Сенсорная комната в коррекционно-реабилитационной работе с подростками

Разделы: Школьная психологическая служба


Современные подростки отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет. Школьная нагрузка приводит к умственному переутомлению, которое сопровождается ухудшением здоровья: увеличивается число детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, развиваются неврозоподобные состояния, что, в свою очередь, сказывается на их учебной деятельности. Эти факторы в совокупности могут приводить к аддикциям, которые в настоящее время широко распространены в молодежной среде.

В рамках коррекции аддиктивного поведения нами разработан блок занятий для работы в сенсорной комнате, которые способствуют улучшению эмоционального состояния, позволяют снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

  • вводная (ритуал приветствия, разминка);
  • основная (релаксация, игра);
  • завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

  1. Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.
  2. Создание положительного эмоционального состояния.
  3. Формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела.
  4. Облегчение состояния тревожности, переключение тревоги в конструктивное русло.
  5. Формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости.
  6. Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
  7. Развитие памяти, речи, воображения, оригинальности мышления.

Количественный состав группы: до 7 человек или индивидуально.

Время сеансов в сенсорной комнате: 40–45 минут.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы: соматические и психоневрологические заболевания (специальные рекомендации невролога, психиатра).

Методики работы:

  1. цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
  2. звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
  3. ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:

  1. Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).
  2. Наличие знаний и опыта работы с обучающимися.
  3. Владение навыками проведения сеансов релаксации в сенсорной комнате.
  4. Доброжелательность, открытость.

Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия.
  2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
  3. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).
  4. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
  5. Обратная связь
  6. Ритуал прощания.

Ниже публикуется занятие из данной программы. 

Ход занятия 

Тема: «Я, как личность».

Цель: создание благоприятных условий для снятия тревожности, доверительных отношений для самораскрытия, установление контакта, формирование положительной мотивации на сотрудничество, развитие коммуникативных навыков.

Время: 45 минут.

Материал: бумага формата А 4, цветные карандаши, ручки, магнитофон.

1. Упражнение «Приветствия разных народов».

Цель: создание доверительных отношений, развитие эмпатии, творческого воображения.

Время: 5 минут.

Техника проведения: подростку предлагается поздороваться необычным способом, обозначив тем самым мировое приветствие. Сначала пожать руки, как это делают европейцы, затем поклониться, как японцы, прикоснуться ногами, как африканцы.

Инструкция: давай поприветствуем друг друга необычным способом, обозначив тем самым мировое приветствие. Сначала – пожмем друг другу руки, как это делают европейцы, затем поклонимся, как японцы, коснемся ногами друг друга, как африканцы.

Анализ:

  • Понравилось ли упражнение?
  • Какое приветствие показалось необычным?
  • Какие чувства испытываешь после проведенного занятия?

2. Упражнение «Мелодия настроения».

Цель: определить настроение подростка на начало занятия.

Время: 5 минут.

Техника проведения: подростку предлагается лист с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. На столе раскладываются «ноты» в первом ряду – мажорные (желтые), во втором – минорные (серые). Желтые обозначают хорошее настроение, серые – плохое. Подростку предлагается определить свое настроение, приклеивая на нотном стане ноту, выбранного цвета на любой его линейке.

Инструкция: для того, чтобы мы начали работать, я хочу узнать, какое у тебя на данный момент настроение. Перед тобой лежит лист бумаги с названием упражнения «Мелодия настроения», на котором нарисован нотный стан и скрипичный ключ. Обрати, внимание, на столе также разложены «ноты»: в первом ряду – мажорные (желтые), во втором – минорные (серые). Желтые ноты – обозначают хорошее настроение, серые – плохое. Я предлагаю тебе обозначить свое настроение, приклеив на нотном стане на любой его линейке ноту того цвета, которая соответствует твоему настроению на данный момент,

Анализ:

  • Понравилось ли упражнение?
  • Испытывал ли затруднения при выборе цветов?
  • Можем ли продолжать работу?

