Через творчество учителя к творчеству ученика

Разделы: Иностранные языки


“Я прихожу в школу творить”, пять слов, а как много они значат. Дать шанс творить ученикам и их учителям это так важно. Ведь жизнь творческого человека – это захватывающая борьба личности и мешающих ей внешних обстоятельств. В ней есть свои законы и правила, взлеты и падения.

К таким условиям можно отнести:

  • Психологический климат в коллективе;
  • Наличие особой “ауры” творчества;
  • Умение подключить эмоциональную сферу ученика;
  • Знание и владение методами Развития Творческого Воображения.

У каждого учителя есть ученики - “звезды”, каждая минута которых наполнена творчеством. Но ведь, сколько других, которым легче “ раскрыться” работая в команде, где их идеи поддерживаются и развиваются в творческие проекты, которые помогают становлению творческой личности. Работа учителя английского языка дает мне возможность раскрыть творческий потенциал учеников, многие из которых считают, что не способны к творчеству.

Несколько лет назад я познакомилась со Стратегиями Диснея, которые сегодня активно используются в педагогике для управления креативным процессом в группе.

Для эффективного группового творчества необходимо сочетать следующее: Все три стадии творческого цикла (Мечтатель, Реалист, Критик) и различные точки зрения членов группы на всех трех стадиях.

Во время обсуждений часто может возникать осложнение, связанное с тем, что Мечтатель способен высказать нечто неординарное, вызывающее изумление окружающих и одновременно – негативную реакцию Критика. Отвечая Критику, Мечтатель может начать запальчиво защищать свой замысел. Критик будет протестовать, еще сильнее подливая масла в огонь, и они не смогут вырваться из этого порочного круга, пока Реалист не скажет: "Наше время истекло. Пора вернуться к работе".

Важным фактором стимулирования коллективного творчества является поддержание равновесия в группе. С одной стороны, важно добиться как можно более полного раскрытия потенциала всех членов группы. С другой – выявить и найти применение способностям отдельных учащихся.

Диснеевская стратегия признает, что разные люди обладают различными способностями. И это я четко вижу на уроках с элементами развития творчества. Один ученик более способен быть Мечтателем, другой – Реалистом, третий – Критиком.

Один из методов стимулировать творчество в коллективе - развивать у каждого умение проявлять себя на всех этих этапах.

Творчество:

  • Мультимедийные тематические презентации, при создании которых учащиеся используют музыкальные произведения и живописные и фото - работы, как знаменитых мастеров, так и свои, отражающие идею презентации.
  • Научно-исследовательские проекты.
  • Разработки интеллектуальных игр, викторин и ток-шоу.
  • Поэтические переводы.
  • Музыкальные и живописные композиции .
  • Создание дизайнерских костюмов к праздникам.

Приложение 1

Изменившаяся роль и место английского языка в системе школьного образования создали новые условия для стимулирования творческой активности учащихся средней школы, развития личности учащихся, реализации индивидуальности каждого ученика, в особенности выпускника школы. Я с гордостью хочу заметить, что научно-исследовательские мультимедийные проекты, иллюстрирующие УМК по английскому языку, созданные моими учениками 10-11 классов вызвали огромный интерес и активно используются учителями школ Санкт-Петербурга. Учащиеся 8 класса создали банк творческих заданий к книге по домашнему чтению с использованием современных компьютерных технологий (Титаник).

Приложение 2

Уже начиная с 5 класса, я использую стимуляторы творческого мышления “ Я сделаю это!” учащиеся работают над литературными переводами, а к 11 классу их переводы могут поспорить с переводами профессионалов. Мне хотелось бы представить вам знаменитое стихотворение Вильяма ВордсфордаНарциссы” в переводе ученицы 11 класса Куликовой Ольги

Приложение 3

В этом году я запустила новый проект “ Книга, написанная мной” куда войдут поэтические переводы знаменитых поэтов учащимися старших классов нашей школы на сегодня в макете книги находятся более ста переводов.

Стихотворение “ЕСЛИ…” Р.Киплинга

Приложение 4

На протяжении нескольких лет мои ученики представляют свое творчество на международном дне европейских языков, где покоряют зрителей своим талантом.

