Всем известно бытующее мнение о том, что в жизни взрослому человеку не приходится писать сочинения. В связи с этим актуальным становится обучение детей созданию не сочинений как таковых, а текстов разных жанров: записок, объявлений, кулинарных рецептов, писем и др. Я придерживаюсь другой точки зрения. Следует разводить понятия “сочинительство” и “сочинение”.
Под ученическим сочинением, - писал А.В. Миртов – подразумевается приведение в порядок мыслей о каком-либо предмете или явлении. Сочинение - от славянского слова “чин”, “порядок”, “чинно” - в надлежащем порядке.
Задача школьного сочинения – учить выражать и упорядочивать мысли. Мы убеждены в том, что этому можно и нужно учить. Каждый ученик должен освоить теорию написания сочинений. Если, как известно, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует, чтобы учащиеся умели писать сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, опираясь на имеющиеся в науке данные по этой проблематике, то следует, чтобы эти данные хотя бы в элементарном виде знали и младшие школьники.
Напомню, что текст представляет собой единство трёх сторон:
1) содержания;
2) структуры;
3) языковых средств.
То есть, каким бы простым или сложным ни было связное высказывание, оно характеризуется тремя особенностями: содержанием, логическим построением, языковым оформлением.
Эти особенности текста диктуют ряд задач, которые ставит перед собой учитель начальных классов при обучении детей созданию письменных текстов. В самом общем виде это следующие задачи:
• формирование умения учащихся ориентироваться в содержании высказывания (умение озаглавливать текст, передавать его содержание, находить основную мысль, определять тему высказывания и т.д.);
• формирование умения логически строить высказывание (умение составлять план, определять, с чего начать высказывание, чем его закончить; осуществлять последовательный переход от одной мысли к другой и т.д.);
• формирование умения отбирать языковые средства, соответствующие содержанию высказывания.
Казалось бы, все перечисленные умения являются общими для создания любого сочинения. Но так кажется только на первый взгляд. Рассмотрим подробнее, как соотносятся речевые умения и фазы речевой деятельности.
На этапе ориентировки в содержании высказывания, когда ребёнок вдумывается в предложенную тему (обдумывает, о чём будет писать, что главное хочет сказать, определяет объём и границы темы сочинения), он уже определяется с тем, о чём будет писать - о действиях, сменяющих друг друга, о предмете и его свойствах или о причинах существования предметов, явлений, действий, то есть подсознательно выбирает тип текста.
Покажу данное положение на конкретном примере.
В 3-м классе я предложила тему сочинения “Снежинка”. При обсуждении темы сочинения учащиеся высказали различные мнения про то, о чём можно написать в сочинении на заданную тему. Одни ребята предлагали вариант: можно написать фантастическую историю, которая случилась однажды со снежинкой, когда она залетела в открытую форточку к мальчику (девочке). Другие предлагали вариант: можно написать о том, какая красивая снежинка. Третьи - можно написать о том, почему на руке снежинка сразу тает.
Данный пример демонстрирует важное методическое пожелание— предлагать детям одну общую тему сочинения (если, конечно, тема сочинения не определена программой), а каждый ученик уже решит, на какую конкретную тему он будет писать. К примеру, из темы “Снежинка” могут родиться темы “Волшебная снежинка” (фантастическое повествование), “Снежинка-красавица” (описание), “Почему снежинка тает в руке?” (рассуждение).
Если учитель предлагает конкретные (узкие) темы сочинения, то уже на этапе ориентировки ребёнок также должен уметь определить сразу по заголовку, о чём он будет писать: о действиях, о предмете или явлении, о существующих отношениях между предметами.
В таблице 4 представлен примерный перечень тем сочинений, по заголовку которых ученик на этапе ориентировки может сразу определить, какой тип текста будет лежать в основе сочинения.
Таблица 4
Тематика сочинений в начальной школе
Тематика сочинений-повествований | Тематика сочинений-описаний | Тематика сочинений-рассуждений |
“Прогулка в осенний парк” “Как мы делали новогодние игрушки” “Как я провёл новогодние каникулы” |
“Моя любимая игрушка” “Моя улица в пасмурную и дождливую погоду” “Наша класснаяк омната” |
“Зачем нужны в классе цветы?” “Почему синиц мы видим осенью и зимой, а не летом?” “Почему нужно соблюдать правила дорожного движения?” |
Таким образом, на этапе ориентировки дети подводятся к мысли, какой тип текста они будут создавать.
На этапе планирования ребёнок, мысленно составляя программу речевых действий, определяет, какой тип текста он будет создавать (повествование, описание или рассуждение), в каком стиле (научно-деловом, художественном или публицистическом), какой жанр в зависимости от стиля выберет. И только после этого учащийся намечает структуру текста (план), обдумывает, какие языковые средства выберет, как будет связывать между собой предложения, абзацы и т.д.
На данном этапе младшему школьнику нужны специальные умения, которые необходимы для создания текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Рассмотрим общие умения(необходимые для создания текста любого типа) и специальные умения(необходимые для создания текста-повествования).
Выделяют семь групп умений:
1. Умения, связанные с темой сочинения, с её пониманием, определением её границ, субординацией тем, раскрытием темы (умение озаглавить текст своего сочинения в соответствии с типом текста-повествования так, чтобы заголовок отражал тему текста и сообщал о предмете повествования (если тема предлагалась общая).
2. Умения подчинить своё сочинение определённому замыслу, выразить в нём свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и т.д. (умение определить авторское отношение к теме повествования).
3. Умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом, выбранным типом речи (текста) и жанром текста (умение отбирать соответствующий материал для создания текста определённого жанра и типа речи, к примеру, сказка, рассказ и т.д.).
4. Умения систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией - началом, основной частью, завершением (умение строить текст в соответствии со структурно-композиционными особенностями текста-повествования, умение конструировать зачины и концовки как структурные компоненты текста-повествования, сцеплять предложения с помощью лексических и грамматических средств связи).
5. Умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, словосочетания, фразеологию, образы; подготавливать фрагменты будущего текста.
6. Умения составлять текст, записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы (умение выделять абзацы в тексте-повествовании, связывать их между собой).
7. Умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.
Система заданий и упражнений на
формирование умения создавать письменный
текст-повествование
Известны два метода обучения созданию письменных текстов (сочинений): индуктивный и дедуктивный.
Индуктивный метод. Данный метод, как показывает опыт, учителя часто используют на практике. Они предлагают детям определённую тему сочинения, потом подробно разбирают её, организуют тщательную подготовку к сочинению и контролируют процесс создания сочинений детьми. Затем выбирают новую тему и так далее. Так складывается определённая система работы над сочинениями. Можно, конечно, научиться писать и таким образом. Но эффективной такая система обучения может быть при одном условии: если параллельно идёт чтение художественной и научной литературы. Тогда у ребёнка путём бессознательного подражания вырабатывается не только слог, но и умение располагать материал темы, обосновывать свои мысли. Современные дети мало читают, а если и читают, то не каждый день, не систематически, урывками или “запоем” в каникулы.
Дедуктивный метод. Сначала изучаются общие правила, общие приёмы, то есть теория написания сочинений, а затем переходят к практике. Данный метод не умаляет значения практических упражнений. Подчеркнём, что дедуктивный метод требует, чтобы практика обучения написанию сочинений по возможности сопровождалась изучением теории. Результат возможен только в итоге планомерной работы в этом направлении.
Обучение младших школьников созданию текстов-повествований носит системный характер и включает три этапа.
Подготовительный этап. Знакомство с понятием “текст”, “признаки текста”, “тема текста”, “заголовок”, “основная мысль”, “план текста”, “опорные” и “ключевые слова”.
