Урок математики по теме "Смысл действия умножения" (УМК "Школа России"). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (365 кБ)


Основные цели.

  1. Познакомить детей с новым действием.
  2. Раскрыть смысл действия умножения.

Основные задачи.

  1. Отрабатывать навыки быстрого и стабильного счета.
  2. Продолжить работу над пробным действием, устранять причины затруднения.
  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию.
  4. Закреплять умение действовать по установленному образцу.
  5. Развивать внимание, речь, логическое мышление, мелкую моторику рук.
  6. Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
  7. Совершенствовать умение решать задачи.

Материал к занятию.

Демонстрационный

  1. Презентация.
  2. Учебник Моро М. И. и др. Математика 2 класс (2 ч.).
  3. Рабочая тетрадь М.И. Моро 2 класс (2 ч.).

Раздаточный

  1. Индивидуальная карточка (Р-1) (Приложение 1)
  2. Карточка пробного действия (Р-2) (Приложение 2)
  3. Карточка фруктами (Р-3) (Приложение 3)
  4. Карточка с точками, обозначающие тетрадки (Р-4) (Приложение 4)

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем. (Слайд 2)

- К уроку все готовы? Да? (Да!)

- Что ж начнём его тогда. Какую тему мы изучаем? (Закрепляли сложение и вычитание)

- Ребята, как вы думаете, какая работа предстоит нам на этом уроке? (Изучить что-то новое)

- Что для этого вы должны будете делать? (Понять, чего мы не знаем, самим открыть новое)

- Желаю вам успеха. Прежде чем мы продолжим работу, я предлагаю узнать девиз нашего урока.

- Расположите числа в порядке возрастания. (Слайд 3)

- Что интересного заметили? (Числа увеличивали на 2, все числа четные)

- Прочитайте девиз. (Ум хорошо, а два лучше!)

- Как вы объясните пословицу? (Мнения детей)

- С чего начнем урок? (С повторения)

- Что будем повторять? (То, что понадобиться для изучения нового)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности

Решите задачи:

В одном ящике 7 кг яблок. Сколько килограммов яблок в трех таких же ящиках? В семи? В девяти?

- Отметьте ответ в индивидуальной карточке. (Р-1)

- Как вычисляли? (7+7+7=21 (кг), 7+7+7+7+7+7+7= 49 (кг), 7+7+7+7+7+7+7+7+7=63 (кг) ) (Слайд 4)

Удобно было вычислять? (нет)

- Запомните это.

Мама засолила 5 банок огурцов по 2 килограмма огурцов в каждую, у нее осталось еще 13 кг огурцов. Сколько килограммов огурцов у нее было?

- Отметьте ответ в индивидуальной карточке. (Р-1)

- Как вычисляли? (5+5+13 = 23 (кг))

- Отметьте, пожалуйста, в индивидуальной карточке если у вас были затруднения – (?), если не было – (+) (Р-1)

2.2.

- Найдите значения выражений. (Слайд 5)

- Запишите ответы в индивидуальной карточке. (Р-1)

(Устно называют ответы, один ученик записывает ответы на интерактивную доску)

- Кто не допустил ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

- На какие группы можно разбить все эти числа? (Дети записывают группы на интерактивной доске: 23, 14 8,3,5; 14, 8 23,5,3; )

- Для чего мы выполняли эти задания? (Повторяли)

- Что интересного заметили? (Одно выражение не решили)

- А для чего я ввела в задание это выражение? (Слайд 6) (это выражение поможет нам узнать что-то новое)

- Что вас ожидает дальше? (Задание, в котором будет что-то новое)

- Что сейчас должны сделать? (Поработать в карточке пробного действия)

- Назовите шаг нашей деятельности. (Определить, чего я не знаю)

2.3. Пробное действие

- Кто догадался, что надо сделать в карточке пробного действия? (Найти значения выражений) (Р-2)

- Попробуйте их решить. (Решают)

