Цели урока:
- повторить классификации полимеров по происхождению и составу, их строение, получение;
- научить учащихся прогнозировать и доказывать некоторые свойства полимеров при осуществлении химического эксперимента;
- создать условия для развития умения самостоятельно получать новые знания, используя разнообразные источники информации;
- формировать у учащихся навык безопасного использования различных полимеров в быту;
- развивать умение выдвигать гипотезу, наблюдать, анализировать, систематизировать, делать выводы;
- формировать опыт делового диалогового общения.
Оборудование:
Учебники по химии 10,11 классов (автор О.С. Габриелян и Г.Е. Рудзитис; Ф.Г. Фельдман), А.И. Куприн “Суламифь”, электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия, компьютер, проектор, экран; магнитная доска, набор магнитов, фото с изображением различных полимеров, указка.
Для химического эксперимента:
Поднос 1: гранулы и стружку Al, Fe, растворы HCl и NaOH; гранулы этилена, пробирки, штатив для пробирок.
Поднос 2: несколько сортов вареной колбасы (каждая под своим номером), раствор йодной настойки.
Коллекция волокон; современные химические справочники.
“Смысл нельзя дать, его нужно найти”
В.Франкл
Ход урока
Организационный момент.
Ребята! Мы проведем наш сегодняшний урок в форме мастерской построения знаний, т.е. вы сами будете добывать информацию из различных источников, анализировать её, выдвигать гипотезы, доказывать, делать выводы, формулировать выступления, вести диалог. Преобладающий метод нашей работы – групповой. Каждая, из сформированных групп получит задание, работает над её решением 5-7 минут, по окончании группа предоставляет свой отчет. Каждый из вас составляет конспект, а в конце урока я вам предложу контролирующий тест, результаты которого вы оцените сами. На этом уроке – я консультант и ваш помощник. Итак. Начнем работу.
Индукция (наведение)
Ребята! Обратите внимание, на доске располагаются фотографии многих физических тел, с которыми вы сталкиваетесь каждый день (на фото: косметические средства, салон автомобиля, шины автомобилей, модели одежды, продукты питания, цветы, животные и т.д.). Какие-то из них принадлежат живой природе, другие – неживой. Здесь есть физические тела, которые создал человек (фото: компьютер, телефон, пластмассовая посуда). Подумайте, каким ключевым словом вы объединим все эти физические тела? (подсказка: из чего они состоят?). Ключевое слово – “полимеры”. А тема нашего урока “Полимеры в жизни человека”.
Работа с материалом.
Заранее сформированные группы (их 5) получают вопросы, необходимые источники информации, реактивы и оборудование. Если группа проводит эксперимент, то учитель знакомит учащихся с правилами техники безопасности.
Вопросы:
1 группа
Их несколько миллионов. Они везде: машины и оборудование, упаковка и посуда, мебель и орг.техника. Имя этих удивительных материалов пластмассы. Дать характеристику пластмасс, способов получения (р. полимеризации, р. поликонденсации).
Опыт. Сравните отношение этилена и некоторых металлов (Al, Fe) к агрессивной среде (р-р HCl, р-р NaOH). Постарайтесь выдвинуть гипотезу, поставьте опыты, пронаблюдайте, сравните, сделайте вывод.
2 группа
Неорганические полимеры – минералы. На примере кварца и корунда найти информацию о минералах их семейства, выяснить их практическое значение. Для работы используйте “Электронную энциклопедию Кирилла и Мефодия”. Продемонстрируйте изображение минералов в электронной презентации.
3 группа
Один из известнейших полисахаридов – крахмал. Проанализируйте его путь в человеческом организме. Сделайте вывод о влиянии крахмала на организм.
Опыт. Вы сегодня участники программы “Контрольная закупка”. Я вчера произвела контрольную закупку нескольких сортов колбасы. Она перед вами, каждая под своим номером. Ваша задача, как экспертов, выявить сорта с наименьшим количеством крахмала, используя качественную реакцию с раствором йодной настойки.
4 группа
На Земле живет более 6 млрд. человек. Как одеть человечество?
Как получить синтетические волокна? (на примере капрона). Преимущества и недостатки синтетических волокон. Ваши рекомендации по использованию синтетической одежды.
5 группа
За последние десятилетия ухудшилось состояние окружающей среды, появилась глобальная экологическая проблема. Проанализируйте основные аспекты негативного воздействия полимеров на окружающую среду и здоровье человека. Предложить пути решения проблемы.
В группах ребята работают 5-6 минут. Каждый член группы выполняет свое задание.
Социализация
Начинается отчет групп. Выступления четкие, учащиеся класса составляют конспект. Учитель после отчета каждой группы задает вопросы, являющиеся основой диалога.
Вопрос к 1 группе: “Где в быту вы можете столкнуться с агрессивными средами?” (моющие средства, средства гигиены, уксусная и лимонная кислоты). Необходимо быть аккуратным, использовать перчатки, закрывать дыхательные пути, убирать средства от маленьких детей и т.д.
