Урок математики по теме "Уменьшить в несколько раз". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель. Формирование понятия «уменьшить в несколько раз».

Задачи.

  • Подвести детей к «открытию» и осознанию понятия «уменьшить в несколько раз». Тренировать способность к табличному умножению и соответствующим случаям деления.
  • Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
  • Способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету

Оборудование: презентация, комплект фишек на каждый стол

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.

– Посмотрите, пожалуйста, на портрет. Вы знаете этого человека? Это М. В. Ломоносов – первый русский учёный – естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, литератор, историк, художник.

– Прочтите высказывание М. В. Ломоносова? Приложение 1 (Слайд 2) («Mатематику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»)

– А вам понравилась его мысль? Тогда давайте и мы свами будем с помощью математики ум в порядок приводить. Я предлагаю вам отправиться в лес за грибами. Мы ведь с вами не обычные грибники, а математические, поэтому с собой берём не корзинки, а тетрадь и ручку.

– Какие числа спрятались за грибами? (Слайд 3)

– Молодцы!

– Какую тему мы изучаем? (Деление)

– Дополните наши опорные таблички нужными знаками (Слайд 4)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

– Запишите в тетрадь выражения и найдите их значения.

8 уменьшить на 4;
12 увеличить на 3;
54 уменьшить на 6;
5 увеличить в 6 раз;
54 уменьшить в 6 раз.

– Почему получились разные значения в последнем выражении? В чём затруднение? (Не знаем, какое действие выбрать.)

3. Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление во внешней речи

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Уменьшить число в несколько раз»). Какую цель вы себе поставите? (Узнать, какое математическое действие выполнять.)

(На столах у детей фишки, работа в парах)

– Положите слева в ряд 2 фишки, а справа – в 3 раза больше.

– Какие произошли изменения? (Количество фишек справа увеличилось в три раза.)

– Как записать эту мысль выражением? (2 х 3 = 6)

– Понаблюдайте, какие изменения произойдут, если мы будем двигаться справа налево. (Фишек стало меньше в три раза.)

– Какое математическое действие вы возьмёте для записи выражения? (Деление)

– Попробуйте сделать вывод. (Уменьшить число в несколько раз – разделить)

Давайте дополним нашу опорную табличку знаком деления.

Итак, при уменьшении числа мы можем выбрать вычитание и деление. Как вы будете действовать? Что важно не упустить? (Обратить внимание на предлоги «в», «на»)

-Давайте вернёмся к выражению, в котором вы затруднились, и решим проблему.

Физкультминутка

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слайд 5)

– Молодцы! Как вы думаете, чем нам следует заняться дальше? (Потренироваться в решении выражений.)

45 уменьшить в 5 раз;
9 уменьшить в 3 раза;
14 уменьшить на 7;
сумму чисел 30 и 12 уменьшить в 7 раз;
разность чисел 96 и 80 уменьшить в 2 раза;
произведение чисел 6 и 4 уменьшить на 8.

(Самопроверка по эталону)

– У кого нет ошибок? Молодцы!

– Итак, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы будете действовать, выполняя задание «уменьшить в несколько раз»?

– Ещё раз обратимся к нашим опорным табличкам и сделаем вывод о выборе математических действий. (Слайд 6)

5. Включение в систему знаний и повторение.

Учебник на с. 52, № 165 (Работа в парах)

Проверка. Вывод.

6. Рефлексия деятельности.

– Итак, сегодняшний урок математики помогал нам ум в порядок приводить. С каким затруднением вы встретились? Как вышли из него?

– Оцените свою работу на уроке.

– Кого из ребят вы хотели бы поблагодарить за работу?

7. Информация о домашнем задании.

По выбору:

а) ПТО, с.49, № 87, № 88;
б) составить задание для товарища по теме урока.

Литература:

  1. Истомина Н.Б. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений.– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010
  2. Истомина Н.Б. Математика: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1– Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2010
  3. http://dem-media.com/Virt_Tours/VRT_Politekh/pansKD2_SiteOut_en.ht
  4. http://www.xrest.ru/original/798869
  5. http://www.tvoyrebenok.ru/prezentaciya-griby.shtml
  6. http://www.liveinternet.ru/users/margarita51rus/rubric/1867807/8
  7. http://smak.ua/ru/blog/user-354082/recept-419650/zakusochniy_gribnoy_tort_lesnaya_polyanka.html
  8. http://www.xrest.ru/original/896047/
  9. http://blogs.all2all.su/blog/animals_plants/