Учащиеся, с ранних лет ориентированные на
получение творческих профессий и высшего
образования в гуманитарной области, имеют
достаточно низкую мотивацию к изучению точных и
естественнонаучных дисциплин. С целью ее
повышения в московской школе №1113 с
углубленным изучением музыки, хореографии и
предметов эстетического цикла на протяжении
ряда лет разрабатываются приемы интеграции
различных дисциплин на основе углубленно
изучаемой в школе истории искусства.
Предлагаемый урок посвящен одной из проблем,
вызывающих большой интерес школьников –
проектированию пирамиды Хеопса. В современной
литературе и Сети существуют множество
публикаций, высказывающих подчас самые
фантастические версии назначения, приемов
проектирования и строительства этого чуда
древнего мира. Большинство из них антинаучны,
однако весьма популярны, что побудило учителя
МХК и учителя математики подготовить урок,
позволяющий учащимся получить объективные
знания, основанные на реальном уровне развития
математики в Древнем Египте.
В качестве методической основы урока принят системно-деятельностный
подход, требующий от учащихся активной
самостоятельной и творческой работы, и
способствующий формированию учащимися
системного научного представления о мире.
Урок построен таким образом, что в его подготовке
и проведении главная роль отводится учащимся,
учителя выступают в качестве наблюдателей,
координаторов и комментаторов, направляющих и
тактично корректирующих деятельность учеников в
поисках решения поставленной задачи.
Ход урока подробно изложен в прилагаемой
анимированной презентации и информационной
карте урока.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА
Тип урока: интегрированный урок история искусства – математика, обобщающий, урок-эксперимент, основанный на системно-деятельностном подходе | |||
Целеполагание для ученика |
Целеполагание для учителя |
||
|
|
||
Домашнее задание: повторить
темы:
Отдельным учащимся предлагается подготовить к уроку сообщения на эти темы. |
|||
Этапы урока |
Деятельность обучающихся |
Дидактическое обеспечение |
|
I. Организационный момент (2 мин.) | Разделение класса на 4 группы по 5-6 человек. | ||
II. Сообщение темы урока. Актуализация знаний учащихся по искусству Древнего Египта (10 мин.) | Сообщения учащихся о пирамидах
Древнего царства:
|
Компьютерная презентация (КП). | |
III. Экспериментальная часть (10 мин.) | Использование методов построение для построения проекта пирамиды Хеопса. | Компьютерная презентация (КП). | |
IV. Проверка результатов эксперимента (10 мин.) | Работа в группах:
|
Компьютерная презентация (КП). Картон, ножницы, скотч, линейки, карандаши, циркули. |
|
V. Подведение итогов урока | Формулировка выводов. Самооценка учащихся и совместная с учителями оценка результативности урока. |
Источники:
- Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — Москва, 1970.
- Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока, Малая история искусств. — Москва, 1976, С. 199–344.
- Ионина Н. А. 100 великих чудес света. — Москва, 1999.
- Войтех Замаровский. Их величества пирамиды. — Москва, 1986.
- Згурская М. П. Загадки истории. Древний Египет. — Москва,2009 г. Сс. 12-18: http://www.litmir.net/br/?b=149308&p=12
- Рекс Энгельбах, Сомерс Кларк, Строительство и архитектура в Древнем Египте. — Москва, 2008.
- Библиография по культуре Древнего Египта: http://www.egyptology.ru/thematic/bibl-art.htm
- Щетников А.Т. Золотое сечение, квадратные корни и пропорции пирамид в Гизе: http://www.nsu.ru/classics/pythagoras/Pyramis.pdf
- Волошинов А. В. Математика и искусство. Москва, 2000.
- Ресурс, посвященный пирамиде Хеопса: http://cheops.historyworlds.ru
- Чернов А. ИМХОТЕП = ХЕСИРА. О том, как построены египетские пирамиды и о Первом зодчем человечества: http://chernov-trezin.narod.ru/ZS_HESIRA_1.htm