Открытый урок математики "Единицы массы. Тонна. Центнер"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Основные цели:

  • сформировать представление о новых единицах измерения массы (тонна, центнер), установить соотношения между ними;
  • cформировать умение преобразовывать единицы массы, сравнивать, складывать и вычитать их.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Этапы урока Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности .

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредст-вом высказывания в стихотворной форме;

2) определить содержа-тельные рамки урока: единицы измерения величин, масса.

Учитель показывает на 1 слайде

Парадные, нарядные,
Такие ненаглядные
И мальчики, и девочки
Внимательно глядят.
Вам всем учиться хочется?

1 шаг ЧТО Я НЕ ЗНАЮ ?

2 шаг САМ НАЙДУ СПОСОБ.

Урок к нам в гости просится.
Пора его начать!? 

Слайд 2, 3

- А какой урок? (математики)

- Так попробуйте к уроку математики получить математические понятия, исключая из каждого данного слова одну букву: Слайд 5

массаж
долина
метро

Должны получиться слова : масса, длина, метр.

- Может быть лишним слово метр. (Это не величина, а единица измерения длины).

Слайд 6, 7

- “Лишнее” слово масса. (это отдельная величина)

Вы правы. И тема нашего урока: Масса. Единицы измерения массы.

- А какие уже знаем единицы измерения массы? (кг, г)

- Какой эталон вывели? (1кг = 1000 г)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Цель:

1) актуализировать знания о массе и соотношении между единицами измерений массы;

2) тренировать устные и письменные вычислительные навыки ;

3) зафиксировать инди-видуальное затруднение в деятельности, демон-стрирующее недоста-точность знаний о единицах измерения массы.

Слайд 8

- Используя эталон, сравните, доказывая:

15 кг 900 г ... 16.400 г

3 кг ... 999 г

85 кг ... 85 км

- Почему нельзя сравнить? (различные величины)

- А теперь расставьте животных в порядке возрастания их веса

Слайд 9

Бегемот 3.000кг голубой кит 150.000кг слон 4.680 кг

- Смогли выполнить ?

- И выразите массу этих животных в более крупных единицах измерения .

- У кого нет ответа?

- Что вы не смогли сделать?-(выразить в более крупных единицах измерения)

-У кого есть ответ?

- Обоснуйте.

- В чем ваше затруднение? (Не умеем)

3. Выявление места и причины затруднения .

Цель:

1) организовать выявление и фиксацию детьми причины затруднения – не известны единицы массы, большие килограмма;

2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

- Уточните еще раз, какое задание мы выполняли? (Переводили единицы массы в более крупные единицы измерения массы.)

Помог вам старый эталон?

Чем вас не устраивает имеющийся эталон? (По условию, надо перевести массу слона, бегемота и синего кита в более крупные единицы, чем килограмм, а мы таких единиц не знаем.)

Почему вы не смогли выполнить задание или обосновать свой ответ? ( Не умеем. Нет эталона).

Давайте уточним тему урока.

Дети высказывают свои предложения. Учитель дополняет тему урока,

Поставьте перед собой цель . (Нам надо узнать большие единицы измерения массы, чем килограмм, и установить между ними соотношения.)

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

сформировать представление о тонне и центнере, зафиксировать соотношение между всеми изученными единицами массы.

- Что вам поможет в открытии нового? (учебник, интернет ,доп. лит-ра)

Кто из вас слышал, какие единицы измерения массы используют при взвешивании очень больших предметов( животных, машин, зерна и т .д).? (Тонна. Центнер.)

Слайд 10

Вы будете работать с учебником по плану:

  • Прочитать правило на с 104.
  • Найти названия новых единиц измерения массы и их обозначения.
  • Заполнить таблицу.
  • Сделать вывод.
5. Реализация построения проекта.

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний

2) создать условия для построения учащимися плана действий; зафиксировать его в речи, графической и знаковой форме (с помощью эталона), сформировать способность к его практическому использованию,

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Слайд 11

- Я вам предлагаю построенный план реализовать в группах.

Учащиеся, самостоятельно работая в группах, составляют опору на индивидуальных листах , пользуясь составленным планом.

- Какие же еще существуют единицы массы? ( на доску карточки)
– Что тяжелее центнер или тонна?
– Докажите .(1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Как при числах мы будем записывать слово “тонна”? (т)
– А центнер? (ц)

– Слово “тонна” с греческого языка означает “бочка”, слово “центнер” с греческого языка означает “весящий 100”
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: “Во сколько раз тонна больше центнера?” (В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
(1 т = 10 ц)

Слайд 12

– Какова же тема и цель нашего урока? (Единицы измерения массы. Тонна.Центнер.) (Соотношение между единицами массы)
- Сможем ли мы с помощью данного эталона выполнить или проверить правильность выполнения задания на пробное действие? (Да.)