В июне этого года меня попросили выступить на городских курсах повышения квалификации учителей. Мне задали вопрос “ Что Вы делаете, чтобы дети творили с радостью?” Я ответила – творю вместе с ними. Каждое творческое задание я выполняю сама и представляю его на суд моим ученикам. Поэтому в книге переводов будут и мои стихи.

Но самым ярким коллективным проектом нашей школы в обучении английскому языку является создание английского клуба “Туманный Альбион”, который соединил учителей и учащихся и их родителей в творческом процессе. С созданием в школе английского клуба “Туманный Альбион” жизнь нашего лингвистического сообщества заметно оживилась. Как много оказывается ребят, для которых английский язык не просто предмет, сдача которого требует ЕГЭ, но символ самовыражения.

А все началось за чашечкой английского чая “ Earl Grey”, после одного из мини- спектаклей, которые так любили мои десятиклассники - теперь уже студенты ведущих Вузов Санкт-Петербурга. Нам нужен клуб, чтобы творить, заниматься научно-поисковой работой, учить младших любить английский язык и развивать их способности. А еще как здорово когда ты вдруг раскрываешься для своих родителей с совершенно не знакомой им стороны, и они видят, как талантлив их ребенок.

Название родилось само собой, и было принято единодушно – “Туманный Альбион”. Уже на следующий день собрался актив клуба, куда вошли представители с 3 по 11 классы с предложениями по символике и уставу клуба. Гербом стал Единорог, и сразу же появились стихи.

Единорог – это символ чудесного,
Символ заветных желаний,
Знак неизведанного и интересного
Мудрости, истинных знаний.
Гордо на гербе английского клуба
Голову он устремил в высоту.
К цели одной, помогая друг другу,
Будем стремиться, и верить в мечту.

Дружно обсуждали, какие секции будут работать, чтобы как можно полнее дать самореализоваться талантам учащихся. Остановились на следующих секциях: научная, страноведение, театральная, литературно-художественная, музыкальная, технологическая.

Прежде чем рассказать о работе секций несколько слов о структуре клуба. Президент – директор школы. Два сопредседателя – ученики 10 - х. классов. Руководители секций учителя английского языка и старшеклассники. В каждой секции кроме старшеклассников творят учащиеся младшей и средней школы. Актив клуба определяет темы торжественных заседаний, а вообще клуб живой организм. Ребята встречаются и обсуждают волнующие их темы, не дожидаясь назначенных дат. И как приятно когда они вбегают в твой кабинет, светясь от новых идей и проектов. А с каким интересом старшеклассников слушают малыши! Шаг за шагом они становятся активными и полноправными членами клуба.

Для развития научно – поисковой деятельности работает научная секция.

Для тех, кто хочет больше знать о мире,
Для тех, кто любит мыслить, развиваться,
И кто границы раздвигает в мире,
Научный сектор всем поможет продвигаться
Трудолюбивых ждём мы и упорных,
И за ошибки строго не осудим,
Идей побольше ярких и задорных,
В жизнь притворять хотим! Хотим – и будем!

За время работы клуба старшеклассниками написаны исследовательские работы по филологии, английской литературе, экологии, созданы экскурсионные маршруты, основанные на глубоком исследовании архивного материала, защита которых проходит на открытых заседаниях научной секции. Здесь учащиеся средней школы совершенствуют свои знания, как по предмету исследования, так и по английскому языку. Яркими работами стали: Экскурсия – исследование “ Федоровский городок. Последний визит последнего Романова”, “Влияние английского языка на терминологию бальных танцев”, “ Британцы, изменившие облик России”, “ Просвещение. Диалоги с Великими” и многие другие.

Секция литературная творит не “покладая рук” не только старшеклассники пишут стихи на английском языке и делают блестящие переводы, но своим талантом они пробудили таланты у малышей, которые тоже стремятся выразить мысли в стихах, а когда рифма не складывается, они бегут к своим старшим друзьям. Для этой секции тоже написано стихотворение:

Секция для одарённой молодёжи:
Той, что на других ничуть не похожа,
Что тянется к свету волшебной культуры
И жаждет познать мир литературы.
Для тех, кто стихами и рифмами смелыми,
Для тех, кто стихами своими умелыми,
Для тех, кто глаголом сжигает сердца –
Для самого взрослого и для юнца.
Для переводчиков и рифмоплётов,
Кто не боится фантазий полётов!!

