Исследовательская работа "Медиаобразование современных школьников"

Разделы: Общепедагогические технологии


Исследовательская работа «Медиаобразование современных школьников» ориентирована на доказательство необходимости развития навыка восприятия информации, умения компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентирования в них для современных учащихся образовательных учреждений. Все это способно обеспечить медиаобразование. Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи телевидения, видео, аудио, компьютера. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, прессы, Интернета. Задачей школьного медиаобразования является нахождение педагогических приемов преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе.

Приложение 1 Наступивший XXI век называют "веком глобального информационного общества". В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности.

В современном обществе человек находится под воздействием непрерывных потоков информации, в том числе передаваемой по каналам масс-медиа. Поэтому для современного человека очевидна необходимость навыка восприятия информации, умение компетентно и свободно обращаться с информационными потоками и ориентирования в них. Все это способно обеспечить медиаобразование.

Медиаобразование – это направление в педагогике, связанное со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.). Оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми. Ресурсы медиаобразования уже давно используются в Европе и во всем мире, а в России только недавно стали говорить о необходимости его развития и внедрения в образовательный процесс.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи телевидения, видео, аудио, компьютера. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, прессы, Интернета.

Задачей школьного медиаобразования является нахождение педагогических приемов преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе.

В медиаобразовательном стандарте выделяются следующие требования к минимально необходимому уровню подготовки обучащихся, основанные на умениях:

  1. Находить требуемую информацию в различных источниках.
  2. Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот.
  3. Трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена.
  4. Понимать цели коммуникации, направленность информационного потока.
  5. Аргументировать собственные высказывания.

Медиаобразование предусматривает методику проведения занятий, основанную на различных продуктивных формах обучения, развивающих индивидуальность учащегося, самостоятельность его мышления, стимулирующих его творческие

способности через непосредственное вовлечение в творческую деятельность, восприятие. В результате этого образования ученик должен научиться пользоваться окружающими его средствами массовой информации.

Осознание того, что жизнь в мире информационных технологий и бума массовых коммуникаций требует от подрастающего поколения медиаграмотности не в меньшей степени, чем традиционной грамотности послужило для нас основополагающим моментом при выборе темы исследования.

Мы хотели показать возможность использования медиасредств на уроках в современной школе, направленной на формирование коммуникативной компетенции учащихся и развитие всех видов речевой деятельности; получить объективную информацию об умениях обучающихся находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию с использованием различного технического инструментария (компьютер, мультимедиа, интернет, аудио и видео) на уроках иностранного языка.