Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Познание” (формирование целостной картины мира), “Физическая культура”, “Социализация”.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цели:
- Обучающие: Закрепить умения устанавливать отношения между понятиями “один”, “много”, “ни одного”. Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов - большой и маленький, Побуждать детей к повторению слов, к показу больших и маленьких предметов.
- Развивающие: Развивать внимание, речь, наблюдательность, память, мыслительные операции.
- Воспитательные: Воспитывать сострадание, желание помочь другим.
Демонстрационный материал: Картинка ёжика и белок разного размера, дупло разного размера, корзина большая и маленькая, фланелеграф.
Раздаточный материал: Яблоки большие и маленькие по количеству детей, грибочки большие и маленькие по количеству детей.
Ход занятия
Дети сидят за столами.
Воспитатель: Ребята, а вы помните, кто был у нас в гостях на прошлом занятие?
Дети: Да, зайчик и мишутка.
Воспитатель: Им очень понравилось у нас, и они рассказали про нас своим друзьям. И им захотелось прийти к нам в гости. А сейчас я загадаю вам загадку, и если вы отгадаете ее, то вы поймете кто они.
Воспитатель загадывает загадку:
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала.
Дети: Ёжик.
Воспитатель помещает на фланелеграф картинку с ежиком
Воспитатель: Правильно, а вы знаете, что любит кушать ежик?
Дети: Яблоко.
Воспитатель: А вы, любите яблоко?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, ежик принёс вам из леса яблоки.
Воспитатель помещает на фланелеграф корзинку с яблоками.
Воспитатель: Сколько яблок ёжик принёс?
Дети: Много.
Воспитатель: А сколько яблок у вас?
Дети: Ни одного.
Воспитатель: Ребята, ёжик хочет угостить вас своими яблоками.
Воспитатель раздает каждому ребенку по яблоку.
Воспитатель: А теперь, сколько яблок у каждого?
Дети: Одно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть две корзины, какие они по размеру?
Воспитатель показывает две корзинки - одна большая, одна маленькая.
Дети: Большая и маленькая.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а давайте соберем яблоки в эти корзины. Большие яблоки соберём в большую корзину, а маленькие яблоки в маленькую корзину.
Проводится игра “Собери яблоки в корзинку”. [Авторская].
Правила игры: Дети по очереди подходят к фланелеграфу. У кого большое яблоко, тот кладёт его в большую корзину, у кого маленькое яблоко, тот кладёт его в маленькую корзину.
Воспитатель: Ребята, у нас есть еще один гость, отгадайте кто это.
Воспитатель загадывает загадку:
Кто на ветке шишки грыз?
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет?
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы?
Дети: Белочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. К нам прискакали две белочки.
Воспитатель помешает на фланелеграф большую и маленькую белочку.
Воспитатель: Ребята, по размеру они одинаковые?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, а скажите какие они по размеру?
Дети: Одна белочка большая, а другая маленькая.
Воспитатель: Как можно проверить, что они разного размера?
Дети: Положить друг на друга, наложить один на другой.
Воспитатель помогает, если дети затрудняются ответить и сравнивает их методом наложения.
Воспитатель: Ребята, белочки хотят с вами поиграть. А вы хотите с ними поиграть?
Дети: Да хотим.
Пальчиковая гимнастика “Сидит белка на тележке”. [Е.В. Ларечина “Развивающие занятия для родителей и детей” издательство “Речь” Санкт-Петербург 2011].
Сидит белка на тележке, Кулачок двигается вверх вниз
Продает она орешки.
Лисичка - сестричке, Дети левой рукой загибают по очереди пальцы
Воробью - синичке, правой руки начиная с большого пальца.
Мишке – толстопятому,
Заиньке усатому Большим пальцем показывают “усы”.
Кому в платок, Одной ладошкой гладят другую, касаются шеи,
Кому в зубок,
Кому в лапочку. Раскрывают ладошки, руки вперёд.
Воспитатель: Ребята, летом и осенью белки трудятся: собирают семена, орешки, сушат грибы. Белочки ходили по лесу и собирали на зиму грибочки. Сколько грибов собрали белочки?
Дети: Много.
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф большие и маленькие грибочки.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Большие и маленькие.
Воспитатель: Как можно проверить, что они разного размера?
Дети: Положить друг на друга, наложить один на другой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте поможем белочкам засушить грибочки на зиму, а то они очень устали. А вы знаете, где живут белки?
Дети: В дупле.
Воспитатель: У меня два дупла. Какие они по размеру?
Воспитатель прикрепляет на фланелеграф большое и маленькое дупло.
Дети: Большое и маленькое.
Воспитатель: По-вашему, какая белка живёт в этом дупле?
Воспитатель показывает большое дупло.
Дети: Большая белка.
Воспитатель: А какая белка живёт в этом дупле?
Воспитатель показывает маленькое дупло.
Дети: Маленькая белка.
Воспитатель: Правильно, теперь давайте большие грибочки сушить в большом дупле, а маленькие грибочки сушить в маленьком дупле.
Проводится игра “Сушим грибочки на зиму” [Авторская].
Правила игры: Каждый ребёнок подходит и со стола берёт по грибочку (они разного размера) и прикрепляет его на фланелеграф с подходящим дуплом.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, что помогли бельчатам. Теперь у них появилось очень много друзей. За то, что вы им помогли, белочки хотят угостить вас вкусными, сладкими грибочками.
Белочки раздают угощение.
Воспитатель: Давайте, попрощаемся с ними.
Дети: Спасибо и до свидания.
Использованная литература.
- Программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Комаровой, “Мозаика-Синтез” 2011, г. Москва
- “1000 загадок, сказок, басен” сост. М.Б. Кановская, Москва АСТ; Санкт-Петербург Сова, 2011 г.
- Е.В. Ларечина “Развивающие занятия для родителей и детей”. Издательство “Речь” Санкт-Петербург 2011.