Сегодня в архиве этой секции так много прекрасных переводов стихов и стихов собственного сочинения на английском языке. В своих работах ребята пытаются выразить отношение к окружающему их миру, проанализировать взаимоотношения с друзьями и родителями, понять и определить свое место в жизни. Мне очень легко работать с ребятами - ведь мы уважаем мнение друг друга, и я никогда не прошу сделать их то, что не могу сделать сама. Так к одному из заседаний клуба не хватало стихотворения – написала сама, не судите строго.

Два города туманами объятые
Две гордые фамилии
Романов и Виндзор
В скрижалях исторических
Они по жизни связаны –
Неотделимы друг от друга до сих пор.

Отважный Гарольд отдал Мономаху
Возлюбленную Гиту – дочь свою.
Царь Петр в Англию последовал,
Чтобы Россию укрепить в бою.
Но предал брата брат
Не дав укрытия в тяжелые и смутные года
И больше века связь была нарушена.
Предательства простить никак нельзя.

Шли годы, но Россия все-таки простила
Неверной Англии ее грехи
На берегах Невы она раскрыла
Души своей прекрасные черты.
И снова Англия – Россия
Историей соединены.

Секции театральная и музыкальная наполнены радостью творчества и сотрудничества старших и младших. Совместные спектакли и музыкальные номера представляют опыт и совершенство английской речи старшеклассников с непосредственностью и невероятным энтузиазмом малышей.

Секция театральная –
Необычная, неформальная,
Нестандартная, позитивная,
Очень яркая и активная!
Для находчивых и талантливых,
Для любителей и желающих,
Для актёров великих и для актрис…
“Здесь каждый – звезда”, – вот наш девиз!

Номера, созданные на этой секции, украшают концертные выступления не только в школе, но и в Колпинском районе, в Санкт-Петербурге и даже заграницей.

Секция технологическая помогает сделать выступление ребят более зрелищными и красочными, а тематические мультимедийные релаксационные паузы доставляют всем участникам огромную радость.

Секция издательская публикует в ежемесячном приложении к школьной газете новости из клуба “Туманный Альбион”.

Хочу привести выдержку из одного из выпусков приложения: “С большим удовольствием посетила торжественное заседание клуба “Туманный Альбион”. Удивительно, какие интересные и открытые дети. Прекрасно владеют английским языком, свободно общаются. Познавательные, эмоциональные презентации расширяют словарный запас и дают возможность узнать много нового. Огромное спасибо за ваш труд” подпись: председатель школьного родительского комитета.

Так много еще хочется рассказать, но остановлюсь, пожалуй, еще на одном очень важном моменте. Наш английский клуб дал толчок к сотрудничеству учителей предметников многие, из которых сегодня – активные члены “Туманного Альбиона”. Проведено уже много творческих встреч. Очень трогательным было прощание с выпускным классом, который так много сделал для рождения и процветания клуба. Но они и сегодня активно участвуют в его жизни. А заседание клуба “Здоровый образ жизни по-британски” заставил многих задуматься.

Творчество членов клуба бьет ключом, идеи появляются снова и снова, приходят новые лица. Основатели клуба – наши выпускники завещали нам замечательные слова стихотворения неизвестного автора, перевод которого они сделали на литературной секции.

Успех.

Отец успеха – тяжкий труд
А мать его – амбиция.
И сына старшего зовут Умом;
Ну а сестрицы:
Настойчивость и Тщательность,
Терпение, Внимательность,
Энтузиазм, Желание, Взаимопонимание.

Характер твердый – старший брат.
Упорству и работе рад.
И в помощь послана ему –
Любовь огромная к труду.

А плод совместной их любви –
Талант, его ты береги.
Возможности в себе открой,
Успех придет к тебе большой!

Лифанова Елизавета, Колычева Алина выпуск 2010

Я очень рада, что наш клуб дает возможность раскрыться таланту. Будущее определяется успехами прошлого, и я очень хочу, чтобы дверь к творчеству, к осознанию своего таланта, открытая нами нашим ученикам была всегда распахнута настежь.