- Значение всех ли выражений вы нашли? (Нет)

- А какими не справились? (5 • 6 3 • 4)

- Почему? (Раньше с такими выражениями не встречались)

- Кто не допустил ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

- Что показало пробное действие? (умеем решать примеры на сложение и вычитания, чего-то не знаем)

- Что мы теперь должны сделать? (Разобраться, в чем наше затруднение)

3. Выявление места и причины затруднения

- Ответьте, почему возникло затруднение? (Не знаем нового знака, что он означает, как находятся значения таких выражений)

- Значит, чего мы не знаем? (Как находит значения новых выражений)

- Назовите шаг, который предстоит сделать? (Самим найти способ)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Чему мы будем учиться? Поставьте цель. (Будем знакомиться с новым арифметическим действием, узнаем его смысл)

- Сформулируйте тему нашего урока. (знакомство с новым арифметическим действием)

- Поможет нам в этом разобраться моя вазочка с фруктами. (Слайд 7)

- Сколько в ней лежит яблок? (15)

- Сколько ребят с тарелочками внизу? (5)

- Как будем делить яблоки между ребятами? (Поровну)

- У вас у каждого на столе подобная карточка. Выполните задание (Р-3) (один ученик работает на (Слайде 7)

- Что у вас получилось? (на каждую тарелку положили по 3 яблока)

- Сравните с доской. Кто не допустил ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

- Сколько всего было яблок? (15)

- Как это можно найти, опираясь только на детей с тарелочками? (Сложить)

- Как это можно запитать арифметически? (ребенок пишет на доске: 3+3+3+3+3=15)

- Кто написал так же, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

- Сколько групп-тарелочек получилось? (5 групп)

- По сколько яблок досталось каждому ребенку? (По 3)

- Значит: по 3 взяли 5 раз.

- Ребята, мне нужно раздать 20 тетрадок. Одному ученику я дам по 2 тетрадки.

- Посмотрите на свои карточки (Р-4)

- Сколько на карточке отмечено точек? (20)

- Что они означают? (тетрадки)

- Как будем группировать точки? (по 2)

- Выполните задание. (Один ученик работает на слайде 8)

- Сосчитайте, сколько пар у вас получилось? (10) Сравните с образцом.

- А теперь запишите это математически.

- Сколько точек в одной группе? (2)

- Сколько всего групп? (10)

- Как узнать, сколько всего точек? (2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=20). (Один ученик у доски)

- Кто выполнил задание так же, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

- Значит: по 2 взяли 10 раз.

- А если мне нужно будет каждому ученику раздать по 3 тетрадки.

- Сколько учеников в классе? (30)

- Сколько раз я должна буду повторить 3? (30)

- Как мы это запишем? (Дети начинают говорить, учитель записывает 3+3+3+3+…=30)

- Давайте посчитаем. (Учитель начинает складывать, в какой-то момент учитель сбивается, начинает заново)

- Как вы думаете удобно так записывать и подсчитывать результат? (Нет)

- Для этого великие ученые придумали математический знак (• х) – умножение. Но сложение заменяется умножением, только когда складываются одинаковые слагаемые.

- Вот смотрите, мы считаем тарелки с яблоками. Мы по 3 яблока положили на 5 тарелок. Вспомните, как мы это записали? (Называют пример) (Слайд 9)

- А по новому это можно записать так. (Слайд 10)

- Читается это так: 3 умножили на 5 получили 15 или по 3 взяли 5 раз получили 15.

- Повторите. (Повторяют)

- А как запишем это выражение? (Слайд 11) (Ученик пишет на доске)

- Кто сможет прочитать новое выражение? (Несколько человек по очереди читают)

- Прочитаем хором: по 2 взяли 10 раз получили 20, 2 умножить на 10 получится 20.