3 000 кг =3 т (т.к. 1т =1 000 кг)

150 000 кг = 150т =1 500 ц

4 680 кг = 4 т 680 кг = 4 т 6 ц 80 кг

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

зафиксировать соотношения между единицами массы во внешней речи.

Потренируемся выполнять действия с новыми единицами измерения массы.

Следующий этап работы. (тренировка –первичное закрепление)

1) Фронтальная работа.

- Дети, пользуясь новым эталоном, выполняют задания в больших тетрадях с комментированием по “цепочке”.

2 (аб), стр. 104.

5 ц = 500кг

4ц 32 кг =432 кг

3 (а,б), стр. 104.

800 кг =8 ц

1600 кг = 16 ц

№ 4 (а,б) стр. 104

7 000 кг = 7 т

4 000 ц = 400т

2) Работа в парах.

- Дети выполняют по одному примеру, комментируя решение друг другу:

№ 2 в № 3 в № 4 в ПРОВЕРКА по образцу! (на доске одна из пар)

18 ц 7 кг =1807 кг

50 000 кг = 50 т

9 000 кг = 90 ц

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить с помощью эталона для самопроверки своё умение преобразовывать единицы массы.

- Молодцы! У вас неплохо все получилось! Теперь выполните задания самостоятельно:

2 (г), 3 (г), 4 (г), стр. 104.

3 т 940 кг = 3.940 кг

36 т =360 ц

30 ц = 3т

Дети выполняют задание. По окончании работы учитель открывает на экране эталон для самопроверки:

3 т 940 кг = 3.940 кг

36 т =360 ц

30 ц = 3т

Слайд 13

Проверьте работу. Кто допустил ошибку? (...) Поставьте знак “?”.

Какую ошибку допустили и почему? (...)

Кто выполнил задание правильно? (...) Молодцы! Поставьте себе “+”.

Ф И З П А У З А. Слайд 14–15

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель: тренировать способность к решению задач с именованными числами.

- Где можем использовать полученные знания? (При решении задач, преобразовании единиц ,сравнивать ,складывать и вычитать именованные числа)

Слайд 16

Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается?

(Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)

– Запишите это равенство в тетрадь (3 т = 3000 кг = 30 ц)

РАБОТА В ГРУППАХ.

1 и 6 группы

Воспользуемся новыми знаниями и поработаем в группах.

Детям раздаются заготовки. Учащиеся должны соединить начало и конец правила.

Слайд 17

Начало правила Окончание правила
В 1 КГ .....

В 1 ЦЕНТНЕРЕ...

В 1 ТОННЕ... 

В 1 КМ....

1000 М

1000 КГ, 10 Ц 

1000  Г

100 КГ 

- После выполнения задания проводится проверка.

- Какое правило на сегодня лишнее ? (1 км = 1.000 м)

2 группа. Слайд 18

- В каком ряду единицы измерения расположены в порядке возрастания.(подчеркнуть)

А) тонна, центнер, килограмм, грамм;

б)центнер, грамм, тонна, килограмм;

в) грамм, килограмм, центнер, тонна.

4 группа.

- В каком ряду единицы измерения расположены в порядке убывания. (подчеркнуть)

а) тонна, центнер, килограмм, грамм;

б)центнер, грамм, тонна, килограмм;

в) грамм, килограмм, центнер, тонна.

3 и 5 группы. Слайд 19

- Найди “лишнее” в каждом столбике. (обведи)

Кг грамм

Ц золотник

Дм тонна

Т килограмм

- В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы.

Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах

Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок. Слайд 20

  • Болезнь входит пудами, а уходит золотниками
  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь
  • Мал золотник, да дорог
  • Узнаешь почем фунт лиха
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать достижение поставленных целей;

2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса;

3) обсудить дополнительное задание.

- Вспомните тему урока. (Единицы массы. Тонна. Центнер.) Слайд 21

Наша цель?

Зачем нужно уметь делать перевод единиц? (...) Слайд 22

Сколько килограммов в 1 тонне, в 1 центнере? Сколько центнеров в 1 тонне?

(В 1 тонне ? 1000 кг, в 1 центнере ? 100 кг, в 1 тонне ? 10 центнеров.)

Как вы работали на уроке? (...)

Чья работа в классе вам понравилось?

- Почему больше синий цвет? (узнали, но хорошо ли умеем) Слайд 23

- Можно продолжить свои открытия по темам для проектов: Слайд 24

  • Старорусские единицы массы
  • Самые тяжелые и легкие животные
  • Весы для различных измерений массы
  • Пословицы и поговорки с единицами массы

Д/З - презентации по темам