Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления со стихами русских поэтов о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии.
Планируемые результаты (УУД):
- личностные: осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;
- метапредметные:
регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применяют модели для получения информации, приводят примеры;
коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; - предметные: научатся читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию, определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; получат возможность научиться иллюстрировать отдельные эпизоды произведения.
Сценарий урока.
I. Организационный момент.
Шуточное приветствие класса
(Мелодия: пластилиновая ворона. Приложение) (mimiostudio-8.01intl, слайд 1)
1-й куплет:
Здравствуйте, девчонки (ответ девочек “здравствуйте”).
Здравствуйте, мальчишки (ответ мальчиков “здравствуйте”).
А теперь все вместе (все вместе “здравствуйте”).
Очень хорошо!
2-й куплет:
Топнем каблуками (топают),
И мальчишки с нами (еще громче топают),
А теперь все вместе (все топают).
Очень хорошо!
3-й куплет:
Хлопнули в ладоши (хлопают),
И девчонки тоже (еще громче хлопают),
А теперь все вместе (все хлопают).
Очень хорошо!
4-й куплет:
Повернитесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Вот к уроку
Класс готов!
(Говорим с детьми о готовности к уроку и о их настроении.) (mimiostudio-8.01intl, слайд 2)
Заранее подготовленные дети разыгрывают диалог.
РАЗГОВОР ЗИМЫ И ВЕСНЫ (mimiostudio-8.01intl, слайд 3)
Ведущий.
Весна с Зимушкой повстречалася,
О здоровьице все справлялася.
Весна. Ой, здорова будь, Зима снежная!
Зима. Бью челом тебе, Весна теплая!
Расскажи ты мне без утаюшки:
Почему тебя привечают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
Весна.
Потому, что ты – больно лютая,
И холодная, и голодная!
Я же – теплая и приветливая!
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла та, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
Зима.
Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила,
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду.
Я отсюда не уйду!Растопило солнце снег, радость на сердце у всех,
Птицы весело запели, слышен звонкий стук капели,
И ручьи бурлят, и птички в гнезда сели на яички.
Небо чисто-голубое.
Что с природою такое?
(Весна.) (mimiostudio-8.01intl, слайд 4)
Весна – замечательное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром весну поэтично называют “утром года”.
– О ком пойдет речь? (О поэтах.)
– Что пишут поэты? (Стихи.)
– С какими стихотворениями мы будем знакомиться? (О родной природе.)
(Презентация, Слайд 1)
II. Объявление темы и постановка целей урока.
– О каком времени года мы будем с вами говорить сегодня?
– Сегодня вы познакомитесь со стихотворениями о весне, научитесь их выразительно
читать. А также поговорим об особенностях этого времени года.
Назовите весенние месяцы. (Ответы детей.)
– Отгадайте, о каком весеннем месяце сегодня будем читать.
Яростно река ревет и разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришел?.. (Апрель.)
С.Михалков (mimiostudio-8.01intl, слайд 5)
- По каким приметам вы догадались, что это апрель?
(Ответы детей.)
Слайд 1. Пословицы о весне. (mimiostudio-8.01intl, слайд 6)
- В апреле земля преет.
- Весна красна, да голодна.
- Весна – зажги снега, заиграй овражки.
– Прочитайте пословицы. О каких весенних приметах в них говорится?
– Закройте глаза и послушайте аудиозапись пьесы “Весна. Времена года” А.
Вивальди.
Какие картины весенней природы вы представили?
(Журчание ручьев, пение птиц, половодье.)
– Что нового узнали?
– Давайте определим задачи нашего урока. (Слайд 2)
Задачи урока:
1. Узнать признаки весенней природы .
2. Познакомиться с поэтами, которые писали о весне.
3 .Думаем, нужна ли в жизни поэзия?
В каких жизненных ситуациях?
– О каком литературном жанре будем сегодня говорить на уроке?
– Дети, что характерно для этого Жанра? (Рифма.)
IV. Работа в парах.
Задание. Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные слова, проиллюстрируйте стихотворение; подготовьте выразительное чтение.
Карточка 1.
И. Токмакова
К нам весна ...
Быстрыми шагами,
И сугробы ...
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях ...
Верно, очень теплые
Ноги у ... .
Слова для справок: шагает, тают, видны, весны.
Карточка 2.
А. Майков
Ласточка ...
Из-за бела моря,
Села и ... :
“Как ты, ..., ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Все ... пахнет.
Слова для справок: примчались, запела, март, весною.
