Пояснительная записка
Курс разработан для предпрофильного обучения учащихся 9 классов, выбравших естественный профиль в старшей школе. Курс рассчитан на 17 часов.
Предлагаемая программа призвана восполнить недостаток знаний школьников о влиянии всех факторов окружающей среды на здоровье человека.
В содержании курса предусматривается реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды и изучению ее влияние на здоровье человека. Учащиеся приобретают практические навыки по сохранению своего здоровья.
В сложившейся на современном этапе экологической обстановке, каждый школьник должен овладеть основами экологической культуры. В процессе образования необходимо показать, что защита природы отвечает собственным интересам людей.
Программа содержит занятия теоретического и практического характера, а также групповую работу, индивидуальные наблюдения и исследования.
Предусматривает лекционные занятия, беседы, практические работы, а также самостоятельную работу с различными источниками информации (включая Интернет).
Цель курса:
Создать целостное представление о здоровье человека и особенностях воздействия экологических факторов на человеческий организм. Способствовать осознанию учащимися роли человека и своей собственной в сохранении жизни на планете во всем ее многообразии.
Задачи курса:
- Сформулировать представления об экологии человека как комплексной междисциплинарной науке, вооружить знаниями об основных факторах, влияющих на здоровье человека;
- Раскрыть принципы рационального природопользования;
- Обучить простейшим навыкам защиты от воздействий различных видов загрязнений окружающей среды.
- Воспитывать активную позицию, бережное отношение к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих.
Тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
11. |
Экология и мы. Предмет экологии человека. |
1 |
22. |
Влияние загрязнений воды на здоровье человека. |
1 |
33. |
Загрязнение воздуха и здоровье человека. |
1 |
44. |
Погода и самочувствие человека. |
1 |
55. |
Акустическое шумовое загрязнение. |
1 |
66. |
Электромагнитное заражение среды и здоровье человека. |
1 |
77. |
Геопатогенные зоны. |
1 |
88. |
Химическое загрязнение среды и здоровье человека. |
2 |
99. |
Биологическое загрязнение, его влияние на здоровье человека. |
2 |
110. |
Основы рационального питания. |
2 |
111. |
Опасность дома. |
2 |
112. |
Проблемы приспособления человека к окружающей среде. |
1 |
113. |
Итоговое занятие – конференция. |
1 |
Содержание программы курса
1. Экология и мы. Предмет экологии человека. (1 час)
Введение. Содержание, цели и задачи курса.
Экология человека. Классификация глобальных проблем человечества. Проблемы сохранения и укрепления здоровья.
2. Влияние загрязнений воды на здоровье человека. (1 час)
Качество воды. Сточные воды и их очистка. Влияние примесей, содержащихся в воде на здоровье человека. Вода «живая» и «мертвая». Питьевая вода. Методы очистки питьевой воды. Использование бытовых фильтров для очистки воды.
Практическая работа: «Какую воду мы пьем».
3. Загрязнение воздуха и здоровье человека. (1 час)
Загрязняющие вещества и их влияние на организм человека. Виды ПДК. Канцерогенные свойства веществ, выбрасываемых в атмосферу. Психологическое воздействие загрязнения атмосферы. Биоиндикация загрязнения атмосферы. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Вред курения.
4. Погода и самочувствие человека. (1 час)
Биоритмы. Суточные ритмы. Самочувствие человека. Погодные условия, их физические составляющие и влияние на здоровье.
5. Акустическое шумовое загрязнение (1 час)
Шум. Шумовое загрязнение и его влияние на организм человека. Интенсивность акустических колебаний звука. Уровень шума. Ультразвуки. Инфразвуки. Шумовая болезнь.
6. Электромагнитное заражение среды и здоровье человека. (1 час)
Источники электромагнитных излучений. Электромагнитные поля антропогенного происхождения. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Дозы облучения организма. Обеспечение радиационной безопасности. Правила работы за компьютером.
7. Геопатогенные зоны. (1 час)
Знакомство с геопаталогией. Геопатогенные поля и их биологическое значение. Биолокационные методы обнаружения патогенных зон. Геопатогенные зоны как опасность для здоровья. Необходимость учета ГПЗ при строительстве. Лозоходство как метод диагностики патогенных зон.
8. Химическое загрязнение среды и здоровье человека. (2 часа)
Виды химических загрязнений. «Зеленая революция». Пестициды. Нитраты и нитриты. Биоиндикация загрязнения почв. ПДК нитратов в овощах. Мутагены. Канцерогены.
Практическая работа: «Обнаружение нитратов»
9. Биологическое загрязнение, его влияние на здоровье человека. (2 часа)
Виды биологических загрязнений. Инфекционные заболевания, их возбудители, профилактика. Природно-очаговые инфекции. Управляемые и неуправляемые инфекции. Грибковые загрязнения.
10. Основы рационального питания. (2 часа)
Рациональное питание – важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности. Биологическое и химическое загрязнение пищи. Проблема качества пищевых продуктов. Биологически активные вещества. Пищевые добавки. Генетически модифицированные продукты. Экологически чистые продукты. Предупреждение пищевых отравлений.
Практическая работа: «Экспертиза продуктов питания с целью выявления пищевых добавок различных классов».
11. Опасность дома (2 часа).
Экология жилища. Интерьер жилища и его влияние на человека. Микроклимат жилища, его влияние на человека. Строительные и отделочные материалы, посуда, игрушки, канцелярские и школьно-письменные принадлежности могут быть опасны для здоровья. Методы очистки воздуха в жилище.
12. Проблемы приспособления человека к окружающей среде. (1 час)
Адаптация человека. Напряжение и утомление – как итог приспособления к неблагоприятным условиям окружающей среды. Стресс. Психология поведения людей в экстремальных условиях. Проблема одиночества. Учет адаптивных особенностей при выборе профессии. Релаксация как основной источник эмоционального выживания и физического здоровья.
13. Итоговое занятие – конференция. (1 час)
Защита научно-практических работ по темам, предложенным в начале курса.
Проектная деятельность.
Предлагаемые темы:
- Выявление экологически опасных веществ и факторов в быту.
- Мутанты – кто они?
- Экологически чистое жилье.
- Влияние шума на регуляторные системы организма.
- Влияние курения на заболеваемость курильщиков и членов их семей.
- Влияние пищевых добавок, что означают их индексы?
Литература для учителя:
- Валеологический практикум для школьника (и учителя). Учебно-методическое пособие. – Казань, 1998.
- Популярная экология. – Казань,1997.
- Теоретические и организационно-методические аспекты валеологического образования. – Казань,1998.
- Экологическое образование и воспитание учащихся (сборник материалов). – Казань, 1995.
Литература для учащихся:
- Дильман В.М. Большие биологические часы. – М.: Знание, 1986.
- Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997.
- Лаптев А.П., Горбунов В.В. Коварные разрушители здоровья. – М.: Советский спорт, 1990.
- Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. – М.: Педагогика, 1989.
- Попов В.А. Биосфера и проблемы ее охраны. – Казань, Татарское книжное издательство, 1981.
- Розанов Б.Г. Живой покров Земли. – М.: Молодая гвардия,1989.
- Романцев Е. Закономерные чудеса. – М.: Молодая гвардия, 1987.
- Ясманов Н.А. Занимательная климатология. – М.: Знание, 1989.