Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей (Приложение 1, слайд 1).
Цель работы Кежемского районного центра детского творчества заключается в создании максимально благоприятных условий для развития способностей каждого ребенка, воспитание свободной, интеллектуально-развитой, духовно-богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, способной к самореализации в условиях современного общества (Приложение 1, слайд 2).
На протяжении всех лет своей деятельности ЦДТ успешно выполняет функцию выявления и сопровождения одаренных детей. На сегодняшний день сложилась такая система работы с одаренными детьми (Схема 1, приложение 1, слайд 3):
Районные целевые программы
Основным ядром работы с одаренными детьми является реализация районных целевых программ.
Педагогам района хорошо известна Сферная организация воспитательной работы со школьниками района. Начиналась она со Сферного проекта в 2001 году, когда управление образования поставило Центру детского творчества задачу создать в районе систему воспитательной работы, альтернативную пионерской организации.
Сферная организация прошла путь функционирования и развития и в настоящее время модернизирована в систему работы с одаренными детьми.
Логика реализации целевых программ Сферной организации воспитательной работы со школьниками района такова (Схема 2, приложение 1, слайд 4):
Каждая целевая программа начинается с массового этапа в школах и учреждениях дополнительного образования района и привлекает максимальное количество детей. Конкурсные мероприятия внутри программ позволяют выявить наиболее заинтересованных, способных и успешных детей в образовательных учреждениях города и района. Затем эти дети становятся участниками муниципального этапа.
Победители районных этапов становятся участниками краевых конкурсов. Например, победители районного конкурса проектов целевой программы “Город, в котором я хочу жить” становятся участниками краевых и федеральных конкурсов “Мой край – мое дело”, “Я гражданин России”. Победители конкурсов экологической программы “Мой зеленый и радостный мир” принимают участие в краевом конкурсе “Зеленая планета”.
На сегодняшний день в ЦДТ реализуется 7 целевых программ: “Город, в котором я хочу жить”, “Безопасная дорога детства”, “Мой зеленый и радостный мир”, “Здоровый образ жизни”, “Белая ладья”, “Чудо-шашки”, “Азбука пожарной безопасности” (Приложение 1, слайды 5-8).
Районными целевыми программами ежегодно охвачено от 1,5 до 3,5 тысяч школьников. (Приложение 1, слайд 9).
Новые практики работы со школьниками
Новые перспективные формы работы со школьниками, в том числе и с одаренными детьми, появились в ЦДТ в рамках реализации программы развития дополнительного образования Красноярского края “Поколение XXI. Развитие человеческого потенциала” (Приложение 1, слайд 10).
Прежде всего, это летние образовательные программы. Они позволяют привлечь большое количество детей и выявить их интересы, способности (Приложение 1, слайд 11).
Первый опыт проведения таких летних программ возник в ЦДТ еще до программы “Поколение XXI” в 2001 году – это была летняя школа актива для старшеклассников.
Затем была разработана программа “Отроки во Вселенной”, которая стала победителем краевого конкурса летних образовательных программ, получила грантовую поддержку и реализовалась на базе летнего оздоровительного лагеря “Огонек”. Дважды в лагере была реализована программа “Путевка в жизнь”. Затем успешно прошла апробацию программа “Регата детства”.
Всех ребят, которые педагоги заметили на программе, персонально приглашают в детские объединения соответствующих направленностей, либо в конкурсы районных целевых программ.
Через организационную и педагогическую поддержку обучения школьников в краевых интенсивных школах ЦДТ представляет для детей района возможность расширения образовательных горизонтов, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Для многих ребят участие в таких школах становится стартовой площадкой для профессионального и личностного самоопределения (Приложение 1, слайд 12).
Более 10 лет наши ребята выезжают в Школу гуманитарного образования в г. Красноярск, с 2003 года обучаются в Школе технической и технологической культуры в г. Канске. В течение четырех лет продолжалось сотрудничество с краевой интенсивной Школой лесной экологии. Старшеклассники успешно обучаются в интенсивных школах – посещают три сессии в год, выполняют проектно-исследовательские работы в межсессионный период, получают грамоты, дипломы и свидетельства об успешном окончании школы.
В последние годы активно развиваются дистанционные формы работы со школьниками (Приложение 1, слайд 13).
Краевая дистанционная Школа социального проектирования работала в ЦДТ на протяжении 2 лет. В настоящее время лицензирована собственная образовательная программа по социальному проектированию. Возможность обучения в школе получают дети, успешно показавшие себя в проектной деятельности в целевой программе “Город, в котором я хочу жить”. Обучение в этой школе дает детям возможность участвовать в краевых и федеральных конкурсах.
Ежегодно увеличивается количество участников дистанционных викторин, конкурсов, фестивалей краевого и федерального уровней. Это и индивидуальные участники и целые детские коллективы.
Педагоги дополнительного образования и специалисты ЦДТ также включены в участие в заочных и дистанционных конкурсах профессионального мастерства, обучаются на дистанционных курсах повышения квалификации.
Традиционные детские объединения
Неотъемлемой частью работы с детьми, в том числе и с одаренными детьми, являются традиционные детские объединения 8 направленностей (Приложение 1, слайд 14).
Традиционные детские объединения комплектуются на основе выбора ребенка и родителей. Детские объединения доступны для всех и каждого. Всем, кто записывается в детские объединения ЦДТ, предоставляется возможность получить консультацию психолога и пройти диагностику творческих способностей с целью определения направленности дополнительного образования.
Так как посещение учреждений дополнительного образования для ребенка – дело добровольное, то каждое учреждение старается, изучив потребности, запросы детей и их родителей, предложить что-то новое, актуальное, современное. Так, в 2011-12 учебном году, благодаря включению учреждения в Краевую и районную долгосрочную целевую программу “Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодежи на 2011-2013 годы”, открылось новое детское объединение научно-технической направленности клуб легоконструирования и робототехники “ROBOmax”, в котором реализуются три преемственные дополнительные образовательные программы для детей от 7 до 17 лет (Приложение 1, слайд 15).
Цели, задачи и содержание всех реализуемых в центре творчества дополнительных образовательных программ обязательно предполагают выявление способностей, их развитие и сопровождение одаренных детей, прежде всего через участие в конкурсных мероприятиях различного уровня. Ежегодно воспитанники ЦДТ участвуют в муниципальных, выезжают на краевые, региональные, федеральные мероприятия, конкурсы, соревнования и показывают там хорошие результаты, возвращаются призерами (Приложение 1, слайд 16).
Таким образом, Кежемский районный центр детского творчества успешно решает одну из основных своих задач - создание условий для выявления, сопровождения и поддержки талантливых, одаренных школьников средствами дополнительного образования детей.