя. Когда руки на пояс, все хлопают над головой”.
Повторное слушание
Учитель: Ребята, а хотите еще раз послушать этот рассказ?
Дети: Да, очень хотим!
Учитель: Сейчас я буду читать, кто хочет, может следить по учебнику, чтобы лучше запомнить. Стр.102. Запоминайте непонятные слова и выражения, можно подчеркнуть их простым карандашом (в классе достаточно высокий темп чтения у первоклассников и почти все ребята успевают следить за чтением учителя).
Словарная работа (объяснение непонятных слов)
Учитель: Какие непонятные слова и выражения вам встретились? (Если дети не назвали слова и устаревшие выражения, то необходимо проверить понимание этих единиц речи. Слова выводятся на интерактивную доску, если дети называют неподготовленные слова, то они записываются.)
Ветла – дерево семейства ивовых. Высота ствола до 30 м, диаметр 1—1,5 м, кора тёмно-серая, в глубоких продольных трещинах. (Учитель дает определение, а дети ищут изображение в интернете)
Рухнуло - упало.
Жердь - тонкий длинный ствол дерева очищенный от сучьев и ветвей, используется при строительстве изгородей, навесов и крыш.
Дети: А у нас растет Ветла?
Учитель: Да, ветла растет и у нас. Ребята, если вы будите внимательны, то сможете найти это дерево в нашем поселке. На следующем уроке вы мне расскажите, где смогли найти ветлу.
Дети: Жердь – это тонкое бревнышко, которым можно городить огород.
Учитель: Молодцы, ребята.
Выборочное и поисковое чтение. Работа над содержанием.
Учитель: Почему люди стали называть мост Пичугиным?
Дети: Этот мост построил Сема Пичугин со своим дедушкой.
Учитель: О чем мечтали дети?
Дети: Дети мечтали о подвигах, хотели стать известными.
Учитель: Каким был Сема Пичугин? Найдите в тексте стр.102.
Дети: Он был спокойным, не любил хвастаться. “ А Сема Пичугин ни о чем таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.”
Учитель: Какой мостик сделал Сема?
Дети: Он сделал мостик из большой ветлы и приладил перила.
Учитель: Ребята, найдите в тексте как автор говорит о мостике построенном Семой (стр.103., последний абзац). Прочитайте.
- Кто нам прочитает вслух?
Дети: “Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.”
Учитель: Как автор назвал мост? Почему?
Дети: Мостишко. Это маленький мост; автор относится с любовью к Семе, ему нравится мост и поступок Семы.
Учитель: Каким мостом заменили мостик из ветлы?
Дети: Деревянным. Мостик сделали из бревен.
Учитель: А сейчас какой мост в деревне?
Дети: Крепкий большой мост из бетона. “Большой мост возвели. С чугунными перилами”.
Учитель: На другой стороне своих моделей напишите или нарисуйте: какой мост построил Сема, каким мостом его заменили и какой мост сейчас в деревне.
(Дети выполняют задание, а учитель оказывает необходимую помощь.)
Учитель: Ребята, прочитайте слова на экране. Что вы можете о них сказать?
МОСТ, МОСТИШКО, МОСТИЩЕ.
Дети: Это родственные слова. Мост – это большой мост, мостишко – это маленький мост, мостище – это огромный мост.
Учитель: Какое образное выражение говорили тому, кто шёл в обход? Найдите его в тексте, прочитайте стр.104.
- Кто прочитает его вслух?
Дети: “Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать!”
Учитель: Это выражение означает – без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу. Семь верст – это большое расстояние.
Учитель: Почему мост и потом называли Семиной фамилией?
Дети: Этот мост сначала построил Сема. Он сделал безопасной короткую дорогу. Жители были благодарны мальчику, помнили о нем, вот и мост так называли. Сема не мечтал о славе, а своим добрым делом прославился.
