Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- развитие логического мышления, устойчивости и объема внимания, памяти, восприятия зрительно-предметного образа, зрительного анализа и синтеза, наблюдательности;
- формирование умения сравнивать, искать одинаковые признаки предметов, ориентировка в пространстве.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал для игры «Разрезные картинки» – (корабль, машина, самолет), карточки и развивающие кубики Никитина «Сложи узор» по количеству детей (Приложение 1, Приложение 2), магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, CD Екатерина Железнова «Топ-топ, хлоп-хлоп» (Приложение 3), мяч, простые карандаши, карточки с лабиринтами по количеству детей (Приложение 4).
Форма организации занятия: занятие строится на знании возрастных норм и возможностей детей дошкольного возраста, проводится в подгруппе 6-8 человек, исходя из того, что для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками эта форма наиболее приемлема Продолжительность занятия 30-35 минут. В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносятся коррективы в длительность занятия, и его содержательное наполнение. Осуществляется дифференцированный подход, каждому ребенку предоставляется возможность высказать свое мнение, по необходимости создается ситуация успеха.
Ход занятия
I. Приветствие «Давайте поздороваемся»
1 хлопок – за руку
2 хлопка – плечами
3 хлопка – спинками
Топну – поменяться партнерами.
Психолог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное и познавательное путешествие. Но куда мы отправимся, я не скажу. Вы сами должны догадаться.
Загадывает загадку (Слайд 2):
Разный пишет их народ.
В них героев хоровод:
Про лису, про колобка
И про Петю-петушка.
Отгадайте без подсказки,
Что все дети любят? (Сказки)
Психолог: Молодцы, угадали, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказкам. А на чем мы отправимся, вы узнаете, если соберете картинки.
II. Упражнение «Разрезные картинки»
(разделить детей на подгруппы, каждая подгруппа собирает свою картинку)
Психолог: Что у вас получилось? (корабль, машина, самолет) (Слайд 3)
– Назовите одним словом (транспорт)
– К какому виду транспорта относится самолет? (воздушный).
– А какие еще виды воздушного транспорта вы знаете? (ответы детей) (Слайд 4)
– К какому виду транспорта относится корабль? (водный).
– А какие еще виды водного транспорта вы знаете? (ответы детей) (Слайд 5)
– К какому виду транспорта относится машина? (наземный).
– А какие еще виды наземного транспорта вы знаете? (ответы детей) (Слайд 6)
Психолог: Молодцы, справились с заданием, и теперь знаете на чем мы с вами отправляемся в путь. Начинаем наше путешествие. По дороге нас будут подстерегать различные трудности, а преодолеть их помогут ваши знания, смекалка и дружба.
III. Упражнение «Доскажи словечко»
(Слайд 7)
Психолог: Чтобы завести двигатели нужно быстро закончить предложение, но быть при этом очень внимательным:
- Сено хоботом берет толстокожий …. (слон).
- Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая …. (белка)
- В чаще, голову задрав, воет с голоду …. (волк)
- Кто в малине знает толк? Косолапый бурый ….. (медведь)
- На заборе поутру кукарекает …. (петух)
- Панцирь каменный – рубаха, а в рубахе… (черепаха).
Психолог: Молодцы, и так, отправляемся. Ребята, а пока мы едем, давайте поиграем.
IV. Упражнение «Что изменилось?»
Психолог: Посмотрите на экран. Что вы видите? А теперь запомните, что здесь изображено (Слайд 8).
Один слайд заменяется другим, и дети должны назвать что изменилось (Слайд 9).
Психолог. И с этим заданием вы справились. Мы в дороге устали, давайте отдохнем.
V. Упражнение «Необычный счет»
Психолог: Становимся все в круг и начинаем считать по кругу до 5. На счет 3 – подпрыгнуть. На счет 5 – присесть.
Психолог: Ну, вот мы с вами и добрались до «Цветочного города» где живут коротышки. Угадайте загадку про самого известного коротышку? (Слайд 10)
Коротышка в шляпе синей,
Ничего не знаю я.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зовут меня… (Незнайка).
Психолог: Знаете ребята, Незнайка сочинял истории, но, как обычно, все перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Давайте ему поможем.
VI. Упражнение «Небылицы»
Психолог. Попробуйте отгадать, что напутал Незнайка.
- Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.
- Весной все звери готовятся к долгой спячке.
- Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
- Зимой мы любим, купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды.
А еще Незнайка учится составлять разные узоры, давайте ему поможем.
VII. Упражнение «Сложи узор»
(музыкальное сопровождение Mozart-para-Bebes-So-Wonderful) (Приложение 1)
Психолог: Ребята перед каждым из вас лежат картинки с узорами и кубики. Вам нужно по картинке сложить точно такой же узор из кубиков. (Приложение 2)
Психолог: Молодцы ребята, все справились с заданием. Давайте попрощаемся с Незнайкой и продолжим наше путешествие (Слайд 11).
VIII. Профилактика нарушения зрения
Психолог: А сейчас давайте с вами нарисуем глазами круг. Следите внимательно глазками за мячиком, голову при этом не поворачивайте. Начертить в воздухе мячом 3 круга по часовой стрелке, 3 круга против часовой стрелки.
IX. «Ушки на макушке»
Психолог: Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании нужно поблагодарить детей и спросить, хорошо ли у них разогрелись ушки.
Психолог: Кто-то идет нам на встречу. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку (Слайд 12).
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите мне имя ее (Красная Шапочка).
Психолог: Ребята, а вы знаете, Красная Шапочка не может попасть к бабушке, сначала ей нужно выполнить одно очень сложное задание. Давайте ей поможем.
X. Упражнение «4 лишний»
(Слайды 13-19)
Психолог: Ребята, посмотрите внимательно на картинку, три предмета на ней связаны между собой по какому-то признаку, а четвертый отличается. Найдите лишний предмет и скажите, почему он лишний.
Психолог: Ну, вот и с этим заданием мы с вами справились и помогли Красной Шапочке, давайте попрощаемся с ней и продолжим наше путешествие. А чтобы не скучно было идти – поиграем.
XI. Физминутка «Мы ногами топ-топ-топ»
(Приложение 3)
Психолог: Ребята, кто-то опять спешит нам на встречу. Попробуйте угадать, кто это? (Слайд 20)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (Колобок).
Психолог: У него для вас приготовлено интересное задание.
XII. Упражнение «Лабиринты»
(Приложение 4)
Психолог: Возьмите карандаши, и найдите выход из лабиринта. Отмечая карандашом свой путь. После выполнения задания обменяйтесь карточками, и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.
Психолог: Давайте попрощаемся с нашими героями и скажем им спасибо за интересное путешествие. Ну, вот мы и опять вернулись в детский сад. Наше путешествие закончено.
XIII. Рефлексия
Психолог:Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?
– Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?
– Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?
– Кому расскажите об этих играх?
– Вам было приятно заниматься в этой группе? (Можно высказать претензии друг к другу).
– Хотите встретиться вновь? (ответы детей)
XIV. Прощание
(Слайд 21)
Психолог: «Мне было очень приятно сегодня поработать (перечисление всех детей по имени). А теперь вы поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: "Мне было приятно с тобой увидеться, играть. Спасибо!" А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу «До свидания»».
Литература
- Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997.-412с.
- Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-224с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.-254с.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001.-256с.
- Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.-144с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.-288с.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-192с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М.И. – М.: Просвещение, 1995.-165с.
- Железнова Екатерина серия «Музыкальные обучалочки» на CD: Топ-топ, хлоп-хлоп. Подвижные игры для детей 1,5-5 лет.