После отчета 2 группы учитель предлагает паузу в работе. Пока учащиеся отдыхают, учитель предлагает им послушать отрывок из произведения А.И. Куприна “Суламифь” (свет приглушен, на экране сменяют друг друга изображения минералов из презентации 2 группы, учитель старается подобрать соответствующий тон при чтении).
… Соломон любил украшать свою возлюбленную драгоценностями. “Как стройны твои маленькие ноги в сандалиях!” – восклицал он с восторгом и, становясь перед нею на колени, целовал поочередно пальцы на её ногах, и нанизывал на них кольца с такими прекрасными и редкими камнями… Суламифь заслушивалась его, когда он рассказывал ей о внутренней природе камней, о их волшебных свойствах и таинственных значениях… Посмотри, Суламифь, на эти сапфиры. Одни из них похожи цветом на васильки в пшенице, другие на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень девственности – холодный и чистый. Во время далеких и тяжелых путешествий его кладут в рот для утоления жажды… Он дает ясность мысли… Дарит также царь своей возлюбленной ливийские аметисты, похожие цветом на ранние фиалки – аметисты, обладающие чудесной способностью обуздывать ветер, смягчать злобу, предохранять от опьянения … и разноцветный агат – носящий его не боится козней врагов”…
После завершения паузы отчет продолжается.
Вопрос к 3 группе. “Какие же сорта колбасы из предложенных для эксперимента, вы посоветуете нам покупать?” (учащиеся называют номер, а учитель предлагает список колбас).
Вопрос к 4 группе. “Зная преимущества и недостатки синтетической одежды, как бы вы рекомендовали её носить?” (ближе к телу – натуральные волокна, сверху – синтетическая одежда).
Вопрос к 5 группе. “Есть ли шансы (велики ли они) выжить человеку, если после взрыва бытового газа, дом обрушился? Человек под завалами, но сильных травм нет, рядом нет прямого огня, но идут процессы тления?” (шансы очень не велики, т.к. при тлении мебели, пластика, линолеума выделяются ядовитые вещества). Поэтому человек должен быть аккуратным, отвечать за свою безопасность и безопасность близких.
Рефлексия
Учащимся предлагают выполнить контролирующий тест, итоги которого учащиеся оценивают сами.
Тест к уроку “Полимеры в жизни человека”
1 вариант
1. Группа атомов является структурным звеном:
а) полиэтилена
б) полипропилена
в) поливинилхлорида
2. Ненужные, старые пластмассовые изделия я всегда буду:
а) сжигать
б) закапывать в землю или бросать в воду
в) сдавать в пункты переработки, когда они
появятся в нашей стране, а до этого выбрасывать
мусор в отведенное для этого место
3. Синтетическим является волокно:
а) вискоза
б) капрон
в) полиамидное
4. В результате реакции поликонденсации продукта – низкомолекулярным веществом, как правило, является:
а) вода
б) полимер
в) мономер
5. Неорганический полимер – поделочный камень:
а) сапфир
б) агат
в) топаз
Тест к уроку “Полимеры в жизни человека”
2 вариант
1. Группа атомов (-СН2 – СН2 -)n является структурным звеном:
а) полиэтилена
б) полипропилена
в) поливинилхлорида
2. Ненужные, старые пластмассовые изделия я всегда буду:
а) сжигать
б) закапывать в землю или бросать в воду
в) сдавать в пункты переработки, когда они
появятся в нашей стране, а до этого выбрасывать
мусор в отведенное для этого место
3. Синтетическим является волокно:
а) вискоза
б) капрон
в) полиамидное
4. В результате реакции поликонденсации продукта – низкомолекулярным веществом, как правило, является:
а) вода
б) полимер
в) мономер
5. Неорганический полимер – поделочный камень:
а) сапфир
б) агат
в) топаз
Далее учитель выдает листочки, которые дети не подписывают. Учитель просит высказать свое отношение к следующим утверждениям:
- интересный урок, узнал (а) много нового, буду применять знания на практике (если ученик согласен, то он ставит знак (“!”)
- тема заинтересовала, хочу еще узнать о влиянии веществ на мой организм (знак “…..”)
- на все возникшие вопросы я получил (а) ответы (“?”)
Домашнее задание:
§ 10 учебника “Химия” О.С. Габриеляна, конспект урока, по желанию составить синквейн “Пластмассы”. выполнили:
- Шабалина Е.А. – г. Владимир, ВИПКРО,
- Смирнова Е. В. – г. Ковров, МОУ СОШ №19
- Панкратова М. М. – г. Вязники, МОУ “СОШ №3”
- Маслова И. В. – Ковровский район МОУ “Новопоселковская СОШ”
- Марова Е. П. – Ковровский район МОУ “Мелеховская СОШ №1 ”