Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя является работа над обогащением и уточнением словарного запаса учащихся: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме.
Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь, поэтому каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов. Именно для этого предназначено электронное пособие «Работа со словарными словами». Пособие рекомендовано к учебнику авторов Н.В.Нечаевой, С.Г.Яковлевой «Русский язык. 3 класс», но может использоваться учителями, работающими по другим программам..
В данном пособии предлагается для изучения 33 слова. Слова разбиты на блоки по тематическому признаку. Над каждым блоком слов педагог работает ежедневно в течение недели, используя различные формы и методы работы.
Работа по освоению словарных слов проводится в несколько этапов, каждый из которых призван решить конкретную задачу.
1 этап
В первый день недели учащиеся знакомятся со словами блока через загадку, ребус, анаграмму, толкование слова или графических ассоциаций.
2 этап
На втором уроке предполагается работа с лексическим значением слов (по словарю С.И.Ожегова).
3 этап, 4 этап, 5 этап
Работа на следующих трёх уроках направлена на включение данных слов в словосочетания, предложения, подбор однокоренных слов. Активно используются пословицы, поговорки, фразеологизмы. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.
В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.