Занятие по ФЭМП во второй младшей группе "Ежик и Белочка в гостях у ребят"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Познание” (формирование целостной картины мира), “Физическая культура”, “Социализация”.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цели:

  • Обучающие: Закрепить умения устанавливать отношения между понятиями “один”, “много”, “ни одного”. Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов - большой и маленький, Побуждать детей к повторению слов, к показу больших и маленьких предметов.
  • Развивающие: Развивать внимание, речь, наблюдательность, память, мыслительные операции.
  • Воспитательные: Воспитывать сострадание, желание помочь другим.

Демонстрационный материал: Картинка ёжика и белок разного размера, дупло разного размера, корзина большая и маленькая, фланелеграф.

Раздаточный материал: Яблоки большие и маленькие по количеству детей, грибочки большие и маленькие по количеству детей.

Ход занятия

Дети сидят за столами.

Воспитатель: Ребята, а вы помните, кто был у нас в гостях на прошлом занятие?

Дети: Да, зайчик и мишутка.

Воспитатель: Им очень понравилось у нас, и они рассказали про нас своим друзьям. И им захотелось прийти к нам в гости. А сейчас я загадаю вам загадку, и если вы отгадаете ее, то вы поймете кто они.

Воспитатель загадывает загадку:

Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала.

Дети: Ёжик.

Воспитатель помещает на фланелеграф картинку с ежиком

Воспитатель: Правильно, а вы знаете, что любит кушать ежик?

Дети: Яблоко.

Воспитатель: А вы, любите яблоко?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите, ежик принёс вам из леса яблоки.

Воспитатель помещает на фланелеграф корзинку с яблоками.

Воспитатель: Сколько яблок ёжик принёс?

Дети: Много.

Воспитатель: А сколько яблок у вас?

Дети: Ни одного.

Воспитатель: Ребята, ёжик хочет угостить вас своими яблоками.

Воспитатель раздает каждому ребенку по яблоку.

Воспитатель: А теперь, сколько яблок у каждого?

Дети: Одно.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть две корзины, какие они по размеру?

Воспитатель показывает две корзинки - одна большая, одна маленькая.

Дети: Большая и маленькая.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а давайте соберем яблоки в эти корзины. Большие яблоки соберём в большую корзину, а маленькие яблоки в маленькую корзину.

Проводится игра “Собери яблоки в корзинку”. [Авторская].

Правила игры: Дети по очереди подходят к фланелеграфу. У кого большое яблоко, тот кладёт его в большую корзину, у кого маленькое яблоко, тот кладёт его в маленькую корзину.

Воспитатель: Ребята, у нас есть еще один гость, отгадайте кто это.

Воспитатель загадывает загадку:

Кто на ветке шишки грыз?
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет?
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы?

Дети: Белочка.

Воспитатель: Молодцы, ребята. К нам прискакали две белочки.

Воспитатель помешает на фланелеграф большую и маленькую белочку.

Воспитатель: Ребята, по размеру они одинаковые?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, а скажите какие они по размеру?

Дети: Одна белочка большая, а другая маленькая.

Воспитатель: Как можно проверить, что они разного размера?

Дети: Положить друг на друга, наложить один на другой.

Воспитатель помогает, если дети затрудняются ответить и сравнивает их методом наложения.

Воспитатель: Ребята, белочки хотят с вами поиграть. А вы хотите с ними поиграть?

Дети: Да хотим.

Пальчиковая гимнастика “Сидит белка на тележке”. [Е.В. Ларечина “Развивающие занятия для родителей и детей” издательство “Речь” Санкт-Петербург 2011].

Сидит белка на тележке, Кулачок двигается вверх вниз
Продает она орешки.
Лисичка - сестричке, Дети левой рукой загибают по очереди пальцы
Воробью - синичке, правой руки начиная с большого пальца.
Мишке – толстопятому,
Заиньке усатому Большим пальцем показывают “усы”.
Кому в платок, Одной ладошкой гладят другую, касаются шеи,
Кому в зубок,
Кому в лапочку. Раскрывают ладошки, руки вперёд.

Воспитатель: Ребята, летом и осенью белки трудятся: собирают семена, орешки, сушат грибы. Белочки ходили по лесу и собирали на зиму грибочки. Сколько грибов собрали белочки?

Дети: Много.

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф большие и маленькие грибочки.

Воспитатель: Какие они по размеру?

Дети: Большие и маленькие.

Воспитатель: Как можно проверить, что они разного размера?

Дети: Положить друг на друга, наложить один на другой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте поможем белочкам засушить грибочки на зиму, а то они очень устали. А вы знаете, где живут белки?

Дети: В дупле.

Воспитатель: У меня два дупла. Какие они по размеру?

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф большое и маленькое дупло.

Дети: Большое и маленькое.

Воспитатель: По-вашему, какая белка живёт в этом дупле?

Воспитатель показывает большое дупло.

Дети: Большая белка.

Воспитатель: А какая белка живёт в этом дупле?

Воспитатель показывает маленькое дупло.

Дети: Маленькая белка.

Воспитатель: Правильно, теперь давайте большие грибочки сушить в большом дупле, а маленькие грибочки сушить в маленьком дупле.

Проводится игра “Сушим грибочки на зиму” [Авторская].

Правила игры: Каждый ребёнок подходит и со стола берёт по грибочку (они разного размера) и прикрепляет его на фланелеграф с подходящим дуплом.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, что помогли бельчатам. Теперь у них появилось очень много друзей. За то, что вы им помогли, белочки хотят угостить вас вкусными, сладкими грибочками.

Белочки раздают угощение.

Воспитатель: Давайте, попрощаемся с ними.

Дети: Спасибо и до свидания.

Использованная литература.

  1. Программа “От рождения до школы” под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Комаровой, “Мозаика-Синтез” 2011, г. Москва
  2. “1000 загадок, сказок, басен” сост. М.Б. Кановская, Москва АСТ; Санкт-Петербург Сова, 2011 г.
  3. Е.В. Ларечина “Развивающие занятия для родителей и детей”. Издательство “Речь” Санкт-Петербург 2011.