3. Упражнение «Клякса»

Цель: развитие мышления, творческого воображения.

Время: 5 минут.

Техника проведения: подростку предлагается капнуть на лист бумаги гуашь, затем лист сложить в том месте, куда попала капля и прижать на несколько секунд, а потом лист выпрямить. В результате получается клякса, имеющая сложную форму. Подростку предлагается продемонстрировать кляксу, а затем быстро назвать трех животных и три неодушевленных предмета, которые она напоминает.

Материал: лист бумаги формата А4, гуашь.

Инструкция: перед тобой лист бумаги и гуашь.. Тебе надо капнуть на лист бумаги гуашь, затем лист сложить в том месте, куда попала капля и прижать на несколько секунд, а потом лист выпрямить. В результате получится клякса, имеющая сложную форму. Ты мне ее покажешь, а затем быстро назовешь трех животных и три неодушевленных предмета, которые она напоминает.

Анализ:

  • Понравилось ли упражнение?
  • Что было необычного в его выполнении?
  • Вызвало ли упражнение затруднения?
  • Какое испытываешь настроение?

4. Сеанс в сенсорной комнате.

Цель: нормализация психоэмоционального состояния.

Время: 20 минут.

Техника проведения: подростку предлагается устроиться на одном из мягких пуфиков и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния начнется сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Задача подростка состоит в том, чтобы слушать и слышать голос психолога, звучащую музыку.

Инструкция: предлагаю тебе устроиться на пуфике и принять удобное положение, по достижении комфортного состояния мы начнем сеанс, направленный на урегулирование психоэмоционального состояния. Тебе нужно слышать и слушать мой голос, звучащую музыку.

Текст для релаксации «Полет бабочки».

1 фаза. Расслабление.

Устраивайся удобно...
Чувствуй себя совершенно непринужденно...
Сама поза вызывает расслабление мышц...
Ты лежишь на мягком, зеленом лугу...
Наверху ярко светит солнце...
Вокруг тебя растут цветы...
Теплый ветерок нежно овевает твое тело...
Ветерок покачивает траву и стебли цветов вокруг тебя...
Вдохни аромат цветов...
Посторонние звуки постепенно приглушаются... отдаляются...
Звуки несутся издалека... мимо сознания...
Уходят все тревоги, заботы дня... здесь только отдых... и покой...
Отсутствие напряжения приятно...
Расслабляются мышцы рук...
Руки полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы ног...
Ноги полностью расслабляются...
Расслабляются мышцы туловища...
Расслабляются мышцы живота...
Расслабляются мышцы спины...
Расслабляются мышцы груди...
Приятное тепло во всем теле...
Расслабляются мышцы лица... зубы разжаты...
Язык расслаблен...
Расслаблены губы...
Лоб разглаживается...
Разглаживаются все складки лба...
Полная безмятежность...
Тихо... уютно... удобно... спокойно...
Все тело обволакивается приятным, ласковым теплом...
Тепло растворяет все ощущения... уносит их...
Тепло проникает в каждую клеточку тела...
Тело растворяется в окружающем пространстве...
Границы тела исчезают...
Тебя окутывает туман...
Приятный, теплый, серебристый туман...
Все тело растворяется в тумане...
Мозг... успокаивается...
Мысли... замедляются...
Медленнее... медленнее... медленнее...
Ты дышишь легко... и ровно...
Дыхание спокойное... ритмичное...
Ты полностью расслабленна... и спокойна...
Мягкое, приятное тепло во всем теле...
Глаза можно закрыть...
Сосредоточься на ощущении тепла и покоя...
Перенеси свое внимание на грудь...
На ней сидит прекрасная бабочка...
Рассмотри бабочку...
Всмотрись в игру красок... и тончайшие узоры на ее крыльях...
Бабочка готова взлететь...
Но бабочка остается на месте...
На каждом вдохе и выдохе... тебе кажется, что она вот-вот взлетит...
И ты готова отправиться в полет вместе с ней...
Следи за движением крыльев бабочки...
Бабочка наконец взлетает...
Ты летишь за бабочкой...
Легкий, приятный полет...
Ласковый, теплый ветерок овевает твое тело...
Впитай в себя все звуки и образы...
Насладись полетом...
Бабочка привела тебя в удивительное место... свободное от всех забот и волнений...
Здесь ты в полной безопасности...
Тебя окружает мощное энергетическое поле золотистого света...
Свет защищает тебя от всех негативных внешних воздействий...
Ощути энергию этого света...
Свет свободно течет через твое тело...
Наполняет тебя своей энергией...
Это твой мир...
Мир, в котором тебе подвластно все...
Ты хозяин и архитектор этого мира...
Сделайте его таким, как ты желаешь...