- А как запишем это выражение? (Слайд 12) (Ученик пишет на доске)

- Кто сможет прочитать новое выражение? (Несколько человек по очереди читают)

- Прочитаем хором: по 3 взяли 10 раз получили 30, 3 умножить на 10 получится 30.

- В каком случае мы можем заменить сложение умножением? (Если складываем одинаковые слагаемые)

 

5. Физминутка. (Слайд 13)

Умножали, умножали,

Очень, очень мы устали.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим, отдохнём

И опять считать начнём.

6. Реализация построенного проекта.

6.1.

- Откройте учебник на странице 48 выполните задание № 1. (Устно выполняют задание)

6.2.

- Рассмотрите домино на полях учебника. Как можно посчитать точечки на домино? (4+4+4=12, 4•3=12)

6.3.

- Положите перед собой карточку пробного действия, кто сможет прочитать те выражения, которые нас ввели в затруднение? (3 • 4, 5 • 6)

- Положите перед собой индивидуальную карточку. Найдите первое задание “Задачи”. Кто теперь сможет решить задачу иначе? (7 • 3 = 21 (кг), 7 • 7 = 49 (кг), 7 • 9 = 63 (кг))

- Получилось ли у нас справиться с затруднением? (да)

- С чем мы познакомились на уроке? (С новым математическим знаком, арифметическим действием, узнали его смысл)

- Каков смысл умножения? (замена одинаковых слагаемых, легче решать)

7. Первичное закрепление во внешней речи

7.1.

- Откройте ТПО на с.43, выполните задание №1. (выполняют самостоятельно, сравнивают с эталоном. (Слайд 14, 15))

- Какие выражения подчеркнули зеленым цветом? (Проговаривают)

- Почему именно эти? (одинаковые слагаемые можно заменить умножением)

- Сравните с доской. Кто не допустил ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

8. Самостоятельная работа, с самопроверкой по эталону.

- Чтобы убедиться, что мы научились заменять сложение умножением, какой шаг надо выполнить? (Самостоятельно поработать)

8.1.

- Выполните задание в ТПО с.43 № 2.

(Выполняют задание, делают взаимопроверку, опираясь на эталон. (Слайд 16, 17))

- Кто не допустил ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

9. Включение в систему знаний и повторение

- Какие свои умения вы развиваете, когда решаете примеры на сложение и вычитание? (1 высказывание детей)

9.1.

- Найдите в учебнике задание №4 на с.48.

- Что нужно сделать? (Найти значение выражений)

- Как будете находить? (Запишем примеры в столбик) (решают у доски)

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

9.2.

- Какое задание нужно выполнить в № 2? (Поставить вопрос и решить задачу)

- Придумайте вопросы к задаче. (Сколько лип на второй аллее? Сколько всего лип?)

- Самостоятельно решите задачу со вторым вопросом. (Решают самостоятельно, один ученик на доске)

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

10. Практическая работа

10.1.

- В ТПО на с.44 выполните задание №3(1). (Фронтальная проверка)

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Как мы заканчиваем наш урок? (Анализируем нашу работу)

- Какова была цель нашего урока? (Познакомиться с новым математическим действием, узнать его смысл)

- Достигли ли цели? Докажите. (Научились заменять сложение одинаковых слагаемых умножением)

- Где в жизни пригодятся нам наши новые знания? (Высказывания детей)

- Оцените свою деятельность, опираясь на индивидуальные листы.

- Раскрасьте кружок зеленым цветом, если чувствуете себя уверенно и научились заменять сложение умножением. Раскрасьте кружок в желтый цвет, если не все получилось и надо тренироваться.

- Что посоветуете ребятам, у которых были ошибки, и не все получилось? (Тренироваться, в решении примеров, задач, замене сложения умножением и др.)

- Что нужно делать тем, у кого все сегодня получилось? (На следующих уроках выполнять более сложные задания)

12. Домашнее задание. (Слайд 18)

Учитель показывает. (Слайд 19)

- Спасибо за хорошую работу на уроке! До свидания!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4