Цели:
- повторить и обобщить знания морфологического разбора частей речи, синтаксического разбора предложения;
- способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
- развивать воображение, творческие способности, умение переключать и распределять внимание;
- воспитание интереса к предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.
Ход урока
I. Настрой на работу
На слайде 1 презентации пословица: «Грамоте учиться – всегда пригодится».
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я взяла русскую народную пословицу. Объясните её смысл. (Учащиеся объясняют смысл пословицы). Тема урока – виды грамматического разбора. Цель нашего урока – систематизировать наши знания и умения и использовать их при выполнении разных видов разбора.
На слайде 2 изображено солнце с шестью лучами.
Учитель: Почему символом нашего урока мы взяли солнце? (всё живое стремится к теплу, солнышку, также и дети, и взрослые тянутся к знаниям, чтобы быть грамотным и применять свои знания в жизни)
Открывается первый луч – появляется устойчивое словосочетание, которое носит переносное значение (фразеологизм) «начинать с азов» (начать с самого простого). Учащиеся объясняют этот фразеологизм. Первый луч предлагает начать работу с самого простого – со словарной работы.
II. Словарная работа
Учитель: Пишем словарь – закончите мою фразу: соберёшь по … – наберёшь кузовок; корень в слове пообедал; стальные кони; … от яблони недалеко падает; назовите одним словом – стол, стул, шкаф, диван, кровать.
Словарь: ягодка, обед, коньки, яблоко, мебель. (Проверка по слайду 3)
- Слова какой части речи записаны в словаре? Что такое имя существительное?
- Назовите слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.
- Какая наука изучает звуки и буквы?
- На какие две группы делятся звуки?
- Сколько гласных букв и звуков? Какие они бывают?
- Сколько согласных букв? Сколько пар по звонкости-глухости?
- Какие звуки всегда звонкие, всегда глухие, всегда мягкие, всегда твёрдые?
- Назовите лишнее слово из словаря? Почему оно лишнее?
- Какие орфограммы встретились в словаре?
- Фонетический разбор лишнего слова обед (с комментированием, проверка по слайду 3)
Итог: Какой вид разбора мы повторили сейчас?
III. Орфографическая минутка
На слайде 4 – фразеологизм «поймать двух зайцев» (пытаться сразу выполнить два разных дела). Учащиеся объясняют смысл словосочетания.
Учитель: В орфографической минутке нужно будет записать словосочетания, выделяя все орфограммы.
- Что такое словосочетание?
- Какие виды словосочетаний знаете? Расскажите об именных словосочетаниях.
- Что такое прилагательное? Как изменяются прилагательные? С какой частью речи они связаны? Что можно сказать о прилагательных в форме множественного числа?
- Записать словосочетания, выделяя главное и зависимое слово, определяя род и падеж прилагательных: без жёлтого карандаша, к высокой берёзе, в сладких яблоках, с горячим молоком (самопроверка по слайду 5)
- Подберите антоним к слову высокий, сладкий, синоним к слову горячий.
- Морфологический разбор прилагательного по вариантам: 1 вариант – к высокой (берёзе), 2 вариант – без жёлтого карандаша (самостоятельно, взаимопроверка по слайду 6)
- Устно составьте предложения со своим словосочетанием.
Итог: Какой вид разбора при работе с прилагательным мы вспомнили?
IV. Зарядка
слайд 7 предлагает следующий фразеологизм «вдохнуть жизнь» (оживить). Учащиеся, объяснив смысл фразеологизма, выполняют зарядку под музыку.
V. Состав слова
Учитель: Назовите части слова (морфемы). Какая часть слова является самой главной и в ней заключён общий смысл всех однокоренных слов? Что такое приставка? Какая часть слова пишется после корня и служит для образования новых слов? Что такое окончание? Основа?
На слайде 8 – «сбить с толку» (запутать)
Учитель: Я попытаюсь вас сейчас запутать. Из данных морфем нужно собрать слова и разобрать их по составу: 1 вариант – город-, по-, -а, -ск-, -к-, -ой, -сад- ;
2 вариант – сказ-, -н-, -а, -ый, -вод-, -к-, под (к доске выходит 1 ученик, пишет составленное слово, 2 ученик разбирает по составу, остальные учащиеся проверяют) Подберите по одному однокоренному слову (устная работа)
Итог: Что повторили на данном этапе?
VI. Работа с текстом
Слайд 9 – «пожелать попутного ветра» (пожелать удачи).
Учитель: Я хочу пожелать вам удачи при работе с текстом.
- Что такое текст?
- Какие бывают тексты?
- Какой текст представлен вам?
- Слова какой части речи выделены?
- Что такое глагол? Как изменяются глаголы?
- В каком времени стоит глагол в первом предложении? (в настоящем)
- Задание: списать текст, заменяя время выделенных глаголов (поставить в настоящее время), вставляя пропущенные буквы (взаимопроверка по слайду 10) Какие орфограммы встретились в тексте?
- Из скольких частей состоит обычно текст? Сколько частей в нашем тексте?
- Закончить текст одним предложением, в котором бы вы выразили своё отношение к увиденному.
- Что такое предложение?
- Какие виды предложений бывают по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов, по количеству грамматических основ?
- Что такое грамматическая основа? Какие второстепенные члены предложения знаете?
- Над каким видом разбора мы ещё с вами не работали? Синтаксический разбор последнего предложения: Мы с интересом наблюдали за жизнью лесных жителей. (С комментированием, проверка по слайду 11)
В лесу.
Мы идём (в)лес. (В)л_су х_р_шо, шумно и вес_ло.
Куковала куку_ка. Св_стела ив_лга. Ок_л_ к_рней л_жал у_. (Под)н_гами прыгали з_лёные л_гу_ки. (В)лапах с_сны м_лькал пуш_стый хвост белки.
VII. Итог
Учитель: Над какими видами разбора мы сегодня поработали? Для чего нужны эти виды разбора? (для развития мышления, языкового чутья, для проявления интереса к этому предмету, для понимания языка)
VIII. Домашнее задание
Слайд 12 – «на блюдечке с голубой каёмочкой» (получить желаемое без особых усилий)
Учитель: Без особых усилий можно получить желаемое только в сказках, а в жизни нужно потрудиться. Домашнее задание – упр. 588 и подобрать 2 пословицы о здоровье. Почему о здоровье? (чтобы быть грамотным, нужно быть здоровым) И наше солнышко посылает вам свои лучи тепла, добра, здоровья, света и удачи (слайд 13)