По своему содержанию патриотическое воспитание выступает одной из сторон воспитания и близко всем направлениям воспитательной работы: нравственному, политическому, трудовому. Поэтому воспитание патриотизма должно осуществляться всей системой воспитательной работы в группе.
При организации процесса воспитания мы придерживаемся идей педагогической теории о роли различных видов деятельности в развитии личности.
В процессе работы с группой задачи патриотического воспитания решаются через привлечение воспитанников в следующие сферы полезной деятельности:
- учебная работа (самоподготовка) по предметам;
- деятельность по самопознанию и самосовершенствованию в ходе курсов психолого-педагогического сопровождения в детском доме и в центре психолого-медико-педагогической помощи;
- учебно-исследовательская работа по предметам, интересующим воспитанников;
- творческая деятельность;
- общественно-полезная работа;
- проектная деятельность.
Мы стремимся к тому, чтобы система работы воспитателя по патриотическому воспитанию в ходе включала в себя:
- постановку задач патриотического воспитания в ходе планирования воспитательного процесса по каждому направлению работы, мероприятию;
- подбор средств реализации задач воспитательского часа или мероприятия и его материального обеспечения для воспитания гражданина - патриота Отечества;
- определение методов патриотического воспитания с учётом содержания материала, воспитательной цели, уровня методической подготовки воспитателя, места проведения;
- выбор и использование методических приёмов для воспитания личности, готовой к деятельности в избранной сфере на благо Отечества;
- проектирование мероприятия с учётом реализации задач воспитания (разработка содержания, организационной структуры);
- выбор воспитательной технологии с учётом решения задач патриотического воспитания. Например, создание проблемной ситуации, для разрешения которой организуется дискуссия и обмен мнениями; организация работы над совместным проектом, направленным на решение каких-либо общественно полезных дел, и т.д.
При планировании и осуществлении работы по патриотическому воспитанию в ходе воспитательного процесса мы учитываем также большие возможности, предоставляемые курсами, которые проводят педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник детского дома. Данные курсы работают на успешную социализацию, самореализацию и выбор профессии подростками-депривантами.
Воспитателем группы составлена и реализуется программа профориентация и социально-бытовой ориентации выпускника детского дома, направленная на решение следующих задач:
- повысить уровень психологической компетенции воспитанников за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- знакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночной экономики и конкуренции кадров;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных тестов и методик
- подготовить к самостоятельной жизни, быту вне детского дома.
Основные виды занятий по программе: лекция, деловая игра, экскурсия, психологическое исследование.
Одним из направлений работы воспитателя по патриотическому направлению стала организация и руководство учебно-исследовательской деятельностью воспитанников по различным направлениям: безопасность жизнедеятельности, самопознание, краеведение, предметы школьного курса.
В процессе осуществления данной работы мы рассчитываем повысить мотивационную составляющую патриотического воспитания, т. е., уровень интереса воспитанников к "малой родине" и Родине. Кроме того, в ходе этой работы повышается частота проявления стремлений воспитанников к патриотической деятельности, увеличивается потребность узнавать историю "малой" и "большой" Родины (освоение области и России, расселение, традиции, обычаи, фольклор и др.). Всё вышеперечисленное способствует росту объёма знаний обучающихся о Родине, их полноте, прочности, осознанности, оценочного отношения к её истории и культуре, словесных проявлений этого отношения.
Участие в Днях науки и научно-практических конференциях в детском доме и в общеобразовательных учреждениях преследует цели выявления и поддержки воспитанников, проявляющих интерес к учебно-исследовательской деятельности. Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- активизация работы воспитателя с талантливыми воспитанниками,
- пробуждение у воспитанников интереса к познавательной деятельности,
- вооружение элементарными навыками исследования и презентации.
Анализ работы по данному направлению показывает, что нам удается добиться положительной динамики благодаря тому, что исследовательская работа проводится планомерно в течение нескольких лет. Формулировка тем и определение участников проходит в сентябре, в ноябре проводится организационное собрание научного сообщества с участием руководителей и воспитанников. Все знакомятся с условиями проведения научно-практической конференции, требованиями к работе и выступлению. На собрании в декабре воспитанники выступают с обоснованием актуальности и планом проведения практической части исследования.