Карточка 3.
А. Барто
Верба, верба, верба,
Верба ....
Это значит верно,
Что весна ....
Это значит верно,
Что ... конец.
Самый, самый первый ... скворец.
Слова для справок: зацвела, пришла, зиме, прилетел.
Карточка 4.
Б. Заходер
Хорошо в лесу в апреле!
Хорошо в лесу весной!
Птицы первые ...,
Пахнет палою листвой.
На полянке, у тропинки,
Пробиваются ....
С бугорка ... бежит,
А под елкой снег лежит.
Слова для справок: запели, травинки, ручей.
Коллективная проверка выполнения работы по группам: выразительное чтение стихов о весне.
Алгоритм работы над стихотворением: (mimiostudio-8.01intl, слайд7)
- Как называется стихотворение? Кто его автор?
- Прочти стихотворение. О чем оно?
- Какие чувства автора выражены в нем?
- Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
- Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения. Поупражняйся в выразительном чтении.
III. Работа по теме урока. (mimiostudio-8.01intl, слайд 8)
1. - На доске зашифрована фамилия писателя. С помощью знания
порядкового номера каждой буквы алфавита отгадайте ее:
14,1,18, 26, 1,12. (Маршак.)
Слайд 2. Портрет С. Я. Маршака.
– Что вы знаете о С. Маршаке?
(Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил литературе.)
Работа с произведением С. Маршака “Апрель”. Слушание детьми стихотворения (читает учитель). (с.40)
Выявление первичного восприятия (беседа).
– Что вы слушали? Понравилось ли вам это стихотворение?
Что понравилось? Какое настроение оно у вас вызывает? (Радостное.)
– Найдите и прочитайте фамилию автора и заглавие, назовите произведение.
Выполнение заданий к тексту произведения
(дети читают вопросы, находят ответы в тексте стихотворения).
Упражнение в чтении слов, предложений, строф под руководством учителя.
– Как надо читать стихотворение? (Бодро, весело, но не очень быстро.)
Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Физкультминутка.
2. Работа в тетради (ответы на вопросы в тетради дети ищут по учебнику). (с.24) (mimiostudio-8.01intl, слайды9, 10)
– Какие картины весенней природы рисует С. Маршак?
– В апреле выходят из берлоги медведи, вылезают из нор барсуки. На заре весело
распевают скворцы, но особенно хороши песни жаворонка.
Звучит запись голоса жаворонка. (mimiostudio-8.01intl, слайд 11)
Заворчал апрель... Снег повсюду тает,
Торопливая капель бусы с крыш роняет.
3. Работа по группам.
Алгоритм работы в группе. (mimiostudio-8.01intl, слайд 12)
1. Выберите групповода.
2. Прочтите задание.
3. Выслушайте мнение каждого по решению данного задания.
4. Примите совместное решение.
5. Выберите секретаря и оформите решение.
6. Выберите спикера. Проговорите в группе выступление спикера.
7. Представьте решение классу.
– Какие стихи о весне вы знаете? (Ответы детей.)
– Прочитайте и составьте из своих рисунков, нарисованных дома к нашему
сегодняшнему уроку картины к данному на карточке стихотворению.(mimiostudio-8.01intl,
слайд 13)
Карточка.
ВЕСНА
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
Г. Ладонщиков
Учитель.
Идет матушка-весна, отворяйте ворота.
Первым март пришел, всех гостей привел,
А за ним и апрель отворил окно и дверь,
А уж как пришел май – сколько хочешь гуляй!
Птицы поют, солнышко пригревает, ручьи журчат.
– Как вы узнаете весну? (Дети говорят о приметах: пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины и молодая травка, распускаются листья, расцветают цветы.)
– А только ли видно весну? (Ее еще слышно: журчат ручьи, звенит капель,
щебечут птицы, жужжат насекомые.)
– Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушивание записи.)
Анализ выполненной работы, составление картины о весне из детских рисунков .
IV. Итог урока. (mimiostudio-8.01intl, слайд14)
– У кого из вас весна – любимое время года? За что вы любите весну?
– Для человека весна – это обновление жизни, это вечная молодость, обновление
природы.
Что каждый из вас открыл для себя нового сегодня на уроке?
Четвертый месяц как шагнет –
Так с треском лопается лед! (Апрель.)
– Какое явление природы, характерное для апреля, упомянуто в загадке? Какие еще явления можно наблюдать в апреле ?
Х. Рефлексия. (mimiostudio-8.01intl, слайд15)