Теоретико-практический этап. Знакомство с типом текста - повествованием, его особенностями, механизмами создания текстов-повествований разных жанров.
Практический этап. Создание учащимися текстов-повествований на основе взаимосвязи егосодержания, структуры и речевого оформления. Рассмотрим каждый этап в отдельности.
Подготовительный этап
Знакомя учащихся начальной школы с понятием “текст”, следует исходить из его признаков:
1. Наличие предложений.
2. Смысловая связность:
а) единство темы и предмета речи;
б) наличие основной мысли и её развитие.
3. Структурная связность.
Рассмотрим практические материалы (как один из вариантов) для организации обучения.
Знакомство с понятиями “Текст”,
“Тема текста”,
“Заголовок”, “Основная мысль”, “План текста”,
“Признаки текста”
1. Прочитайте и сравните две записи на доске.
Около дома росла маленькая яблонька. | Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. |
- Что за записи перед нами? (В первом столбике - предложение, во втором - текст.)
- А что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль.)
- А что же такое текст? Как в нём выражена мысль в отличие от предложения?
- О чём рассказывается в тексте? (О яблоньке.)
- Вы представили себе картину, с которой начинается текст?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением растущей возле дома яблоньки.
- Что же однажды произошло? (Поднялся сильный ветер.)
- Из какого предложения вы об этом узнали? Зачитайте. (Из второго: “Поднялся сильный ветер”.)
- Что произошло дальше? (Ветер стал крутить и ломать деревце.)
- Вы представили себе картину, на которой изображена раскачивающаяся от ветра яблонька?
Можно прикрепить на доске иллюстрацию с изображением раскачивающейся от ветра яблоньки (рядом с первой).
- Кто же пришёл на помощь яблоньке? (Саша.)
- Как он это сделал? (Он принёс колья и подвязал дерево.)
Если ученики подготовлены хорошо, вы можете предлагать этот материал уже во втором полугодии первого класса.
- Из каких предложений вы узнали об этом? (Саша принёс колья.Мальчик подвязал яблоньку.)
- Вы представили себе картину, на которой изображена яблонька, подвязанная к кольям, и стоящий рядом Саша?
Учитель прикрепляет на доске третью иллюстрацию с изображением Саши и подвязанной яблоньки (на доске рядом три иллюстрации).
- Чем всё закончилось? (Маленькая яблонька была спасена.)
- Итак, из чего же состоит текст? (Из предложений.)
2. В тексте все предложения взаимосвязаны, то есть объединены общим смыслом (единством темы). Вы уже сказали, что в этом тексте говорится о яблоньке. Это тема текста.
3. Текст можно озаглавить. Заглавие подходит ко всему содержанию и охватывает все предложения.
- Подумайте, какой заголовок можно подобрать к этому тексту? (“Спасение яблоньки”, “Маленькая яблонька” и т.д.)
- Соответствует ли заглавие содержанию текста? Заголовок передаёт тему или основную мысль.
4. Ребята, а что такое основная мысль текста? (Главный смысл из всего текста.)
- В каком предложении заключена главная мысль? (Яблонька спасена.)
- Верно. Саша вовремя пришёл на помощь яблоньке. Яблонька была спасена.
- Итак, мы с вами выяснили, что текст состоит из предложений.
Текст - это два или несколько предложений (группа предложений), все предложения связаны по смыслу. Текст можно озаглавить.
Итак, мы определили в самом начале, что в первом столбике записано предложение. Предложение выражает законченную мысль.
- В тексте тоже выражена мысль, но в тексте эта мысль развивается. В каждом новом предложении добавляется к сказанному что-то новое.
5. А любую ли группу предложений можно назвать текстом? (Дети высказываются.)
- Сравните две записи на доске, одна из которых вам уже знакома.
Около дома росла маленькая яблонька. Летом всегда жарко. В прошлом году мы собрали хороший урожай яблок. | Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена. |
- Мы уже выяснили, что запись справа - это текст. А в первом столбике ведь тоже группа предложений. Она является текстом?
В какой группе есть общая мысль, связывающая предложения в единое целое?
Сделайте вывод: почему первая группа предложений не представляет собой текст?
6. В связном тексте все предложения связаны между собой и стоят в определённом порядке. Если этот порядок нарушается, то нарушается связь между предложениями и текст распадается. Обратимся снова к нашему тексту.
Саша принёс колья. Поднялся сильный ветер. Около дома росла маленькая яблонька. Он стал крутить и ломать деревце. Яблонька была спасена. Мальчик подвязал яблоньку.
- Можно ли назвать такую группу предложений текстом? Почему нарушилась связь? (Так как переставили предложения.)
- Восстановите текст. (Дети переставляют предложения, приводя текст в порядок.)
- Ребята, а попробуем убрать третье предложение из текста. Прочитайте, что получилось.
Около дома росла маленькая яблонька. Поднялся сильный ветер. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. Яблонька была спасена.
В таком тексте нарушилась смысловая связь. Текст стал не таким понятным, особенно - главная мысль. Ведь вся суть в том, что ветер ломал и крутил маленькую яблоньку. Она могла погибнуть, но Саша пришёл на помощь и спас её. Без третьего предложения не совсем понятна главная мысль текста.
Итак, все предложения в тексте стоят по порядку. В каждом тексте есть начало, основная часть и заключение.
Попробуйте выделить эти части в нашем тексте.
Около дома росла маленькая яблонька. - Начало.
Поднялся сильный ветер. Он стал крутить и ломать деревце. Саша принёс колья. Мальчик подвязал яблоньку. - Основная часть.
Яблонька была спасена. - Заключение.
Можно сказать, мы составили план текста. Каждую часть текста тоже можно озаглавить.
7. В ходе такого обсуждения учащиеся приходят к выводу, что текст обладает следующими признаками:
1. Текст состоит из предложений.
2. Предложения в тексте взаимосвязаны между собой.
3. В тексте о ком-то или о чём-то говорится (это тема текста).
4. Тему текста можно определить по заголовку.
5. Понять текст - значит, определить его главную мысль (главная мысль бывает тоже отражена в заголовке текста).
6. В тексте выделяются части: начало, основная часть, концовка (к тексту можно составить план).
Как видим, все признаки, которыми обладает текст (членимость, смысловая цельность, структурная связность), обсуждались на уроке с младшими школьниками.
Я считаю, что такую работу лучше проводить сразу на одном уроке. Далее следует работать по закреплению новых знаний. Первичное закрепление можно провести на любом небольшом тексте.
Примерные упражнения на формирование и закрепление умений
а) Определять тему, основную мысль, подбирать заголовок к тексту:
Прочитай текст.
Ласточка строила гнездо. Вдруг влетел в гнездо стриж. Ласточка позвала других ласточек. Выгнали они стрижа из гнезда.
Определи тему текста, основную мысль, подбери заголовок.
б) Уметь восстанавливать деформированный текст:
Прочитай предложения.
Она его любила и кормила червяками.
Он был крошечный.
Была у него мама Пеструшка.
Жил на свете цыплёнок.
Расставь предложения в таком порядке, чтобы получился текст.
в) Уметь составлять план текста.
Прочитай текст.
Раз пошли ребята в лес. За ними побежал щенок. Щенок увидел ежа и залаял. Ёж фыркнул и растопырил иголки. Щенок испугался и убежал.
Выдели части текста: начало, основная часть, заключение.
Знакомство с понятиями “Опорные” и “Ключевые слова” текста
На подготовительном этапе обучения детей созданию текстом разных типов следует познакомить учащихся с понятиями опорные и ключевые слова текста, так как в дальнейшем школьникам будут предлагаться задания на составление текстов по опорным словам. Предлагаем один из вариантов работы по знакомству с понятиями “опорные” и “ключевые” слова текста.
