Занятие для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель: развитие психических функций у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • развитие логического мышления, устойчивости и объема внимания, памяти, восприятия зрительно-предметного образа, зрительного анализа и синтеза, наблюдательности;
  • формирование умения сравнивать, искать одинаковые признаки предметов, ориентировка в пространстве.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал для игры «Разрезные картинки» – (корабль, машина, самолет), карточки и развивающие кубики Никитина «Сложи узор» по количеству детей (Приложение 1, Приложение 2), магнитофон, кассета с записью спокойной музыки, CD Екатерина Железнова «Топ-топ, хлоп-хлоп» (Приложение 3), мяч, простые карандаши, карточки с лабиринтами по количеству детей (Приложение 4).

Форма организации занятия: занятие строится на знании возрастных норм и возможностей детей дошкольного возраста, проводится в подгруппе 6-8 человек, исходя из того, что для создания эмоциональной атмосферы общения ребенка со сверстниками эта форма наиболее приемлема Продолжительность занятия 30-35 минут. В зависимости от особенностей детей, вошедших в группу, вносятся коррективы в длительность занятия, и его содержательное наполнение. Осуществляется дифференцированный подход, каждому ребенку предоставляется возможность высказать свое мнение, по необходимости создается ситуация успеха.

Ход занятия

I. Приветствие «Давайте поздороваемся»

1 хлопок – за руку
2 хлопка – плечами
3 хлопка – спинками
Топну – поменяться партнерами.

Психолог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное и познавательное путешествие. Но куда мы отправимся, я не скажу. Вы сами должны догадаться.

Загадывает загадку (Слайд 2):

Разный пишет их народ.
В них героев хоровод:
Про лису, про колобка
И про Петю-петушка.
Отгадайте без подсказки,
Что все дети любят? (Сказки)

Психолог: Молодцы, угадали, сегодня мы отправляемся в путешествие по сказкам. А на чем мы отправимся, вы узнаете, если соберете картинки.

II. Упражнение «Разрезные картинки»

(разделить детей на подгруппы, каждая подгруппа собирает свою картинку)

Психолог: Что у вас получилось? (корабль, машина, самолет) (Слайд 3)

– Назовите одним словом (транспорт)

К какому виду транспорта относится самолет? (воздушный).

А какие еще виды воздушного транспорта вы знаете? (ответы детей) (Слайд 4)

К какому виду транспорта относится корабль? (водный).

– А какие еще виды водного транспорта вы знаете? (ответы детей) (Слайд 5)

– К какому виду транспорта относится машина? (наземный).

– А какие еще виды наземного транспорта вы знаете? (ответы детей) (Слайд 6)

Психолог: Молодцы, справились с заданием, и теперь знаете на чем мы с вами отправляемся в путь. Начинаем наше путешествие. По дороге нас будут подстерегать различные трудности, а преодолеть их помогут ваши знания, смекалка и дружба.

III. Упражнение «Доскажи словечко»

(Слайд 7)

Психолог: Чтобы завести двигатели нужно быстро закончить предложение, но быть при этом очень внимательным:

  1. Сено хоботом берет толстокожий …. (слон).
  2. Кто любит по веткам носиться? Конечно, рыжая …. (белка)
  3. В чаще, голову задрав, воет с голоду …. (волк)
  4. Кто в малине знает толк? Косолапый бурый ….. (медведь)
  5. На заборе поутру кукарекает …. (петух)
  6. Панцирь каменный – рубаха, а в рубахе… (черепаха).

Психолог: Молодцы, и так, отправляемся. Ребята, а пока мы едем, давайте поиграем.

IV. Упражнение «Что изменилось?»

Психолог: Посмотрите на экран. Что вы видите? А теперь запомните, что здесь изображено (Слайд 8).

Один слайд заменяется другим, и дети должны назвать что изменилось (Слайд 9).

Психолог. И с этим заданием вы справились. Мы в дороге устали, давайте отдохнем.

V. Упражнение «Необычный счет»

Психолог: Становимся все в круг и начинаем считать по кругу до 5. На счет 3 – подпрыгнуть. На счет 5 – присесть.

