Исследовательская работа «Медиаобразование современных школьников» ориентирована на доказательство необходимости развития навыка восприятия информации, умения компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентирования в них для современных учащихся образовательных учреждений. Все это способно обеспечить медиаобразование. Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи телевидения, видео, аудио, компьютера. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, прессы, Интернета. Задачей школьного медиаобразования является нахождение педагогических приемов преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе.
Приложение 1 Наступивший XXI век называют "веком глобального информационного общества". В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности.
В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыка восприятия информации, умение компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентирования в них. Все это способно обеспечить медиаобразование.
Медиаобразование – это направление в педагогике, связанное со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.). Оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми. Ресурсы медиаобразования уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи телевидения, видео, аудио, компьютера. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, прессы, Интернета.
Задачей школьного медиаобразования является нахождение педагогических приемов преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе.
В медиаобразовательном стандарте выделяются следующие требования к минимально необходимому уровню подготовки обучащихся, основанные на умениях:
- Находить требуемую информацию в различных источниках.
- Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот.
- Трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена.
- Понимать цели коммуникации, направленность информационного потока.
- Аргументировать собственные высказывания.
Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на различных продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие
способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие. В результате этого образования ученик должен научиться пользоваться окружающими его средствами массовой информации.
Осознание того, что жизнь в мире информационных технологий и бума массовых коммуникаций требует от подрастающего поколения медиаграмотности не в меньшей степени, чем традиционной грамотности послужило для нас основополагающим моментом при выборе темы исследования.
Мы хотели показать возможность использования медиасредств на уроках в современной школе, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся и развитие всех видов речевой деятельности; получить объективную информацию об умениях обучающихся находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию с использованием различного технического инструментария (компьютер, мультимедиа, интернет, аудио и видео) на уроках иностранного языка.