1. Прочитайте предложения.
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам были крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.
- Как вы думаете, можно ли назвать эти предложения текстом? (Можно, так как все предложения связаны между собой по смыслу.)
- Прочитайте текст про зайчат ещё раз и определите тему текста. (Маленькие зайчата.)
- Кто помнит, что такое главная (основная) мысль текста? (Это самое важное, о чём хотел рассказать нам автор.)
- Попробуйте определить основную мысль текста. (Терпеливые зайчата.)
2. - Как вы думаете, мог ли автор, создавая текст, обойтись без слова зайчата? (Нет.)
- Совершенно верно. Нет.
Основные, самые важные слова в тексте служат его опорой. Они называются опорными.
- Кроме слова зайчата, какие слова в данном тексте являются опорными? (Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормила).
- Среди всех опорных слов есть наиболее важные, или ключевые, без которых текста просто бы не было.
- Это слова весна, зайчата, зайчиха, накормила.
- Ключевые слова связывают предложения в тексте в единое целое.
Примерные упражнения на формирование и закрепление умений
Прочитай предложения.
1. Потекла вода.
2. Лодка поплыла по воде.
3. Пришла тёплая весна.
4. Дети бежали за ней и весело кричали.
5. Ребята не смотрели под ноги и попали в лужу.
6. Дети сделали лодочку.
Собери “рассыпавшийся” текст. Запиши текст в тетрадь. Выпиши опорные слова текста. В тексте подчеркни ключевые слова.
На подготовительном этапе для закрепления пройденной теории следует больше работать с готовыми текстами. Учитель может сам подбирать тексты и предлагать задания на определение темы, основной мысли текста, подбор заголовков к текстам, восстановление деформированного текста, деление текста на части, составление плана, нахождение опорных и ключевых слов в тексте, составление текста по опорным словам.
Такая аналитическая работа с готовыми текстами, проводимая обязательно в системе, поможет в дальнейшем эффективнее работать над составлением собственных письменных текстов детьми. Длительность подготовительного этапа зависит от подготовленности учащихся.
Теоретико-практический этап
Первичное знакомство с повествованием как типом речи (текста) происходит на уроке знакомства сразу с тремя типами текста. Методисты не едины в своём мнении не только в вопросе, в каком порядке изучать типы текста: сначала описание, а потом повествование или наоборот (они считают, что наиболее простым для учащихся является повествовательный текст, поэтому данный тип текста при изучении стоит на первом месте), но и в вопросе, каким образом знакомить с текстом-повествованием. Одни считают, что нужно сразу на одном уроке познакомить с тремя типами текстов, другие - знакомить поочерёдно с каждым в отдельности. В наших учебниках идет знакомство сразу с тремя типами текста на одном уроке.
Следовательно, работа по обучению созданию письменных текстов - повествований, в свою очередь, складывается из следующих направлений:
• знакомство с тремя типами текста (особенности);
• теоретико-практическое изучение текста-повествования без учёта жанровой особенности;
• теоретико-практическое изучение устройства текстов-повествований различных, жанров (в разных стилях),
• написание изложений повествовательного текста и сочинений-повествований.
Рассмотрим данные направления подробнее.
Знакомство с типами текста
1. Приведём фрагмент урока-знакомства с тремя типами речи (текста).
Учитель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию с изображением осеннего парка (дети рассматривают иллюстрацию на доске).
Данную тему можно изучать уже во втором классе (желательно во втором полугодии).
Вопросы и задания:
- Я буду задавать вам вопросы по содержанию иллюстрации, а вы будете отвечать. Договорились?
- КТО отправился на прогулку в осенний парк? (Дети (мальчик и девочка, Миша и Нина) отправились в парк на прогулку.)
- КОГДА (в какое время суток) это было? (Миша и Нина днём отправились на прогулку в осенний парк.)
- ЧТО они там делали? (Дети гуляли, дышали воздухом, любовались листопадом, собирали букет из осенних листьев, наблюдали за белочкой.)
- ГДЕ они взяли листья для букета? (Листья для букета они собрали под ногами.)
- КАК долго, по вашему мнению, они пробыли на прогулке в парке? (Миша и Нина к вечеру вернулись с прогулки домой.)
- КАКАЯ была погода в тот день? (Погода была тихая, ясная.)
- КАКИМ было небо, солнце, воздух? (Воздух в тот день был чистый, небо голубое, солнце припекало.)
- КАКИМИ были деревья в парке? (Деревья все стояли в разноцветном уборе.)
- Как вы думаете, понравилась ли детям прогулка в осенний парк? ПОЧЕМУ? (Детям очень понравилась прогулка в парк.Они хорошо отдохнули.)
- Все вопросы хорошие. Вы ответили на все вопросы. Но ведь они обо всём сразу - и о детях (чем они занимались в парке), и о самом парке (как он выглядел в тот осенний день), и о том, понравилась ли детям прогулка в осенний парк и почему (об отношении детей к прогулке).
- Попробуйте сгруппировать вопросы, собрать их в три группы.
КТО отправился на прогулку в осенний парк? КОГДА Миша и Нина отправились на прогулку? | КАКАЯ была погода в тот день? КАКИМ было небо, солнце, воздух? | Как вы думаете, понравилась детям прогулка в осеннем парке. ПОЧЕМУ? |
Вопросы должны быть напечатаны на бумаге. Первые слова в каждом вопросе нужно напечатать заглавными буквами и выделить красным цветом. По ходу ответов на вопросы учитель прикрепляет карточки с вопросами на доску в хаотичном порядке.
ЧТО они там делали? ГДЕ они взяли листья для букета? |
КАКИМИ были деревья в парке? |
Можно приглашать учащихся к доске для сортировки вопросов по типам.
- А по каким же основаниям мы сгруппировали эти вопросы? (Дети высказываются.)
Первая группа вопросов объединяется мыслью о действиях.
Вторая группа вопросов объединяется мыслью о признаках.
Третья группа вопросов требует объяснения отношения ребят к прогулке, к парку и причин такого отношения.
- Отвечая на вопросы первой группы, мы ведём речь о движении и его развитии; отвечая на вопросы второй группы, мы ведём речь о признаках; отвечая на вопросы третьей группы, мы ведём речь о причинах и следствиях.
- Отвечая на такие РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ, мы получаем и РАЗНЫЕ ответы — по содержанию, по строению и так далее. Следовательно, ответы, то есть тексты, которые у нас получились, можно и назвать по-разному (учитель прикрепляет таблички с названием типов текста).
- Обратите внимание на ПЕРВОЕ СЛОВО в каждом вопросе.
Учитель прикрепляет под название каждого типа текста вопросы.
На доске это выглядит следующим образом.
ПОВЕСТВОВАНИЕ | ОПИСАНИЕ | РАССУЖДЕНИЕ |
КТО? | КАКАЛ? | ПОЧЕМУ? |
ЧТО? | ||
ГДЕ? | ||
КОГДА? | ||
КАК? |
Итак, о каждом объекте мы можем создавать разные тексты. Различают три типа текста.
ПОВЕСТВОВАНИЕ - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события.
ОПИСАНИЕ - изображение предмета, явления, его признаков.
РАССУЖДЕНИЕ - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение.
В ТЕКСТЕ-ПОВЕСТВОВАНИИ говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: ЧТО происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ и В КОНЦЕ?
В ТЕКСТЕ-ОПИСАНИИ говорится о ПРИЗНАКАХ предмета или явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: КАКОЙ предмет?
В ТЕКСТЕ-РАССУЖДЕНИИ даётся объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это случилось, произошло? Почему это так? Вот основные вопросы, ответы на которые составляют текст-рассуждение.
