Одной из главных задач урока по физической культуре является развитие физических качеств (силы, скоростные способности, выносливости, гибкости, двигательно-координационных способностей).
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). [1]
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. [1]
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. [1]
Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. [1]
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно). [1]
Физические качества характеризуют физическую подготовленность ребенка. В свою очередь хороший уровень физической подготовленности сочетается с высокими показателями физического развития, мышечной и умственной работоспособности. Именно поэтому при работе с детьми любой возрастной группы на каждом уроке мы должны уделять внимание развитию тех или иных физических качеств.
Для того чтобы проследить динамику развития основных физических качеств необходимо их каким-то образом оценить. Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, быстроту, выносливость, гибкость, координацию.
Мы предлагаем следующий набор тестов для мальчиков 5-11-ых классов:
- Подтягивание на высокой перекладине;
- Сгибание – разгибание рук в упоре лежа на полу;
- Вис на согнутых руках на высокой перекладине;
- Поднимание туловища их положения лежа на спине с набивным мячом весом 2 кг.за 30 сек. (11-12 лет); поднимание согнутых ног в угол (13-14 лет), поднимание прямых ног в угол (15-17 лет)из положения виса на шведской стенке;
- Прыжок в длину с места;
- Наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамейке;
- Прыжки через скакалку за 60 сек.;
- Челночный бег 3х10 с кубиками;
- Сгибание – разгибание рук на параллельных брусьях (15-17 лет);
- Бег 1000 метров.
На наш взгляд эти контрольные упражнения наиболее полно показывают уровень физической подготовленности учащихся. Для оценки учащихсямы сначала определяли средний результат по каждому упражнению для каждой параллели классов. Исходя из этого, определяем результат на 3 балла, 4 балла, 5 баллов. Контрольные упражнения проводятся три раза в год, что позволяет отслеживать динамику развития физической подготовленности учащихся.
Таким образом, при частом повторении контрольных упражнений, они сами становятся средством развития основных физических качеств. При выставлении оценки используется индивидуальный подход к каждому учащемуся и учитывается любой прирост в показанном результате.
Критерии оценки выполнения контрольных упражнений по предмету “Физическая культура” для учащихся 5-11 классов(мальчики)
№ | Cодержание | Оценка | Возраст/класс | ||||||
11/5 | 12/6 | 13/7 | 14/8 | 15/9 | 16/10 | 17/11 | |||
1 | Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
2 | Сгибание, разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) | 5 | 18 | 20 | 22 | 25 | 30 | 35 | 37 |
4 | 15 | 17 | 18 | 22 | 25 | 30 | 32 | ||
3 | 10 | 12 | 15 | 18 | 22 | 25 | 27 | ||
3 | Вис на согнутых руках на высокой перекладине (сек) | 5 | 15 | 17 | 18 | 19 | 21 | 23 | 26 |
4 | 12 | 14 | 15 | 16 | 18 | 20 | 23 | ||
3 | 10 | 11 | 12 | 13 | 15 | 17 | 20 | ||
4 | Поднимание туловища из положения лежа на спине с набивным мячом №2 за 30 сек (для 11-12 лет); Поднимание согнутых ног в угол (для 13-14 лет) и прямых ног (для 15-17 лет) из положения вис на шведской стенке или перекладине (кол-во раз) | 5 | 16 | 18 | 12 | 14 | 10 | 12 | 13 |
4 | 14 | 16 | 10 | 12 | 8 | 10 | 11 | ||
3 | 10 | 12 | 8 | 10 | 6 | 8 | 9 | ||
5 | Прыжок в длину с места (см) | 5 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 220 | 230 |
4 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 220 | ||
3 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 |
№ | Содержание | Оценка | Возраст/класс | ||||||
11/5 | 12/6 | 13/7 | 14/8 | 15/9 | 16/10 | 17/11 | |||
6 | Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (см) | 5 | 10 | 12 | 12 | 13 | 14 | 14 | 14 |
4 | 6 | 8 | 8 | 9 | 10 | 10 | 10 | ||
3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | ||
7 | Прыжки через скакалку за 60 сек (кол-во раз) | 5 | 75 | 85 | 95 | 105 | 120 | 130 | 135 |
4 | 65 | 75 | 85 | 95 | 110 | 120 | 125 | ||
3 | 55 | 65 | 75 | 85 | 100 | 110 | 115 | ||
8 | Челночный бег 3Х10 метров с кубиками (сек) | 5 | 8.8 | 8,5 | 8,3 | 8.0 | 7,7 | 7.3 | 7.2 |
4 | 9.1 | 8.8 | 8,6 | 8,3 | 8.0 | 7,7 | 7,5 | ||
3 | 9.5 | 9.2 | 9,0 | 8,7 | 8.4 | 8.0 | 7.9 | ||
9 | Сгибание-разгибание рук на параллельных брусьях (кол-во раз) | 5 | 8 | 10 | 12 | ||||
4 | 6 | 8 | 10 | ||||||
3 | 4 | 6 | 8 | ||||||
10 | Бег 1000 м | 5 | 4.40 | 4.30 | 4.20 | 4.00 | 3.50 | 3.40 | 3.30 |
4 | 5.10 | 5.00 | 4.50 | 4.30 | 4.20 | 4.00 | 3.50 | ||
3 | 5.40 | 5.30 | 5.20 | 5.00 | 4.40 | 4.20 | 4.10 |
Список литературы
1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. - 480 с.