Цель. Формирование понятия «уменьшить в несколько раз».
Задачи.
- Подвести детей к «открытию» и осознанию понятия «уменьшить в несколько раз». Тренировать способность к табличному умножению и соответствующим случаям деления.
- Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
- Способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету
Оборудование: презентация, комплект фишек на каждый стол
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.
– Посмотрите, пожалуйста, на портрет. Вы знаете этого человека? Это М. В. Ломоносов – первый русский учёный – естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, литератор, историк, художник.
– Прочтите высказывание М. В. Ломоносова? Приложение 1 (Слайд 2) («Mатематику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»)
– А вам понравилась его мысль? Тогда давайте и мы свами будем с помощью математики ум в порядок приводить. Я предлагаю вам отправиться в лес за грибами. Мы ведь с вами не обычные грибники, а математические, поэтому с собой берём не корзинки, а тетрадь и ручку.
– Какие числа спрятались за грибами? (Слайд 3)
– Молодцы!
– Какую тему мы изучаем? (Деление)
– Дополните наши опорные таблички нужными знаками (Слайд 4)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
– Запишите в тетрадь выражения и найдите их значения.
8 уменьшить на 4;
12 увеличить на 3;
54 уменьшить на 6;
5 увеличить в 6 раз;
54 уменьшить в 6 раз.
– Почему получились разные значения в последнем выражении? В чём затруднение? (Не знаем, какое действие выбрать.)
3. Построение проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление во внешней речи
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Уменьшить число в несколько раз»). Какую цель вы себе поставите? (Узнать, какое математическое действие выполнять.)
(На столах у детей фишки, работа в парах)
– Положите слева в ряд 2 фишки, а справа – в 3 раза больше.
– Какие произошли изменения? (Количество фишек справа увеличилось в три раза.)
– Как записать эту мысль выражением? (2 х 3 = 6)
– Понаблюдайте, какие изменения произойдут, если мы будем двигаться справа налево. (Фишек стало меньше в три раза.)
– Какое математическое действие вы возьмёте для записи выражения? (Деление)
– Попробуйте сделать вывод. (Уменьшить число в несколько раз – разделить)
Давайте дополним нашу опорную табличку знаком деления.
Итак, при уменьшении числа мы можем выбрать вычитание и деление. Как вы будете действовать? Что важно не упустить? (Обратить внимание на предлоги «в», «на»)
-Давайте вернёмся к выражению, в котором вы затруднились, и решим проблему.
Физкультминутка
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слайд 5)
– Молодцы! Как вы думаете, чем нам следует заняться дальше? (Потренироваться в решении выражений.)
45 уменьшить в 5 раз;
9 уменьшить в 3 раза;
14 уменьшить на 7;
сумму чисел 30 и 12 уменьшить в 7 раз;
разность чисел 96 и 80 уменьшить в 2 раза;
произведение чисел 6 и 4 уменьшить на 8.
(Самопроверка по эталону)
– У кого нет ошибок? Молодцы!
– Итак, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы будете действовать, выполняя задание «уменьшить в несколько раз»?
– Ещё раз обратимся к нашим опорным табличкам и сделаем вывод о выборе математических действий. (Слайд 6)
5. Включение в систему знаний и повторение.
Учебник на с. 52, № 165 (Работа в парах)
Проверка. Вывод.
6. Рефлексия деятельности.
– Итак, сегодняшний урок математики помогал нам ум в порядок приводить. С каким затруднением вы встретились? Как вышли из него?
– Оцените свою работу на уроке.
– Кого из ребят вы хотели бы поблагодарить за работу?
7. Информация о домашнем задании.
По выбору:
а) ПТО, с.49, № 87, № 88;
б) составить задание для товарища по теме урока.
Литература:
- Истомина Н.Б. Математика: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений.– Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010
- Истомина Н.Б. Математика: рабочая тетрадь к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1– Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2010
- http://dem-media.com/Virt_Tours/VRT_Politekh/pansKD2_SiteOut_en.ht
- http://www.xrest.ru/original/798869
- http://www.tvoyrebenok.ru/prezentaciya-griby.shtml
- http://www.liveinternet.ru/users/margarita51rus/rubric/1867807/8
- http://smak.ua/ru/blog/user-354082/recept-419650/zakusochniy_gribnoy_tort_lesnaya_polyanka.html
- http://www.xrest.ru/original/896047/
- http://blogs.all2all.su/blog/animals_plants/