Теоретико-практическое изучение
текста-повествования без учёта жанровой
особенности
Теоретико-практическое изучение текста-повествования без учёта жанровой особенности включает изучение особенностей текста-повествования, формирование умения определять тему текста-повествования, озаглавливать текст, по заголовку определять, о чём текст, изучение типов связи и средств связи, единый временной план текста, абзацы текста, работа над планом и композицией повествования.
На последующих уроках русского языка дети продолжают знакомиться с особенностями текста-повествования. Рассмотрим один из вариантов организации такой работы.
1. Знакомство с особенностями текста-повествования.
Прочитайте текст.
Родился медвежонок. Медвежонок родился очень маленьким. Шёл день за днём. Медвежонок уже заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю. Вопросы и задания:
- Как вы думаете, какой это тип текста? (Выслушиваются ответы детей).
- Вспомните, какой тип текста относится к повествованию. (В тексте-повествовании говорится о каких-то действиях, о последовательных событиях. Действия сменяют друг друга. К такому типу текста можно поставить вопросы: что происходит СНАЧАЛА? ПОТОМ? и В КОНЦЕ?).
- Попробуем вместе доказать, что это ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ.
Итак, в повествовании говорится о событии, эпизоды которого последовательно сменяют друг друга.
- Разделите текст на смысловые законченные части. Таких частей ТРИ.
- Прочитайте первую часть.
Родился медвежонок. Медвежонок родился очень маленьким.
Как бы вы озаглавили эту часть? (Рождение медвежонка.)
- Прочитайте вторую часть.
Шёл день за днём. Медвежонок уже заметно подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Мать-медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней.
Как бы вы озаглавили эту часть? (Медвежонок растёт.)
- Прочитайте третью часть.
Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги на волю.
Как бы вы озаглавили эту часть? (Медведи на воле.)
- Вспомните, глядя на план текста, о чём рассказывается в тексте.
1. Рождение медвежонка.
2. Медвежонок растёт.
3. Медведи на воле.
Как вы думаете, достаточно ли будет ОДНОГО СНИМКА, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в рассказе? (Нет, потому что действия сменяют друг друга и их нельзя увидеть ОДНОВРЕМЕННО.)
Итак, мы не можем одновременно увидеть и как родился медвежонок, и как он постепенно рос, и как он выбрался на волю вместе с мамой. Мы доказали, что это ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ.
2. Знакомство с типами связи предложений и средствами связи (материал изучается по мере знакомства с грамматическими темами).
Приведём примеры, как организуется такая работа. Цепная связь в тексте. Средства выражения цепной связи.
- На занятиях по русскому языку мы продолжаем раскрывать “секреты” создания текста. Сегодня вы узнаете, что такое ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ в тексте. Будьте внимательны! Успехов вам!
- Вспомните, что называют текстом. (Текст - это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу).
- С помощью чего же предложения связаны в тексте?
Прочитайте текст.
На лесной поляне мы заметили лося. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой. Могучий великан наелся и отправился дальше.
Обратите внимание, что предложения связаны между собой как ПО ЦЕПОЧКЕ. ВТОРОЕ предложение с ПЕРВЫМ с помощью слов ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ и ЛОСЯ, ТРЕТЬЕ С ЧЕТВЁРТЫМ с помощью слов ОН и ЛЕСНОЙ ЖИТЕЛЬ, ЧЕТВЁРТОЕ с ТРЕТЬИМ с помощью слов МОГУЧИЙ ВЕЛИКАН и ОН.
То есть одно предложение ЦЕПЛЯЕТСЯ за другое, как вагончики поезда - друг за друга.
Предложения могут сцепляться при помощи близких по значению слов (синонимов). Например, лось - лесной житель.
При помощи слов-помощников (ОН, ОНА, ОНИ, ЕМУ, ВАМ и т.д.). Например:
Лесной житель пробирался сквозь деревья. ОН решил полакомиться ветками деревьев и осиновой корой.
При помощи повторения одного и того же слова. Например: Дедушка угостил нас мёдом. Мёд был очень вкусным.
- Как вы думаете, а почему в текстах с ЦЕПНОЙ СВЯЗЬЮ слова заменяются на близкие по значению, на слова-помощники (он, она и другие)? (Для того, чтобы не было ПОВТОРОВ, а текст был более выразительным.)
Если в тексте предложения связаны ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, как бы ПО ЦЕПОЧКЕ (второе - с первым, третье - со вторым и так далее), такую связь называют ЦЕПНОЙ.
На доске появляется схема:
3. Знакомство с единым временным планом текста.
- Ребята, на прошлых занятиях мы говорили о связи предложений в тексте. Вспомните, как могут связываться предложения в тексте? (По цепочке.)
- Если в тексте предложения связаны ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, как бы ПО ЦЕПОЧКЕ (второе - с первым, третье - со вторым и так далее), такую связь называют ЦЕПНОЙ.
Прочитайте текст, который напечатан у вас на карточках.
Если дети по программе во втором классе не знакомы с категорией времени глагола, то изучение данного средства связи предложений в тексте следует отложить на более поздний срок (например, на 3-й класс).
Лодочка
ПРИШЛА весна. ПОТЕКЛА вода. Дети ВЗЯЛИ дощечки и СДЕЛАЛИ лодочку. Лодка ПЛЫЛА по воде. Дети БЕЖАЛИ за ней и весело КРИЧАЛИ. Они НЕ СМОТРЕЛИ под ноги. Дети ПОПАЛИ в лужу. (По Л.Н. Толстому.)
- Определите ТИП текста. (Это текст-повествование.)
- Обратите внимание на слова, выделенные заглавными буквами.
- На какие вопросы отвечают эти слова? Как называется эта часть речи?
- Как изменяются глаголы? (Глаголы могут изменяться по временам: НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ, ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ.)
- Определите время глаголов. (В данном тексте все глаголы стоят в ПРОШЕДШЕМ времени.) Как вы думаете, почему? (В тексте говорится о событиях, которые уже произошли.) Попробуем изменить ВРЕМЯ глаголов. Прочитайте, что получилось?
- Вам нравится текст?
- Как вы думаете, случайно автор употребляет глаголы в ОДНОМ (ПРОШЕДШЕМ) времени в тексте?
- Какой же вывод мы можем сделать?
Употребление ГЛАГОЛОВ в одном и том же времени в тексте называется ЕДИНЫМ ВРЕМЕННЫМ ПЛАНОМ ТЕКСТА. Благодаря использованию глаголов в одном времени, предложения связываются между собой.
4. Знакомство с временной соотнесённостью глаголов в повествовательных текстах.
- На прошлом занятии мы изучали тему “ЕДИНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ПЛАН ТЕКСТА”.
Вспомните, что такое ЕДИНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ПЛАН ТЕКСТА. (Употребление глаголов в одном и том же времени в тексте называется ЕДИНЫМ ВРЕМЕННЫМ ПЛАНОМ ТЕКСТА.Благодаря использованию глаголов в одном времени, предложения связываются между собой.)
- Чаще в повествовательных текстах с цепной связью динамику событий наиболее полно передают глаголы прошедшего времени. Но не всегда, ребята, в текстах соблюдается ЕДИНЫЙ ВРЕМЕННОЙ ПЛАН.
Сегодня мы узнаем, в каких текстах не соблюдается единый временной план.
Прочитайте текст, который записан на доске.
Старый Полкан
ЖИЛИ добрый пёс Полкан и кошка Мурка. У кошки РОДИЛИСЬ котята. Вот кошка УШЛА.Полкан ИГРАЕТ с котятами. Котята ЛЕЗУТ на спину Полкана. Пёс РАДУЕТСЯ. Тут ПРИШЛА кошка и СТАЛА УРЧАТЬ.ПолканУПОЛЗ под крыльцо. Скучно Полкану без маленьких котят.
