Цели урока:
образовательные:
- формировать представление о предлоге как служебной части речи;
- формировать умение узнавать предлоги и характеризовать их;
воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка;
развивающая: развивать логическое мышление, память, умение работать с таблицами, кластерами.
Тип урока, педагогическая технология.
Урок изучения нового материала, развивающая технология (теория развития изобретательских задач /ТРИЗ/ и теория развития критического мышления / ТРКМ/).
Результаты урока.
Предметные:
представление о предлогах;
умение отличать предлоги друг от друга по значению.
Метапредметные:
формировать умение различать предлоги и приставки.
Личностные:
развивать логическое мышление, воспитывать любознательность.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
- Ребята, возьмите листок бумаги с тем изображением, которое соответствует вашему эмоциональному настрою на урок.
3. Актуализация опорных знаний.
- На календаре месяц февраль. Скажите, ребята, какой общероссийский праздник мы отмечаем в этом месяце? (Этот праздник – День Защитника Отечества)
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Юрия Шмидта “Защитники Отечества”.
Две старых фотографии, два деда,
Со стен как будто смотрят на меня.
Один погиб почти перед победой,
Другой пропал в немецких лагерях.
Один дошел до самого Берлина,
В апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал без вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.
Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.
И в этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они для нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.
- Расскажите о своих впечатлениях от этого стихотворения? Какова его тема? Идея? (Ответы обучающихся)
Орфографическая минутка
- Выпишите слово, в котором правописание гласной в корне слова определяется правилом: “После шипящих в корне слова пишется Ё, а не О”. (Дошёл)
- Укажите слово, написание приставки в котором определяется правилом правописания приставок на з/с? (Сгинул)
- Выпишите наречие, образованное приставочно-суффиксальным способом. (снова)
- Выпишите действительное причастие прошедшего времени. (Павших)
- Выпишите глагол, правописание окончания которого не подчиняется общему правилу. (Смотрят – глагол-исключение)
- А теперь давайте поработаем с текстом данного стихотворения.
4. Сообщение темы урока.
- Постановка проблемы.
- Поиск решения. Организация наблюдения за предлогами.
- Открытие нового.
- Обобщение.
- Ребята, а теперь внимательно посмотрите на наш текст.
(На слайде 4 обучающимся предлагается деформированный текст.).
Две старых фотографии, два деда,
…стен как будто смотрят … меня.
Один погиб почти …победой,
Другой пропал … немецких лагерях.
Один дошел… самого Берлина,
… апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал … вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.
Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но … одной судьбой.
… старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь …нас … тобой.
И …этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они … нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.
1) - Ребята, скажите, пожалуйста, чего не хватает в нашем стихотворении? Что изменилось? (В тексте не хватает предлогов. Стихотворение стало “нескладным”)
- Нарушилась грамматическая связь в предложениях.
2) - Почему в стихотворении появилась “нескладность”? Попробуйте восстановить пропущенные предлоги самостоятельно. (Обучающиеся вставляют предлоги в текст, зачитывают получившиеся варианты)
3) - А теперь давайте посмотрим на авторский вариант.
(Слайд 5 с выделенными предлогами)
4) - Итак, мы смогла побороть “нескладность” путем восстановления предлогов в тексте.
Получается, что такая маленькая часть речи как предлог, играет очень важную роль в языке.
5. Работа над новым материалом.
1) Работа над текстом определения.
- А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать правило о предлоге. (Дети составляют схемы, таблицы, краткие записи и др.)
- Запишите получившееся правило любим удобным для вас способом.
(Заслушивание вариантов обучающихся)
- А теперь давайте обратимся к нашему авторитетному источнику знаний – учебнику русского языка.
- Сравните свои записи с правилом в учебнике.
- Какие ключевые слова мы выделим в правиле?
(Зависимость одних слов от других; простые и составные; производные и непроизводные предлоги.)
После того как дети подкорректируют свои записи и приведут их в соответствие с материалом учебника, учитель предлагает свой вариант записи теории. (Cлайд 6)
2) Работа по распознаванию простых и составных; производных и непроизводных предлогов.
- Охарактеризуйте предлоги, встретившиеся нам в стихотворении. (Простые, непроизводные)
- Составьте предложение по теме “День Защитника Отечества”, употребив составные и производные предлоги.
(Обучающиеся представляют свои варианты, а затем учитель предлагает свой вариант)
Учитель:
В течение многих веков на Руси уважали Защитников Отечества.
Не смотря на тяготы воинской службы, защита Родины всегда была делом почетным.
- Подчеркните предлоги. Как мы можем их охарактеризовать. (Составные, производные)
3) Работа по определению отношений, выраженных предлогами;
Работа с упражнением 287 учебника (устно).
(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выб…рались из трюма, остаться в к…юте, об…явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из (под)кормы, вымпел на мачт…, возникла за кормой, закончить перед отплытием, ост…новиться из(за) (не)погоды, оказаться вследствие (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр…сли благодаря дождям.
- Ребята, выпишите только те словосочетания, которые применимы для характеристики Защитников Отечества. (Доехать до границы; выбраться из трюма; находиться в двух часах лёту)
Физкультминутка
- Ребята, я буду читать шуточное стихотворение, а вы, когда услышите предлог, хлопайте в ладоши. Ну что, готовы?
(Учитель читает наизусть шуточное стихотворение)
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
И, я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
“Что значит – “за”?
И “за”, и “по” - предлоги,
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
4) Дифференцированное задание:
- Друзья, составьте 3 словосочетания с простыми непроизводными предлогами и 3 словосочетания с составными производными предлогами.
- Постарайтесь, чтобы они соответствовали теме нашего сегодняшнего урока и были посвящены Защитникам Отечества.
5) “Лови ошибку!” (работа по технологии ТРИЗ).
Учитель читает утверждения о предлогах, а задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.
Условные обозначения:
“+” – правда
“-” - ложь
Предлог – это служебная часть речи. (+)
Предлоги бывают простыми и составными. (+)
Предлоги могут быть однозначными. (+)
В предложении предлог является дополнением. (-)
Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. (+)
Предлог из-за является составным. (+)
Предлог благодаря является производным. (+)
По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)
Предлог в течение пишется слитно. (-)
Ключ: +++-++++-
6. Рефлексия.
а) Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Возьмите листочек, на котором вы показали свое настроение в начале урока. Изобразите свое настроение в данный момент.
б) Рефлексия содержания учебного материала.
Оформляем в виде “Рыбьей кости”, оценивая приращение знаний.
(Предлог:
1- служебная часть речи
2 - простые и составные
3 - производные и непроизводные)
7. Информация о домашнем задании.
Учитель поясняет домашнее задание:
- Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру “А для меня День Защитника Отечества это…” или написать поздравление с праздником и обозначить графически в своей работе предлоги. Запомнить теоретический материал, изученный на уроке вам помогут или собственные записи в тетради, или теоретический материал параграфа 48 учебника.
Выбор за вами!
8. Выставление оценок.
- Сегодня мне очень понравилось работать с вами. Вы были активны, любознательны, настойчивы в добывании знаний и поэтому заслуживаете только хороших отметок. Молодцы!
Приложение 1 (Технологическая карта)