В феврале-апреле воспитанники участвуют в научно-практической конференциях: районной "Открытый мир", городской "Мир здоровья", городской открытой муниципального общеобразовательного учреждения "Гимназия №48", городской конференции, посвящённой памяти Н.С. Ермакова, городской краеведческой конференции, региональной научно-исследовательской конференции.
Творческая деятельность по некоторым школьным предметам реализуется в ходе проведения мероприятий различных Предметных месячников и недель, а также в ходе работы кружков дополнительного образования, организованных в детском доме и в других образовательных учреждениях.
В детском доме традиционно планируются и проводятся Предметные недели и тематические месячники. Проведение данных мероприятий работает на решение задач воспитания, развития и обучения, в том числе:
- привитие интереса к познавательной деятельности;
- повышение мотивации к обучению;
- расширение кругозора воспитанников;
- расширение границ положительной личностно-значимой сферы деятельности подростков с девиантным и делинквентным поведением.
В соответствии с планом работы традиционно проводятся:
- месячник безопасности жизнедеятельности в сентябре;
- неделя искусств, приуроченная к Дням: пожилого человека и учителя в октябре;
- неделя русской словесности в ноябре;
- неделя истории и обществознания в декабре;
- неделя науки в январе;
- месячник физкультурно-оздоровительной работы в феврале;
- дни защиты от экологической опасности в марте-июне;
- неделя физики и астрономии в апреле;
- месячник технологии и профориентации в апреле;
- неделя истории Великой Отечественной войны в мае.
Анализ мероприятий, проводимых в рамках предметных недель, показывает высокое качество, уровень подготовки, разнообразие форм проведения мероприятий: познавательные игры, КВН, математический поезд, театрализованные представления, спортивные соревнования, брейн-ринг и другие.
Мониторинг участия воспитанников детского дома в данной работе позволяет сделать вывод о том, что подростки-деприванты активны в данных мероприятиях. Воспитатели и специалисты детского дома успешно создают положительную мотивацию к участию в мероприятиях. Широкий выбор форм проведения мероприятий, разнообразная тематика, виды деятельности участников, позволили подавляющему большинству детей и подростков попробовать себя в разнообразных видах деятельности.
Разнообразие видов работ создаёт условия для организации новых видов общественно полезной, практической деятельности воспитанников. Значительная часть из них склонна к практико-преобразующей предметной деятельности. Обладая практико-ориентированным мышлением, дети и подростки стремятся к практической преобразующей деятельности, проявляя интерес к технике, природе, но незначительный уровень теоретического мышления и абстрактной памяти мешает им успешно осваивать языки и литературу, естественнонаучные дисциплины. Поэтому перед педагогами нашего учреждения стоит важная задача - предоставить воспитанникам возможность проявить себя, заявить о своих способностях, получить положительный опыт практической деятельности.
Одна из форм такой работы - это участие подростков под руководством воспитателей и специалистов детского дома в конкурсах волонтёрских проектов. Целью таких конкурсов является развитие общественной инициативы, социального интеллекта. Для детского дома важна также поддержка волонтерского движения, оказываемая в форме гранта. Так как одной из характерных черт подобных проектов является их ярко выраженная эмоциональная окрашенность, а в оценке проектов большое значение играет их значительная эмоциональная насыщенность. Т.е. проекты способствуют популяризации таких общечеловеческих ценностей как любовь, сострадание, участие, забота. Таким образом, мы рассчитываем в ходе работы на развитие эмоций и чувств воспитанников по отношению к их ближайшему окружению.
В ходе разработки, защиты проекта, и, в конечном итоге, его реализации мы рассчитываем на развитие у подростков способностей и овладение ими способами действий, необходимыми для проявления патриотических чувств в этих видах деятельности, на развитие способности проявлять любовь и уважение к "малой" и "большой" Родине.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в нашем учреждении создана и достаточно успешно действует система работы воспитателя с детьми и подростками по патриотическому воспитанию.
Используемая литература.
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. 2003.
- Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] : т. 10 / К. Д. Ушинский. - М. - Л. : Издательство АПН, 1950. - 610 с.
- Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для детей и родителей [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Лествица, 2003. 210 с.