- Определите тип текста. Докажите.
- Обратите внимание на глаголы.
- Глаголы какого времени подчёркнуты? (Глаголы НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.)
- А в каком времени стоят оставшиеся глаголы? (Глаголы в ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ.)
- Какой вывод можем сделать относительно использования в тексте глаголов в РАЗНОМ времени? (Нарушается единый временной план текста.)
- Как вы думаете, почему так происходит?
- В повествовательных текстах наряду с глаголами прошедшего времени используются глаголы настоящего времени.
Формы настоящего времени используются для выражения самых напряжённых, острых, важных для данной ситуации действий.
В тексте-повествовании допустимо СОЧЕТАНИЕ глаголов в разном времени.
- Очень важно научиться правильно выражать временные отношения в тексте.
5. Знакомство с последовательностью частей текста (абзацев) в тексте-повествовании.
В типовую программу по русскому языку включается изучение данного вопроса. Кратко остановимся на рассмотрении данной темы.
Мы рекомендуем активно использовать на уроке для анализа готовых текстов - повествований те тексты, которые сочиняют сами учащиеся Следует предложить детям один и тот же текст, но записанный по-разному: первый без деления на абзацы, второй - с делением на абзацы.
- Прочитайте тексты, напечатанные у вас на карточках.
Встреча с рысью
Однажды в воскресенье мы с друзьями отправились в лес на лыжную прогулку. Мы подъехали к просторной долине и осмотрели местность. Здесь мои друзья остановили машину.
Мы пошли дальше по узкой тропке. Тропа петляла в ельнике, Мой товарищ заметил следы. Это были отпечатки лап крупной ; кошки. А вот и сама рысь. Она лежала на толстом суку. Зверь был весь на виду.
Дальше идти было опасно. Мы вернулись домой.
В ходе работы по знакомству детей с абзацем важно донести до них, что автор, выражая мысль, движется, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называется микротемой. Микротема, как правило, раскрывается в одном абзаце. Каждый абзац принято писать с красной строки.В тексте важна последовательность не только предложений, но и абзацев.Каждый абзац - новая мысль автора. Абзац пишется с новой строки.Для закрепления новых сведений можно предложить детям задание.
Прочитайте текст.
На льдине
Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались на лёд ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море. Утром рыбаки заметили самолёт. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришёл пароход. Люди были спасены. (По Б.Житкову.)
- О чём говорится в тексте? Определите его тему.
- К какому типу текста относится текст?
- Сколько частей (абзацев) в этом тексте? Можно сказать, что в каждом абзаце высказывается новая мысль?
Попробуйте выразить основную мысль каждого абзаца (то есть определить микротемы).
6. Работа над планом текста-повествования.
Самым типичным планом повествования о каком-либо событии (бытовом или историческом) будет следующий:
I. Вступление (ближайшие причины (или поводы) разбираемого события).
II. Изложение событий:
1) начало события (первые признаки);
2) развитие события;
3) окончание события.
III. Заключение (ближайшие следствия данного события).
По такой схеме всегда легко набросать план к любому тексту.
Рассмотрим на примере варианта работы с детьми.
Дети читают текст.
На берегу моря
Ночью был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом дрожал. Грозно ухали волны. К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. Потом он нашёл двух улиток. Они почти высохли. В этот день дети спасли много морских зверьков. (по Г.Снегирёву)
Затем учащиеся делят текст на абзацы: что произошло в начале, потом и в конце.
На берегу моря
Ночью был шторм. Дул сильный ветер. Весь дом дрожал. Грозно ухали волны.К утру шторм стих. Наташа и Серёжа пошли к морю. Наташа подняла с песка маленького рачка. Волны его выбросили на берег. Он слабо шевелил лапками. Девочка бросила рачка в воду. Он закувыркался в зелёной воде и уплыл. В луже на боку плавала рыбка. Серёжа поймал её и выпустил в море. Потом он нашёл двух улиток. Они почти высохли. В этот день дети спасли много морских зверьков.
(по Г. Снегирёву)
Дети набрасывают план к тексту.
I. Вступление (что произошло ночью?)
II. Изложение событий:
1. Когда шторм стих?
2. Куда отправились Наташа и Серёжа?
3. Кого спасла Наташа?
4. Кого спас Серёжа?
III. Заключение (Кого спасли дети?) На доске появляется запись плана.
План.
На берегу моря
1. Шторм ночью.
2. Спасение морских зверьков.
3. Наташа и Серёжа - молодцы.
На начальном этапе дети учатся составлять план к готовым текстам. Затем следует познакомить их с тем, как по готовому плану, например, написать текст.
I. Вступление.
Наиболее обычными вступлениями в повествованиях бывают:
1) указание ближайшей причины или повода происходящих событий (см. разобранный текст “На берегу моря”);
2) указание на время и место события.
Важно в самом начале сочинения заинтересовать читателя, особенно в повествовании (предметы, например, описаний и рассуждений ценны и интересны сами по себе).
II. Главная часть повествования (изложение событий).
Ведётся по принципу: “Рассказывай, как было, не забегай вперёд!”. Что случилось первым, рассмотрим под буквой а (условно говоря), что случилось далее — под буквой б и так далее.
Часто в начальной школе дети пишут повествования с указанием на определённый срок. Среди школьных тем сочинений встречаются: “Как я провёл День знаний”, “Мой распорядок дня” и другие. Изложение такого повествования распадается по частям дня: что было утром (как шли приготовления, к примеру), днём и вечером (закончились события). Если для сочинения даётся часть года, то план можно построить в таком виде:
1. Первые признаки.
2. Приготовления людей (взрослых и детей).
3. Резкая перемена погоды.
4. Разгар времени года.
5. Самочувствие и занятия людей.
6. Последние дни.
Другие сроки, например, “Святки”, “Каникулы” и т.д., могут быть изложены по плану:
1. Ожидание (святок, к примеру).
2. Наступление ...
3. Первый день ...
4. Дальнейшие дни...
5. Конец...
К примеру, такой план можно проследить на повествовании следующего рассказа.
Святки
Святки были посвящены заботам о веселье. Задолго до Рождества в школе начинались оживлённые толки о предстоящей ёлке. Этой ёлкой бредили все без исключения дети деревни. Быть на ёлке - это было такое их право, против которого не смели протестовать родители. Но вот начинается с таким нетерпением ожидаемая раздача подарков и лакомств. С ёлки каждому по выбору срывается что-нибудь по желанию. И сколько волнения: не промахнуться и выбрать что-нибудь получше! Но самое главное происходило на третий день, когда ёлка отдавалась ребятишкам на разграбление. Детей выстраивали в две шеренги, и по команде между ними падала ёлка. Каждый спешил сорвать, что мог. Нередко радость кончалась горькими слезами трёхлетнего неудачника, не успевшего ничего взять. Но горе такого скоро проходило, так как из кладовых ему с избытком навёрстывали упущенное.
(По Н.Г. Гарину-Михайловскому.)
III. Заключение. Закончить повествование лучше всего естественным концом события или описываемого срока. Для сочинения “Как я провёл Святки” - последний день святок. Для повествований о событиях из личной жизни прекрасным заключением может служить “лирический элемент”, то есть чувства, пожелания пишущего.
Кроме заданий на составление плана, написания текста по плану, можно практиковать детей в составлении планов к названиям сочи нений. Например, предлагаются темы “День школьника”, “Как мы провели Масленицу”, “Осень в городе” и т.д.
Особое внимание следует уделить обучению детей написанию ЗАЧИНОВ и КОНЦОВОК как структурных элементов текста.
7. Работа над композицией текста-повествования.
Работа над планом текста тесно связана с работой над композицией текста. Рассмотрим на примере, как можно познакомить учащихся с композицией текста.
