Цели:
- Развитие умений распознавать геометрические фигуры по их признакам, решать задачи по нахождению площади и периметра квадрата.
- Знакомство с игрой «Танграм».
- Формирование навыков эстетического оформления работы, развитие творческих способностей.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Компьютер.
- Презентация в формате PowerPoint.
- Аудиозаписи с релаксационными мелодиями.
- Индивидуальные папки для уроков математики и конструирования.
Ход урока
I. Позитивный настрой на урок.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
II. Сообщение темы урока.
1) – Сегодня на уроке математики и конструирования вы станете магами и волшебниками. А помогут вам в этом математические знания и игра «Танграм». Включив свою фантазию и воображение, из деталей этой игры вы составите самые разнообразные фигуры – силуэты.
– А для начала выясним, что такое «Танграм».
– Танграм – игра на составление целого из частей и на воссоздание силуэтов из наборов геометрических фигур (слайд 1).
– Что такое «Танграм»?
– Для чего нужна эта игра?
2) – Существует несколько вариантов игры «Танграм» (слайд 2)
– На основе повторения математического материала догадайтесь, какой вариант игры будет вам предложен для работы.
– Итак, какая геометрическая фигура называется параллелограммом?
– Какая геометрическая фигура называется квадратом?
– Что такое треугольник?
– С каким вариантом игры будем работать на уроке? Докажите.
III. Заготовка деталей игры.
- Чертеж.
– Приступим к выполнению чертежа игры. С чего начнем? (слайд 3)
– Возьмите цветной лист бумаги, начертите на нем квадрат.
– Почему невозможно приступить к работе? (Неизвестна сторона квадрата)
– Дан периметр квадрата, как быть в этой ситуации? (По периметру найдем сторону квадрата для этого 40 : 4 = 10см. Сторона квадрата равна 10см)
– Начертите квадрат со стороной 10см.
- Поэтапное деление квадрата на детали.
Ответы детей:
– Проведем диагональ из левого верхнего угла в правый нижний угол квадрата.
– Отметим середины верхней и правой сторон квадрата, соединим их отрезком.
– Проведем перпендикулярную прямую из левого нижнего угла к основанию меньшего треугольника.
– Проведем перпендикулярную прямую из вершины меньшего треугольника к основанию трапеции.
– Проведите самостоятельно в игре линию так, чтобы образовать параллелограмм и треугольник.
– Игра готова, но прежде чем разрезать ее на детали, вспомним правила работы с ножницами (слайд 4):
- Не оставляй ножницы в открытом виде.
- Не держи ножницами вверх.
- Во время резания удерживай бумагу левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвий ножниц.
- Передавай закрытые ножницы кольцами вперед.
Релаксация.
IV. Конструирование из полученных деталей.
– Все детали у вас готовы. Включаем воображение и фантазию, пробуем сложить фигуры на отдельном листе.
Дети выполняют работу. Звучит музыка.
V. Выставка работ.
– Какие разные фигуры вы составили. Поднимите работы те, кто составил фигуры животных, транспорта, людей, других предметов.
Демонстрация детских работ.
– Вы составили разные фигуры. А как вы думаете, чему равна площадь вашей фигуры? (Площадь фигуры равна площади квадрата, т.е. 100 кв. см, т.к. площадь данного квадрата находится 10*10)
VI. Итог урока.
Вот и закончен наш урок,
На котором каждый из вас
Думал, вырезал, воображал,
Повторял математический материал.
И наш урок удался,
Потому что каждый из вас старался! (слайд 6)