V. Применение знаний. Работа в парах (дифференцированные задания).
Учебные задачи:
- воспитывать чуткое и бережное отношение к окружающему миру (природе, людям);
- формировать понятие о жанрах “рассказ”, “сказка”, “стихотворение”;
- обучать выявлять проблему и ставить учебную задачу;
- обучать планированию своей работы;
- обучать правильности и выразительности речи;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим;
- создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
Учебные умения:
- читать модели обложек;
- соотносить книгу и модель обложки;
- определять тему прочитанного произведения;
Работа в парах.
Учитель: Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о моделях?
Дети: Первая модель к сказке; вторая модель к рассказу; третья модель к стихотворению. Все заместители жанров закрашены желтым цветом, значит все эти произведения о детях.
Учитель: Сейчас мы будем работать в парах. Вспомним правила работы в парах.
Дети: Выслушивать мнение товарища, работать сообща, принимать общее решение, договариваться.
Учитель: Каждой паре я дам книгу с выставки. Ваша задача определить какая модель подходит к книге
Уровни сложности заданий:
- Е.Пермяк “Пичугин мост”, (низкий).
- А.Барто “Стихи”, В.Сутеев “Ёлка” (средний).
- Л.Пантелеев “Буква “ты”” произведение, прочитанное в прошлой четверти (высокий).
- Презентация результатов работы в паре.
(Учащиеся представляют результат своей работы (по желанию) у доски.)
Дети: У нас книга Г.Пермяка “Пичугин мост”. С этим рассказом мы познакомились на уроке сегодня. Нам подходит вторая модель.
Учитель: Спасибо за работу. Молодцы!
Дети: Нам подходит третья модель. У нас книга со стихами А.Барто. Мы на уроках часто встречаемся с ее стихами и знаем, что стихи А.Б. о детях.
Учитель: Молодцы! Все правильно.
Дети: Нам тоже подходит вторая модель. У на книга Леонида Пантелеева “Буква “ты”. Это рассказ про девочку Иришку, которая училась читать. Она так долго не могла понять как называется буква “я”, все говорила бука “ты”. У нее получались интересные слова “тыблоко”, “тызык”.
Учитель: Какие молодцы! Как хорошо запомнили рассказ Л.Пантелеева “Буква “ты”.
Дети: У нас сказка Сутеева “Ёлка”. Мы ее недавно слушали и смотрели мультфильм. Она о детях. Нам подходит первая модель.
Учитель: Хорошо. Спасибо. Все справились с заданием.
VI. Итог урока.
Учебные задачи:
- учить высказывать своё отношение к героям рассказа;
- обучать правильности и выразительности речи;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим;
- создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.
Учебные умения:
- указывать признаки рассказа (реальная история);
- высказывать своё отношение к рассказу и героям;
- определять тему прочитанного произведения;
- оценивать поступок героя с точки зрения нравственности.
(Совместно с учителем дети собирают книжку-малышку из моделей обложки и рисунков)
Учитель: С каким произведением познакомились сегодня на уроке?
Дети: Мы познакомились с рассказом Евгения Пермяка “Пичугин мост”
Учитель: Почему вы решили, что это рассказ?
Дети: Это реальная история, она могла произойти на самом деле.
Учитель: Кто автор этого рассказа?
Дети: Евгений Пермяк.
Учитель: Чему научил нас рассказ?
Дети: Человек может прославиться своим делом, а не хвастовством. Поступки могут рассказать о человеке.
Учитель: Что было на уроке самым интересным?
Дети: Слушать рассказ. Искать ответы на вопросе в тексте. Узнавать значение новых слов.
Учитель: О чем расскажете дома?
Дети: Как Сема построил мост. А я прочитаю рассказ маме. Я позову папу искать ветлу.
Учитель: Кто желает, может прочитать дома и другие рассказы о детях, составить модель обложки, нарисовать иллюстрацию, подобрать пословицу к нашему рассказу, придумать свою историю.
VII. Рефлексия.
Каждый ребенок выбирает соответствующую карточку и выходит к доске
- На уроке было интересно, узнал новое – солнышко.
- Узнал новое, но было скучно – переменная облачность.
- Ничего не запомнил, было скучно – туча.