- Вспомните, какие бывают типы текста. (Повествование, описание, рассуждение.)
- Текст-повествование чаще тоже состоит из ТРЁХ частей.
что произошло сначала, потом и в конце. Сегодня мы поговорим о композиции текста. Для начала прочитайте на доске о том, что такое композиция текста.
Композиция художественного текста - это его построение.
- Из каких же частей состоит текст-повествование? Как называется каждая часть?
Прочитайте напечатанную на карточках сказку Константина Дмитриевича Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский
Пчёлки на разведках
Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие ярко-зелёные стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудила подруг, и выглянули они в окошечко-разведать: ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?
Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке: “Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!”
- Нет, - говорит им яблонька, - вы прилетели слишком рано: мои цветы ещё прятаны в почках. Попытайте у вишни.
Полетели пчёлки к вишне: “Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?” - Наведайтесь, милочки, завтра, - отвечает им вишня, - сегодня ещё на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни мёду.
Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчёлки и полетели домой веселёшеньки.
- Вам понравилась сказка?
- Какой же цветочек спас пчёлок?
- В сказке можно выделить 5 частей.
- Прочитайте ещё раз первую часть. (Настала весна; солнце согнало снег с полей; в пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие ярко-зелёные стебельки; почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.)
Микротема первой части - наступление весны.
- С какой же целью написана первая часть?
Не наступила бы весна, не проснулись бы пчёлки, не полетели бы они на разведку, то не о чем было бы разговаривать.
Первая часть завязывает действие, даёт ему толчок. Это завязка действия.
Прочитайте вторую часть. (Вот проснулась и пчёлка от своего зимнего сна, прочистила глазки мохнатыми лапками, разбудилаподруг, и выглянули они в окошечко - разведать: ушёл ли снег, и лёд, и холодный северный ветер?)
Микротема второй части - пробуждение пчёлок.
Прочитайте третью часть. (Видят пчёлки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; выбрались они из улья и полетели к яблоньке: “Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчёлок? Мы целую зиму голодали!”
- Нет, - говорит им яблонька, - вы прилетели слишком рано: мои цветы ещё спрятаны в почках. Попытайте у вишни.
- Полетели пчёлки к вишне: “Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчёлок?”
- Наведайтесь, милочки, завтра, - отвечает им вишня, - сегодня ещё на мне ни одного открытого цветочка; а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчёлки к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни мёду Микротема третьей части - пчёлки вылетели на разведку.
- С какой же целью написаны вторая и третья части?
- Действие начинает развиваться, происходят события, появляются новые действующие лица.
Эти части можно назвать развитием действия.
- Прочитайте четвёртую часть. (Печальные и голодные пчёлки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный тёмно-синий цветочек: это была фиалочка.)
Микротема четвёртой части - пчёлки ни с чем уже хотели возвращаться домой.
- А можно ли убрать из текста четвёртую часть? Как изменится сказка?
- Без четвёртой части очень трудно понять основную мысль сказки.
- Посмотрите, пчёлки уже потеряли всякую надежду, и вдруг... Эта маленькая неприметная фиалочка спасла их - они же были голодные. Очень важно даже маленькое скромное участие другого в трудный для нас момент.
Эта часть самая яркая. Четвёртая часть является острым моментом в повествовании и называется кульминацией.
- Прочитайте пятую часть. (Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока.Наелись, напились пчёлки и полетели домой веселёшеньки.)
Микротема пятой части - пчёлки нашли фиалку и наелись.
- С какой же целью в тексте написана пятая часть?
- Эта часть делает текст законенным, помогает узнать, чем закончилось повествование.
- Итак, пятая часть называется развязкой.
- Все части текста связаны единством повествования и центральным героем (пчёлки). Второстепенные действующие лица лишь помогают развитию действия (яблонька, вишенка, тюльпан, фиалка). Итак, запомните!
Текст состоит из следующих частей:
1. Завязка.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4. Развязка.
Теоретико-практическое изучение
устройства
текстов-повествований различных жанров (в разных
стилях)
В форме повествования создаются:
разговорный стиль: дружеское письмо, дневниковые записи, заметки в записной книжке, анекдот;
деловой стиль: деловое письмо, инструкция, отчёт, докладная, биография, протокол, меморандум, программа;
научный стиль: научный отчёт, описание опыта, эксперимента, технология, хроника;
публицистический стиль: заметка, очерк, репортаж;
художественный стиль: рассказ, повесть, басня, поэма, быль, летопись, жизнеописание, мемуары, сказка.
В начальной школе, как правило, обучают написанию текстов-повествований в следующих жанрах: инструкция, письмо, заметка, рассказ, сказка.
Примеры упражнений по обучению созданию текстов-повествований в жанре инструкции.
Учащимся предлагаются глаголы, по которым нужно восстановить текст: вдумайся, определи, обдумай, наметь, составь, реши, пиши, выбирай, следи, прочитай, проверь.
После восстановления текста школьники должны определить, что это за текст. После обсуждения они приходят к выводу, что это инструкция к написанию сочинения.
Инструкция - это свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.
Затем идёт обсуждение, почему в инструкции нельзя обойтись без глаголов. Учащиеся аргументируют свой ответ и приводят примеры.
Составь инструкцию “Как сделать новогодний подсвечник”.
Выбери нужные глаголы. Обрати внимание на форму, в которой употреблены глаголы.
(Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) небольшую корягу. (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи)корягу от грязи. (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) гвоздик для свечи. (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) корягу лаком. Когда коряга высохнет. (Найди, очисти, вбей, покрой, прикрепи) украшения.
Прочитай все предложения.
Привяжи ленточки в каждом углу и соедини их.
Сними верхнюю часть, а нижнюю используй для кормушки.
Возьми небольшую коробку из-под конфет.
Повесь кормушку на дереве.
Не забудь положить корм птичкам.
Сделай в каждом углу отверстие для ленты.
Расставь предложения по порядку так, чтобы получилась связная инструкция по изготовлению кормушки. Прочитай ещё раз о том, что такое инструкция.
Деловые тексты, в которых говорится о действиях и о том порядке, в котором их следует выполнять, называют инструкциями.
Многие из этих текстов строятся так:
1. Сообщается, что необходимо приготовить для работы.
2. Называется, какие действия и в каком порядке должны быть выполнены.
Приведём пример, как проводилась работа с учащимися третьего класса по обучению созданию инструкции по изготовлению новогодних игрушек.
- Вы читали рассказ А.Гайдара “Чук и Гек”? Вспомните ещё раз, как Чук и Гек вместе с мамой мастерили ёлочные украшения к Новому году. Подумайте, почему им пришлось делать самодельные украшения?
На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу
останавливался у двери и дивился на их всё новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принёс им серебряную бумагу от завёртки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, неровные. Но горели они так же ярко, как и самые нарядные покупные. Теперь дело было за ёлкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил, а стал на лыжи и ушел в лес. Через полчаса он вернулся. Ладно. Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы былина одно лицо - прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обёрнутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой ёлки в Москве, конечно, ни у кого не было. Это была настоящая таёжная красавица - высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звёздочки. (А.Гайдар)
- Дорогие ребята, ёлочные украшения делают сами не только в том случае, когда их нет (как это делали Чук и Гек). Мастерят их и для удовольствия. Это очень радостное и весёлое занятие.
- Ребята, расскажите, а вы делали когда-нибудь самодельные ёлочные украшения. Какие?
- А вы умеете клеить красивые ёлочные цепи?
- Попробуйте рассказать (составить инструкцию), как сделать бумажные ёлочные цепи.
- Составьте текст-инструкцию “Как сделать ёлочную цепь”. Назовите необходимые для этого предметы и обязательные действия.
