Одна из тайн пирамиды Хеопса. Проектируем пирамиды по методу древних архитекторов

Разделы: Математика, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Учащиеся, с ранних лет ориентированные на получение творческих профессий и высшего образования в гуманитарной области, имеют достаточно низкую мотивацию к изучению точных и естественнонаучных дисциплин. С целью ее повышения в  московской школе №1113 с углубленным изучением музыки,  хореографии и предметов эстетического цикла на протяжении ряда лет разрабатываются приемы интеграции различных дисциплин на основе углубленно изучаемой в школе истории искусства.  
Предлагаемый урок посвящен одной из проблем, вызывающих большой интерес школьников – проектированию пирамиды Хеопса. В современной литературе и Сети существуют  множество публикаций, высказывающих подчас самые фантастические версии назначения, приемов проектирования и строительства этого чуда древнего мира. Большинство из них антинаучны, однако весьма популярны, что побудило учителя МХК и учителя математики подготовить урок, позволяющий учащимся получить объективные знания, основанные на реальном уровне развития математики в Древнем Египте.
В качестве методической основы урока принят системно-деятельностный подход, требующий от учащихся активной самостоятельной и творческой работы, и способствующий формированию учащимися   системного научного представления о мире. Урок построен таким образом, что в его подготовке и проведении главная роль отводится учащимся, учителя выступают в качестве наблюдателей, координаторов и комментаторов, направляющих и тактично корректирующих деятельность учеников в поисках решения поставленной задачи.
Ход урока подробно изложен в прилагаемой анимированной презентации и информационной карте урока.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Тип урока: интегрированный  урок  история искусства – математика,  обобщающий, урок-эксперимент,  основанный на системно-деятельностном подходе

Целеполагание для ученика

Целеполагание для учителя

  • Осознание целостности мира, взаимозависимости искусства и науки.
  • Осознание безграничных возможностей человеческого разума.
  • Уметь сформулировать эмоционально-ценностную   позицию и научиться высказывать свою точку зрения о  собственных представлениях о взаимосвязи науки  искусства.
  • Мобилизация своих знаний в области математики и истории искусства.
  • Совершенствование навыков поиска информации в печатных источниках и Интернете, подготовки кратких текстов.
  • Развитие навыков публичного выступления
  • Предметные цели
    • активизировать знания в области истории и искусства и математики;
    • развитие навыков решения задач по геометрии с использованием метода построения.
  • Цели, отражающие развитие УУД
    • создать условия для формирования  умения использовать знания в области математики для познания   явлений культуры.
  • Цели, развивающие личностную мотивацию, социализирующие цели
    • формирование у учащихся научного мировоззрения;
    • формирование у учащихся представления о неразрывной взаимосвязи искусства и науки как важнейших областей культуры;
    • создать условия для возникновения у учащихся гуманитарного склада интереса к к точным наукам;
    • способствовать формированию творческого мышления;
    • активизировать настрой на социализацию творческих инициатив (социально- культурная адаптация школьников);
    • способствовать развитию познавательного интереса.
Домашнее задание: повторить темы:
  • «Искусство Древнего Египта. Пирамиды Древнего Царства» (МХК);
  • Построение прямого угла и квадрата, свойства квадрата, теорема Пифагора, пропорции «золотого сечения» (математика).

Отдельным учащимся предлагается подготовить к уроку сообщения на эти темы.

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Дидактическое обеспечение

I. Организационный момент (2  мин.) Разделение класса на 4 группы по 5-6 человек.  
II. Сообщение темы урока. Актуализация знаний учащихся по искусству Древнего Египта (10 мин.) Сообщения учащихся о пирамидах Древнего царства:
  • Историческая справка.
  • Версии о методах их проектировании и технологии строительства.
  • Система мер древних египтян.
Компьютерная презентация (КП).
III. Экспериментальная часть (10 мин.) Использование методов построение для построения проекта пирамиды Хеопса. Компьютерная презентация (КП).
IV. Проверка результатов эксперимента (10 мин.)  Работа в группах:
  • создание модели пирамиды Хеопса (две группы), измерение ее высоты;
  • вычисление высоты с помощью теоремы Пифагора (две группы);
  • сравнение результатов, выводы.
Компьютерная презентация (КП).
Картон, ножницы, скотч, линейки, карандаши, циркули.
V. Подведение итогов урока Формулировка выводов.
Самооценка учащихся и совместная с учителями оценка результативности урока.
 

Логическая структура урока

Источники:

  1. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. — Москва, 1970.
  2. Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока, Малая история искусств. — Москва, 1976, С. 199–344.
  3. Ионина Н. А. 100 великих чудес света. — Москва, 1999.
  4. Войтех Замаровский. Их величества пирамиды. — Москва, 1986.
  5. Згурская М. П. Загадки истории. Древний Египет. — Москва,2009 г.  Сс. 12-18: http://www.litmir.net/br/?b=149308&p=12
  6. Рекс Энгельбах, Сомерс Кларк, Строительство и архитектура в Древнем Египте. — Москва, 2008.
  7. Библиография по культуре Древнего Египта: http://www.egyptology.ru/thematic/bibl-art.htm
  8. Щетников А.Т. Золотое сечение, квадратные корни и пропорции пирамид в Гизе: http://www.nsu.ru/classics/pythagoras/Pyramis.pdf
  9. Волошинов А. В. Математика и искусство. Москва, 2000.
  10. Ресурс, посвященный пирамиде Хеопса:  http://cheops.historyworlds.ru
  11. Чернов А. ИМХОТЕП = ХЕСИРА. О том, как построены египетские пирамиды  и о Первом зодчем человечества:   http://chernov-trezin.narod.ru/ZS_HESIRA_1.htm