Интегрированное коррекционно-развивающее занятие по теме "В гостях у сказки"
Логопедические цели:
- закреплять умение пересказывать сказки с выделением главных смысловых звеньев;
- закреплять умение правильно употреблять предлоги;
- развитие глагольного словаря и словаря признаков;
- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений.
Психологические цели:
- Коррекция когнитивных способностей;
- Коррекция ЭВС;
- Снятие эмоционального и психического напряжения.
Воспитательные цели:
- Воспитание умения действовать сообща, воспитание чувства любви к природе, лесным обитателям, расширение кругозора.
Оборудование: ткань голубого цвета, силуэт зайца на листе, синие ленточки (для каждого ребенка), грецкие орехи (для каждого ребенка), картинки с изображением овощей и фруктов, мягкая игрушка заяц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Дети садятся в круг и приветствуют друг друга.
Упражнение: «Имя – настроение».
Логопед: Ребята, а вы любите сказки. Сегодня мы с вами отправимся в сказку. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу нам даст волшебный ручеек. Давайте возьмёмся за руки и пойдём тихонечко на носочках, чтобы слышать журчание ручейка.
Психолог: Включает аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по «ручью» (голубой ткани), вслушиваясь в журчание. Пройдя по «ручейку», каждый садится за парту. Готовы к сказке?
Сказка
Фрагмент мультфильма
Живет в нашем лесу Заяц-Коська – шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.
Упражнение 1. Зрительная гимнастика «Зайка»
На доске вывешивается полотно с силуэтом зайчика. Ребята, вы узнали кто это? (Ответы детей). А, давайте мы также как наш Коська попробуем поиграть глазками. Движения глазками производятся чётко по контуру, очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.
Фрагмент мультфильма
Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.
– Ты кто такая?
– Я белка.
– А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у
кого-нибудь что-нибудь.
– Да некогда мне, – отвечает белка.
– Дома убираюсь.
Упражнение 2. Игра «Фрукты – овощи»
Ребята кого встретил Коська? (Ответы детей). А, кто запомнил,
как же зовут белочку? (Ответы детей). Почему же белочка не пошла с
Коськой? (Ответы детей). Давайте поможем белочке навести порядок в
доме. Детям раздаются картинки с изображением овощей и фруктов,
которые им надо разложить правильно, овощи в мешочки, а фрукты в
ящички.
Молодцы, справились с этим заданием, и белочка за это принесла нам
орешки. Давайте с ними поиграем.
Упражнение 3. Пальчиковая гимнастика «Орешки»
Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху. Упражнения выполняются по показу.
- Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем, то же повторяют с другой рукой.
- Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.
– Ребята, что чувствуют ваши ладошки? (Ответы детей). Давайте немного охладим и подуем на них.
Фрагмент мультфильма
Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из
него ручеек течет.
– Ты кто? – спрашивает Коська.
– Я – Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие
края.
– Вот здорово, – обрадовался Заяц. – Побежали наперегонки.
– Побежали, – согласился Родничок. Бежит Коська, прыгает через
кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается,
да все впереди зайца.
Упражнение 4. Игра «Ручеёк»
Ребята, а кого на этот раз встретил Коська? (Ответы детей). Давайте мы тоже поиграем с ручейком.
Каждому ребёнку кладём перед собой ручеёк сделанный из картона и набор камушек и кувшинок. Дети должны выполнить необходимые действия согласно инструкции (положи кувшинку слева от ручейка, положи кувшинку в ручеёк, положи камушек справа от ручейка, положи еще одну кувшинку в ручеек, положи камушек между двумя кувшинками в ручейке и т.д.).
Фрагмент мультфильма
Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество
ручейков сливаются воедино.
– Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, – забеспокоился
Коська. – Эй, Родничок, где ты?
– А тут я, – ответил Родничок из реки. – Я теперь с другими
родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!
Упражнение 5. Игра «Роднички и река»
Ребята, смотрите к нам в гости тоже прибежали роднички, давайте
мы их объединим в одну большую реку, чтобы им веселее было.
У каждого ребенка на парте лежат по две маленькие ленточки, которые
нужно привязать на одну большую ленту.
Фрагмент мультфильма
Полёт филина.
Упражнение 6. Игра «Филин и зайцы»
Ребята, а как вы думайте, что это за птица? (Ответы детей).
Правильно ребята, это птица филин. Днем она спит, а ночью зайцев
ловит.
Давайте, с вами поиграем в игру «Филин и зайцы». Е.В. исполняет
роль филина, дети – роль зайцев. Днем «зайцы» прыгают, танцуют и
радуются (пока звучит музыка).
Как только наступает ночь (музыка умолкает) и раздается уханье
«филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг.
(Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают
руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха).
После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают
страх и напряжение.
Фрагмент мультфильма
Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец
наступило утро.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
– Эй, Родничок, где ты?
– А тут я! Посмотри наверх, – отозвался Родничок. Поднял глаза
Коська и видит – в небе облачко покачивается.
Упражнение 7. «Облачко» (развитие графомоторных навыков)
Детям раздаются карточки с заданием, где нужно обвести облачко по пунктиру в направлении, указанном стрелкой и нарисовать сверху вниз прямые линии.
Итоговая беседа
Логопед: Ребята, вам понравилась сказка.
Давайте припомним, всех кого встретил Заяц-Коська (ответы детей).
Молодцы ребята, но сказка закончилась и нам пора возвращаться.
Давайте возьмёмся за руки и выйдем из сказки.
Включаем аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по
«ручью» (голубой ткани) и садятся в круг на стулья.
Психолог:
– Вам понравилось? (Ответы детей).
– Вам было трудно? (Ответы детей).
– Какое упражнение больше всего запомнилось? (Ответы детей).