1. Возьми цветную бумагу, ножницы и клей.
2. Нарежь...
Не забудьте: инструкция должна быть написана так, чтобы весь ход работы стал понятным. Перечитайте её и решите, сможет ли читатель по вашей записи сделать ёлочное украшение.
Вот, к примеру, какой текст-инструкцию составил ребёнок.
1. Возьми цветную бумагу, ножницы и клей.
2. Нарежь цветную бумагу на полоски шириной 0,5-0,6 см. Эти длинные полоски разрежь на меньшие по размеру 6-7 см.
3. Возьми клей и начни склеивать получившиеся полоски, склеивая только кончики друг с другом. У первой полоски, приклеив кончики друг к другу, получили колечко.
4. Возьми получившееся колечко и продень в него другую разноцветную полоску, у новой полоски склей два конца. Получи два колечка, скреплённые между собой.
5. И так продолжай делать дальше, у тебя получится разноцветная гирлянда: длинная и красивая.
6. По желанию можешь сделать несколько таких гирлянд. Желаю тебе удачи!
Важным представляется работа с детьми по составлению учебных инструкций по выполнению домашних заданий, к работе с компьютером, как выучить стихотворение и так далее.
Примеры упражнений по обучению созданию текстов-повествований в жанре заметки
Обучению текстов-повествований в жанре заметки следует обучать уже в начальной школе. Дети часто ходят на экскурсии в природу, в музеи, в театры и т.д. По следам увиденного и услышанного они пишут сочинения-повествования. Рассмотрим пример знакомства учащихся с заметкой как жанром.
- Дорогие ребята, вы много путешествуете. В пути вы встречаете много интересного, нового, захватывающего. А кто-нибудь из вас делал когда-нибудь заметки (путевые заметки) увиденного? (Дети высказываются.)
- Прочитайте текст и подумайте, о чём он.
Прекрасная, весёлая сторона, богатое растение. Весёлые деревья. Замок и парк. Буковая прекрасная роща. Маленькие озёра, торф. Предместья Копенгагена, окружённые прелестными аллеями. Деревья на улицах. Смешные солдаты... (В.А. Жуковский)
Буковая - роща, в которой растут буки, крупные лиственные деревья с гладкой светло-серой корой и твёрдой древесиной.
Предместья - заселённые людьми места за чертой города.
Торф - плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, употребляется как топливо, удобрение.
- Понаблюдайте, какая часть речи больше всего используется в тексте. Можете ещё раз прочитать текст.
- Обратите внимание, какие предложения в основном используются в тексте. Для этого ещё раз перечитайте текст.
Прекрасная, весёлая сторона, богатое растение. Весёлые деревья. Замок и парк. Буковая прекрасная роща. Маленькие озёра, торф. Предместья Копенгагена, окружённые прелестными аллеями. Деревья на улицах. Смешные солдаты ... (В.А. Жуковский)
Наши помощники Даша и Витя тоже помогают нам определять, какие предложения использованы в тексте. Прочитайте диалог Даши и Вити.
ДАША. Витя, ты обратил внимание, что в текстах используются короткие предложения, которые только называют предметы и почти ничего о них не сообщают?
ВИТЯ. Даша, я знаю, как называются такие предложения в русском языке!
Лаконичные, короткие предложения с главным членом подлежащим (имя существительное в именительном падеже), которые называют предметы, указывают место или время, называются назывными.
Вспомните с прошлых занятий, что такое микротема текста. (микротема - это подтема в рамках одной темы.Тема разворачивается, переходя от одной микротемы к другой.)
- Как вы думаете, развёрнуты ли микротемы в тексте? (Микротемы в каждом тексте названы, но не развёрнуты.)
- Кому, по вашему мнению, был адресован текст, для кого его создавал автор?
Дети сами делают выводы, что такое заметка, каковы особенности её создания.
Далее для первичного закрепления можно предложить учащимся заметки (наброски), чтобы они сами определили и доказали, что это заметки.
- Прочитайте текст.
Горы дюн. Рыбий запах. Море. Его неверность и прилив. Собаки тройкой, четвёркой. Горы корзин. Костюм: широкий плащ, длинная кофта, маленький круглый чепец. (В.А. Жуковский)
Дюны - прибрежные песчаные холмы, наносы, передвигаемые ветром.
Чепец - женский или детский головной убор в виде капора, закрывающего волосы и завязывающегося под подбородком.
- Является ли данный текст наброском, путевой заметкой? Поясните, почему вы так решили.
Затем в практической работе (на экскурсии и др.) дети сами делают заметки. Можно писать заметки, придя домой (например, после просмотренного спектакля) для будущего сочинения.
Примеры упражнений по обучению созданию текстов-повествований в жанре рассказа и сказки
Составление текстов-повествований в жанре рассказа и сказки - наиболее типичные виды сочинений на уроках русского языка в начальной школе. Работало обучению рассказам и сказкам основывается на классификации повествований.
Бытовые: из личной жизни; из жизни других.
Научные: исторические; наблюдения над явлениями природы.
Фантастические (“Путешествие на ковре-самолёте”).
Повествования также делятся на:
1) из области пережитого;
2) из области предполагаемого;
3) из области воображаемого.
Все рассказы и сказки в начальной школе либо основаны на реальном опыте детей, либо вымышленные. Написание рассказов, основанных на опыте ребёнка, представляет для них меньше трудностей, чем написание вымышленных (фантастических историй, сказок).
Следовательно, очень важно формировать текстовые умения и создавать благоприятные условия для освоения жанра сказки. По причине ограниченного объёма лекции и в связи с этим невозможности представить свои материалы по обучению созданию текста-повествования в жанре сказки мы хотели бы рекомендовать вам специальную программу Е.В. Маловой “Обучение детей составлению и написанию повествовательного текста в жанре сказки”1.
Данный материал можно предложить четвероклассникам в первом полугодии. Если материал упростить, то с заметкой можно знакомить и раньше.
Написание изложений повествовательного текста и сочинений-повествований
Подготовительным этапом к обучению написанию изложений и сочинений повествовательного характера является описанная выше работа.
Работа по составлению текстов по плану, работа с деформированными текстами, по составлению сказок и рассказов (по опорным словам, готовому началу и т.д.) широко представлена в пособиях в разделе “Уровень текста”.
Также считаем необходимым в системе организовывать работу по составлению небольших текстов-повествований по иллюстрациям, по серии иллюстраций, по опорным словам.
В приложении приведены примеры иллюстраций которые можно предлагать для создания текстов-повествований, и, соответственно, типы заданий к ним.
Практический этап
Изучив теоретические основы создания текстов-повествований, учащиеся на протяжении обучения в начальной школе практикуются (но уже с опорой на теорию) в создании текстов-повествований на основе взаимосвязи их содержания, структуры и речевого оформления (один из вариантов работы на практическом этапе будет описан в лекциях 7 и 8, в том числе и методика обучения написанию писем).
Типичные трудности детей при создании текста-повествования.
Трудности, которые испытывают младшие школьники при создании текстов-повествований, объективно обусловлены самой структурой повествования. Динамичность повествовательного текста требует умения пользоваться глагольным временем для более яркой передачи событий, преобладающая цепная связь осуществляется часто при помощи местоимений, а наличие нескольких действующих лиц в сюжете затрудняет их точный выбор.
Соответственно, больше всего ошибок, встречающихся в текстах-повествованиях учащихся, связано со средствами связи в тексте. Ошибки, связанные с неоправданным повтором одного и того же слова или однокореиных слов, неудачная синонимическая замена, неточная местоименная замена относятся к лексическим средствам связи. Нарушение видо-временной соотнесённости глаголов в тексте, злоупотребление аналогичными средствами сцепления предложений относятся к грамматическим средствам связи.