Психолог: Ну, вот мы с вами и добрались до «Цветочного города» где живут коротышки. Угадайте загадку про самого известного коротышку? (Слайд 10)

Коротышка в шляпе синей,
Ничего не знаю я.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зовут меня… (Незнайка).

Психолог: Знаете ребята, Незнайка сочинял истории, но, как обычно, все перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Давайте ему поможем.

VI. Упражнение «Небылицы»

Психолог. Попробуйте отгадать, что напутал Незнайка.

  • Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.
  • Весной все звери готовятся к долгой спячке.
  • Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
  • Зимой мы любим, купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды.

А еще Незнайка учится составлять разные узоры, давайте ему поможем.

VII. Упражнение «Сложи узор»

(музыкальное сопровождение Mozart-para-Bebes-So-Wonderful) (Приложение 1)

Психолог: Ребята перед каждым из вас лежат картинки с узорами и кубики. Вам нужно по картинке сложить точно такой же узор из кубиков. (Приложение 2)

Психолог: Молодцы ребята, все справились с заданием. Давайте попрощаемся с Незнайкой и продолжим наше путешествие (Слайд 11).

VIII. Профилактика нарушения зрения

Психолог: А сейчас давайте с вами нарисуем глазами круг. Следите внимательно глазками за мячиком, голову при этом не поворачивайте. Начертить в воздухе мячом 3 круга по часовой стрелке, 3 круга против часовой стрелки.

IX. «Ушки на макушке»

Психолог: Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании нужно поблагодарить детей и спросить, хорошо ли у них разогрелись ушки.

Психолог: Кто-то идет нам на встречу. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку (Слайд 12).

Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите мне имя ее (Красная Шапочка).

Психолог: Ребята, а вы знаете, Красная Шапочка не может попасть к бабушке, сначала ей нужно выполнить одно очень сложное задание. Давайте ей поможем.

X. Упражнение «4 лишний»

(Слайды 13-19)

Психолог: Ребята, посмотрите внимательно на картинку, три предмета на ней связаны между собой по какому-то признаку, а четвертый отличается. Найдите лишний предмет и скажите, почему он лишний.

Психолог: Ну, вот и с этим заданием мы с вами справились и помогли Красной Шапочке, давайте попрощаемся с ней и продолжим наше путешествие. А чтобы не скучно было идти – поиграем.

XI. Физминутка «Мы ногами топ-топ-топ»

(Приложение 3)

Психолог: Ребята, кто-то опять спешит нам на встречу. Попробуйте угадать, кто это? (Слайд 20)

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался… (Колобок).

Психолог: У него для вас приготовлено интересное задание.

XII. Упражнение «Лабиринты»

(Приложение 4)

Психолог: Возьмите карандаши, и найдите выход из лабиринта. Отмечая карандашом свой путь. После выполнения задания обменяйтесь карточками, и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

Психолог: Давайте попрощаемся с нашими героями и скажем им спасибо за интересное путешествие. Ну, вот мы и опять вернулись в детский сад. Наше путешествие закончено.

XIII. Рефлексия

Психолог:Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?

– Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?

– Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?

– Кому расскажите об этих играх?

– Вам было приятно заниматься в этой группе? (Можно высказать претензии друг к другу).

– Хотите встретиться вновь? (ответы детей)

XIV. Прощание

(Слайд 21)

Психолог: «Мне было очень приятно сегодня поработать (перечисление всех детей по имени). А теперь вы поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: "Мне было приятно с тобой увидеться, играть. Спасибо!" А теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу «До свидания»».

Литература

  1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Тренировка интеллекта. Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997.-412с.
  2. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. – СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.-224с.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.-254с.
  4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001.-256с.
  5. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.-144с.
  6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000.-288с.
  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-192с.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М.И. – М.: Просвещение, 1995.-165с.
  9. Железнова Екатерина серия «Музыкальные обучалочки» на CD: Топ-топ, хлоп-хлоп. Подвижные игры для детей 1,5-5 лет.