2 фаза. Самостоятельная работа.

Пора возвращаться...
Серебристый туман окутывает тебя...
Ты находишься в облаке мягкого, прохладного тумана...
Приятный, прохладный туман подхватывает тебя...
Ты плавно плывешь к началу путешествия...
Путешествие заканчивается...
Легкий, прохладный ветерок рассеивает туман...
Приятный белый солнечный свет полностью рассеял туман...
Ты возвратилась на луг...

3 фаза. Активация.

Ты чувствуешь бодрость, хорошее настроение...
Твои мысли наполняются энергией...
Дыхание становится более глубоким...
Вдох длинный... глубокий...
Выдох короткий, энергичный...
Длинный... глубокий вдох...
Короткий, энергичный выдох...
Скованность рук проходит...
Скованность ног проходит...
Пошевели пальцами рук... сложи руки в замок...
Потянулась... хорошо, с удовольствием потянулась...
Глубоко вздохнула... так, чтобы холодок пробежал по спине...
Вдохнула... выдохнула...
Еще потянулась разок...
Активнее!
А теперь улыбнись.
Улыбайся, улыбайся!
Сеанс окончен.

Анализ:

  • Как себя чувствуешь после проведенного сеанса?
  • Удалось ли расслабиться?
  • Ощущаешь ли прилив энергии, жизненных сил?
  • Можем ли мы дальше продолжать занятие?

5. Упражнение «Коса».

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Время: 5 минут.

Техника проведения: это упражнение выполняется с помощью световой каскадирующей трубы «Веселый фонтан» и оптико-волоконного пучка «Звездный дождь». Подросток устраивается рядом с этими приборами и перебирает волокна, заплетает косы.

Инструкция: перед тобой световая каскадирующая труба «Веселый фонтан» и оптико-волоконный пучок «Звездный дождь». Подойди к этим приборам и перебирая волокна заплети косы.

6. Притча «Все в твоих руках».

Цель: умение подростка применять свои аналитические способности.

Время: 5 минут.

Техника проведения: вниманию подростка предлагается восточная притча «Все в твоих руках» для прослушивания и анализа.

Инструкция: предлагаю твоему вниманию восточную притчу, которая называется «Все в твоих руках».

Итак, восточная притча.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А если вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках.

Анализ:

  • Понравилась ли притча?
  • О чем заставила задуматься?
  • Можно ли изменить поведение, если в этом необходимость?
  • Как можно охарактеризовать персонажей притчи.
  • Какие испытываешь чувства?

7. Обратная связь.

Цель: узнать мнение подростка о проведенном занятии.

Время: 5 минут.

  • Что понравилось в сегодняшнем занятии?
  • Какие задания выполнила без затруднений?
  • Какие задания вызвали затруднения?
  • Какое настроение присутствует сейчас, в данный момент?

8. Упражнение «Мелодия настроения» (см. упражнение 1).

Цель: определить настроение подростка на момент окончания занятия.

Время: 2 минуты.