В связи с этим наиболее распространёнными типичными трудностями учащихся являются неверный выбор замены и несоблюдение видо-временной соотнесённости глаголов.
Какова же причина появления неоправданных повторов в тексте? В тексте-повествовании рассказывается о каком-то предмете (человеке, явлении), который совершает действия. И каждый раз (при создании следующего предложения) ученик называет один и тот же предмет и его действие. Это невольно наталкивает ребёнка на повтор одного и того же слова. К примеру, “На солнечной полянке рос одуванчик. Вокруг одуванчика были цветы, пчёлы, небо. Одуванчик рос, рос, потом превратился в золотой шар” (отрывок из сочинения ученика на тему “История одуванчика”).
Для работы по устранению неоправданных повторов учащимся следует предлагать задания следующего типа (учитель может сам подбирать тексты).
Прочитай текст.
Белка уселась рядом. Белка стала ловко брать с ладони орешек за орешком. Белка тут же разгрызала их. Потом белка принялась умывать мордочку передними лапками. Затем белочка напилась воды и улеглась в уголке клетки.
Найди речевой недочёт. Улучши текст.___________________
Неоправданный повтор чаще бывает связан с бедностью словаря ребёнка, с неумением проводить синонимическую и местоименную замену. Доработка, к примеру, текста, приведённого выше, предполагает замену повторяющегося слова “белка” на синоним или местоимение. Практиковаться в создании синонимического ряда слов следует на уроках русского языка; в наблюдении над синонимическим рядом, “используемым автором в произведении, - на уроках литературного чтения в ходе анализа текста. Также следует познакомить учащихся с понятием “контекстуальные синонимы”.
Работа с синонимической заменой в тексте предполагает проведение с детьми двух типов упражнений.
Упражнения на уместный синонимический выбор с использованием слов для справок. К примеру,
Прочитай текст.
Храбрый заяц
Родился ... в лесу и всего боялся. И вдруг ... понял, что у него пропала эта боязнь ... сообщил всем, что никого он не боится. К зайцу-хвастунишке прибежали старые и молодые зайцы. Слушают его и собственным ушам не верят ... крикнул, что с ним им нечего бояться. К нему теперь ни волк, ни лиса, ни медведь не приблизятся. Очень смешной...! Теперь о нём по всему лесу слава пойдёт.
Спиши текст и вставь вместо точек слова для справок.
Слова для справок: косой, трусишка, заяц, плутишка, длинноухий.
Как ты думаешь, являются ли слова из слов для справок синони-мами в данном тексте? Как они называются?
Упражнения на самостоятельный подбор синонимов.
Прочитай текст.
Мы пришли в лес. Над самой головой раздавался громкий стук дятла. Мы стали с интересом наблюдать за дятлом. Дятел обследовал больное дерево. Дятел долго долбил по одному и тому же месту. Затем дятел перелетел на другое дерево. Мы следовали за ним. Так мы долго наблюдали за работой дятла в лесу.
Найди речевой недочёт. Улучши текст.
Учащиеся заменяют слово “дятел” на контекстуальные синонимы “птица”, “санитар леса”, “лесной доктор”.
В работах учащихся часто обнаруживаются неточные синонимические замены. Неточная синонимическая замена является следствием неразличения оттенков значения лексических синонимов, неумения подбирать контекстуальные синонимы. В связи с этим упражнения на синонимическую замену следует проводить в системе.
Особое внимание следует уделять работе с местоименной заменой. Ученик понимает, что не всегда во избежание повтора можно подобрать синоним. Учащимся следует предлагать тексты с повтором слова и просить заменить местоимением. Например: “Две девочки шли домой с грибами. Девочкам надо было переходить через железную дорогу. Девочки думали, что машина (поезд) далеко, влезли на насыпь и пошли через рельсы” (Л.Н. Толстой Важно обращать внимание детей на то, что не всегда уместна местоименная замена. Например: “У моего соседа Коли жил щенок. Однажды щенок убежал из дома”. Дети могут заменить так: “У моего соседа Коли жил щенок. Однажды он убежал из дома”. Кто он? Сосед Коля или щенок убежал?
В данном случае уместна синонимическая замена: “У моего соседа Коли жил щенок. Однажды Колин любимец убежал из дома”.
Причина подобных трудностей детей связана с тем, что последующее предложение содержит местоимение, по роду и числу соответствующее сразу двум именам существительным предшествующего предложения. Это приводит к возможности двоякого восприятия контекста.
В целом неправильно производимые местоименные замены имеют ряд причин. Как правило, пишущий сообщает те сведения, которые читатель удерживает в памяти и с помощью которых расшифровывает местоимения. Даже сильные ученики в ряде случаев не соблюдают этого условия, вследствие чего местоимения, наполненные для автора конкретным лексическим значением, ничего не говорят читателю.
Учителю важно предлагать задания на наблюдение в тексте оправданного повтора, на составление текстов, где уместно использовать повтор. К примеру, дети наблюдают повтор слова весна в трёх предложениях, следующих друг за другом, в тексте про весну.
Собралась Весна в гости в северные края. Всю зиму она провела с перелётными птицами на юге. По небу бежало пушистое облачко. Весна взобралась на него и полетела. На земле все ждут Весну” Весна спустилась на землю. В полях запестрели проталины. Треснул на реке лёд. Деревья и кусты покрылись крупными почками. А следом за Весной потянулись в родные края перелётные птицы. Наступили тёплые весенние дни. (По Г. Скребицкому.)
Нарушение видо-временной соотнесённости глаголов объясняется несколькими причинами:
• отсутствием соответствующих знаний о тексте;
• невниманием к грамматической стороне текста;
• неумением использовать глагольное время в переносном значении.
Учителю следует проводить в системе упражнения на наблюдение единого временного плана текста, на его нарушение, на создание детьми собственных текстов. К примеру:
Прочитай текст.
Очков с полдюжины она достала,
Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет,
Очки не действуют никак. (И.А. Крылов.)
Определи время глаголов.
Как ты думаешь, соблюдается ли единый временной план текста? Почему?
Отметим также, что при создании детьми деловых повествований (инструкций) большие трудности вызывает, во-первых, выбор глагольных форм, во-вторых, использование названных выше слов для подчёркивания последовательности действий. Учитель на эти трудности должен обращать особое внимание.
Мы отметили самые типичные трудности, которые испытывают дети при создании текстов-повествований. Также наблюдаются следующие трудности: неумение расчленить текст на законченные предложения, неверное выделение абзацев, неумение членить текст на части, нарушение порядка предложений. Во избежание разного рода трудностей учитель планирует специальную систему упражнений.
Данная система упражнений должна отвечать следующим требованиям:
• каждое упражнение может быть нацелено на формирование конкретного текстового умения или носить комплексный характер (быть направлено на формирование сразу нескольких умений);
• упражнения в системе должны быть разнообразными по степени самостоятельности и творческой активности: упражнения по образцу должны чередоваться с конструктивными и творческими;
• большинство текстовых упражнений необходимо нацеливать на предупреждение и исправление наиболее типичных ошибок;
• языковой материал упражнений желательно связывать с грамматическим и орфографическим материалом, изучаемым на уроках русского языка.
Литература
1. Копинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы. - М., 1994.
2. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. - М., 2003.
3. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. - М., 1995.
4. СоломатинаЛ.С. Имя существительное: творческие задания. -М.: Чистые пруды, 2006.
5. Саламатта Л.С. Имя прилагательное: творческие задания. -М.: Чистые пруды, 2008.
6. Уроки развития связной речи в начальной школе: Пособие для студентов факультета начального обучения и учителей начальных классов / Сост. Щеголева Г.С.; ред. Рамзаева Т.Г. - М.: СПб., 2001.